Суд установил, что предусмотренный Конституцией Украины перечень лиц, статус которых должен соответствовать требованиям о несовместительстве, является исчерпывающим, а потому следует признать неконституционным положение, согласно которому главы местных государственных администраций, их заместители, руководители управлений, отделов, других структурных подразделений местных государственных администраций не могут иметь другого представительского мандата
6 декабря 2001 года Конституционный суд Украины обнародовал принятое 4 декабря с.г. Решение по делу по конституционному представлению 49 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положения части 2 статьи 12 Закона Украины «О местных государственных администрациях».
Субъект права на конституционное представление — народные депутаты Украины — обратился в Конституционный суд Украины с ходатайством признать неконституционным положение части 2 статьи 12 Закона Украины «О местных государственных администрациях» от 9 апреля 1999 года № 586-XIV относительно запрета главам местных государственных администраций, их заместителям, руководителям управлений, отделов, других структурных подразделений местных государственных администраций иметь представительский мандат депутата местного совета, потому что оно «ограничивает гарантированное статьей 38 Конституции Украины конституционное право граждан свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления».
Конституционный суд Украины, решая поставленные в конституционном представлении вопросы, исходил из того, что в соответствии с частью 2 статьи 8 Конституции Украины «законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны ей соответствовать».
Предусмотренное частью 1 статьи 38 Конституции Украины право граждан «быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления» (пассивное избирательное право) нельзя толковать буквально, поскольку ему не соответствует обязанность избирателей голосовать «за» и избирать конкретного гражданина. Это, по сути, право при соблюдении необходимых условий баллотироваться на выборах, в частности, депутатов местных советов. Запрета баллотироваться статья 12 Закона Украины «О местных государственных администрациях» не содержит.
Тем самым право быть избранным не тождественно праву иметь соответствующий представительский мандат или отказаться от него.
С учетом изложенного, Конституционный суд Украины пришел к выводу, что указанное в конституционном представлении положение части 2 статьи 12 Закона Украины «О местных государственных администрациях», согласно которому главы местных государственных администраций, их заместители, руководители управлений, отделов, других структурных подразделений местных государственных администраций не могут «иметь другго представительского мандата», не ограничивает предусмотренного частью 1 статьи 38 Конституции Украины права граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Конституционный суд Украины считает, что положение части 2 статьи 12 Закона Украины «О местных государственных администрациях», согласно которому должностные лица местных государственных администраций не могут быть народными депутатами Украины или иметь другой представительский мандат, содержит требование о несовместительстве.
Предусмотренное Конституцией Украины требование о несовместительстве в первую очередь связано с институтом представительского мандата. В части 2 статьи 78 Конституции Украины установлено, что народные депутаты Украины не могут иметь другого представительского мандата или состоять на государственной службе. Другой представительский мандат не может иметь Президент Украины (часть 4 статьи 103 Конституции Украины). Не могут иметь представительский мандат профессиональные судьи (часть 2 статьи 127 Конституции Украины).
Решая вопрос о несовместительстве представительского мандата депутата местного совета, Конституционный Суд Украины в Решении от 13 мая 1998 года № 6-рп/98 (дело относительно статуса депутатов советов) пришел к выводу, что предусмотренный Конституцией Украины перечень лиц, статус которых должен соответствовать требованиям о несовместительстве, является исчерпывающим, и признал не соответствующим Конституции Украины (неконституционным), положение части 1 статьи 5 Закона Украины «О статусе депутатов местных советов народных депутатов», согласно которому, депутат местного совета не может быть главой местной государственной администрации, его заместителем, руководителем структурного подразделения, прокурором.
В этом Решении Конституционный Суд Украины также отметил, что депутат сельского, поселкового, городского, районного в городе, районного, областного совета, который пребывает на должности руководителя местного органа исполнительной власти или на другой должности, на которую распространяется действие Конституции и законов Украины относительно ограничения совместительства, не может совмещать свою служебную деятельность на этой должности с работой на постоянной основе в советах, их исполнительных органах и аппарате.
Из названного Решения Конституционного Суда Украины следует, что Конституция Украины не запрещает главам местных государственных администраций, их заместителям, руководителям управлений, отделов, других структурных подразделений местных государственных администраций быть избранными в представительский орган местного самоуправления и иметь представительский мандат депутата сельского, поселкового, городского, районного в городе, районного или областного совета.
Частью 1 статьи 120 Конституции Украины установлено ограничение относительно руководителей центральных и местных органов исполнительной власти на совместительство: они не имеют права совмещать свою служебную деятельность с другой работой, кроме преподавательской, научной и творческой во внерабочее время, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия, имеющего целью получение прибыли. О несовместительстве, связанном с представительским мандатом, в частности с мандатом депутата местного совета, речь не идет.
Таким образом, положение части 2 статьи 12 Закона Украины «О местных государственных администрациях», которым предусмотрен запрет гражданам, занимающим должности глав местных государственных администраций, их заместителям, руководителям управлений, отделов, других структурных подразделений местных государственных администраций, иметь представительский мандат депутата местного совета следует признать неконституционным, поскольку это положение выходит за рамки, предусмотренные частью 1 статьи 120 Конституции Украины.
Заслушав судью-докладчика В.М. Шаповала, объяснения представителей сторон и исследовав материалы дела, Конституционный суд Украины решил признать не соответствующим Конституции Украины (неконституционным) положение части 2 статьи 12 Закона Украины «О местных государственных администрациях» от 9 апреля 1999 года №586-XIV, согласно которому главы местных государственных администраций, их заместители, руководители управлений, отделов, других структурных подразделений местных государственных администраций не могут «иметь другого представительского мандата».
Положение части 2 статьи 12 Закона Украины «О местных государственных администрациях», признанное неконституционным, утрачивает силу с дня принятия Конституционным Судом Украины этого Решения.
Решение Конституционного Суда Украины является обязательным для исполнения на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.
(Решение от 4 декабря 2001 года)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…