Действие судебного решения, вынесенного судом одного государства, ограничено, как правило, территорией этого государства. Это вызвано, прежде всего, тем, что судебное решение рассматривается в качестве части правопорядка того государства, в рамках юрисдикции которого оно было вынесено. Следовательно, допустимость признания и исполнения иностранного судебного решения определяется законодательством конкретной страны и международными соглашениями, в которых она участвует.
Признание на территории одного государства решений судов другого государства означает придание этим решениям такой же юридической силы, которую имеют вступившие в законную силу решения судов данного государства: они приобретают свойства неопровержимости, исключительности, а также исполнимости. Они обязательны для должностных лиц и органов государственной власти данного государства. Эти решения будут служить таким же подтверждением гражданских и иных прав и обязанностей, что и решения национальных судов.
Признание иностранного судебного решения является необходимой предпосылкой его принудительного исполнения.
Правовое закрепление возможности признания и исполнения решения суда одного государства на территории другого государства осуществляется путем достижения между государствами согласия по этому вопросу в виде международного договора. Как правило, это двух-, реже — многостороннее соглашение о правовой помощи и особенностях признания и исполнения решений судов и арбитражей.
Требования из-за границы
Особый интерес представляет признание и исполнение решений иностранных судов относительно субъекта хозяйствования, в отношении которого открыто производство о банкротстве. В данную категорию также следует включить оказание правовой помощи в случае, если активы банкрота находятся в нескольких юрисдикциях.
Судебная практика исходит из того, что заявление о признании и исполнении иностранного судебного решения, вынесенное против лица, в отношении которого подано заявление о признании его банкротом, должно рассматриваться в деле о банкротстве.
Рассмотрим простой пример. Иностранная компания обратилась в хозяйственный суд, рассматривающий дело о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью, с заявлением о признании и принудительном исполнении решения, вынесенного иностранным судом, о взыскании с этого ООО суммы долга за ненадлежащее исполнение договора. Должник в отзыве на заявление просил оставить заявление без удовлетворения, указав, что данное требование является самостоятельным и должно быть рассмотрено в отдельном производстве. Хозяйственный суд рассмотрел заявление по существу, исходя из следующего.
В соответствии с Законом Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом» после принятия заявления о признании должника банкротом все имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением установленного Законом порядка.
Поскольку на момент рассмотрения заявления о признании и исполнении иностранного судебного решения хозяйственным судом начато производство о признании должника банкротом, имущественные требования к должнику должны быть предъявлены в хозяйственный суд, рассматривающий дело о его несостоятельности (банкротстве). В этом случае они будут включены в реестр требований кредиторов и при признании должника банкротом удовлетворены в порядке, установленном названным Законом. В реестр требований кредиторов также включаются иностранные судебные решения, легализованные в отдельном производстве.
Но описанная ситуация является скорее неким исключением, частным случаем из всего многообразия вопросов международного взаимодействия при исполнении иностранных судебных решений в процессе банкротства.
Ныне международное сотрудничество все чаще направлено на урегулирование процедур трансграничного банкротства — не только в части признания и удовлетворения требований иностранных кредиторов, а и относительно международной помощи при включении в ликвидационную массу иностранных активов должника и урегулирования процесса транснациональной санации предприятия.
Во всех юрисдикциях сразу
Легальное определение понятия трансграничной несостоятельности в международных актах отсутствует. Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) трансграничная несостоятельность в самом широком смысле определяется как случаи, когда несостоятельный должник имеет активы в нескольких государствах или когда в числе кредиторов должника имеются кредиторы из другого государства, отличного от того, в котором осуществляется производство по делу о несостоятельности.
Таким образом, трансграничная несостоятельность — это институт международного частного права, регулирующий отношения, в которых участвуют несостоятельный должник и иностранные кредиторы либо имущество несостоятельного должника находится в разных государствах. По сути, как и в других ситуациях, подпадающих под сферу действия международного частного права, рассматриваемые отношения характеризуются проявлением юридической связи с правопорядками различных государств.
Законопроект на перспективу
В украинском законодательстве вопросы трансграничного банкротства пока что не урегулированы. Но положительные сдвиги присутствуют: специалистами Министерства юстиции Украины разработан проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины» (относительно трансграничной неплатежеспособности), целью которого является приведение законодательства Украины в соответствие с нормами Европейского Союза в сфере законодательства о компаниях. В проекте Закона соединены подходы и решения, которые предлагаются для решения проблем трансграничной неплатежеспособности (банкротства), предусмотренные в Типовом Законе ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности от 15 декабря 1997 года и в Регламенте Совета (ЕС) о производстве по делам о неплатежеспособности от 29 мая 2000 года № 1346/2000. Вступление Украины во Всемирную организацию торговли будет иметь следствием распространение в нашем государстве случаев трансграничной неплатежеспособности (банкротства). Учитывая эти прогнозируемые реалии, в национальном законодательстве должны быть должным образом урегулированы все коллизионные аспекты отношений, связанных с транснациональной неплатежеспособностью.
Оно нам надо?
Необходимость внесения соответствующих изменений в украинское законодательство не вызывает особых сомнений. Когда по отношению к должнику, который имеет активы в более чем одном государстве, открывается производство по делу о неплатежеспособности (банкротство), достаточно часто возникает необходимость в трансграничном сотрудничестве и координации с целью надзора за активами и операциями должника, а также управлении ими ввиду того, что неадекватность такой координации и сотрудничества ограничивает возможность санации предприятия, препятствует справедливому и эффективному урегулированию случаев трансграничной неплатежеспособности (банкротства) и повышает возможность того, что активы должника будут скрыты или раздроблены. Таким образом, существует проблема создания механизма сотрудничества в случаях трансграничной неплатежеспособности, который будет обеспечивать уважение к национальным судебным системам и будет приемлемым ввиду разных правовых, экономических, социальных систем государств, а также будет способствовать международной торговле и инвестиционной деятельности. К тому же, в соответствии с положениями статьи 51 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским Союзом и его государствами-членами от 16 июня 1994 года, ратифицированного Законом Украины от 10 ноября 1994 года № 237, Украина взяла на себя обязательство относительно постепенного приведения национального законодательства к законодательству ЕС в приоритетных сферах, в том числе в сфере законодательства о компаниях. Основной идеей разработки проекта Закона стало дополнение национального законодательства Украины нормами относительно признания решения иностранного суда по делам о неплатежеспособности (банкротстве) в широком значении этого понятия, как это предусмотрено в Регламенте Совета (ЕС) № 1346/2000, которое бы зависело не от наличия двух- или многосторонних соглашений или участия Украины в международных соглашениях, а гармонично вытекало из ее внутреннего национального права. Следует отметить, что нормы такого характера содержатся в законодательстве большинства стран мира: Канады, Соединенных Штатов Америки, как старых, так и новых государств — членов Европейского Союза. Принятие проекта Закона является важным, учитывая необходимость совершенствования национального законодательства, а также учитывая усиление процесса адаптации украинского законодательства к законодательству ЕС, поскольку будет способствовать решению (в случае распространения на территории Украины случаев трансграничной неплатежеспособности (банкротства) множества проблем, в частности, относительно прав кредиторов, которые являются субъектами права иностранного государства, принимать участие в судебном производстве по делам о несостоятельности; включения имущества должника, находящегося на территории другого государства в конкурсную массу; правового статуса и полномочий профессиональных лиц, назначенных по делу (аналог украинских арбитражных управляющих).
Следует отметить также, что во всех государствах, законодательство которых содержит нормы относительно трансграничной неплатежеспособности (банкротства), любая помощь в таких делах оказывается по принципу взаимности. Это означает, что в случае отсутствия в национальном законодательстве определенного государства отмеченных выше норм, она не сможет рассчитывать на необходимую помощь от другого государства, где такие нормы существуют.
А суд тем временем…
Рассмотрим более подробно предлагаемый механизм исполнения судебных решений в делах о несостоятельности (банкротстве). Прежде всего отметим, что компетентным судом по этим вопросам будет соответствующий хозяйственный суд.
Итак, с момента подачи заявления о признании иностранного производства и до вынесения соответствующего решения суд, на основании письменного заявления иностранного арбитражного управляющего, принимает меры относительно защиты активов должника или интересов кредиторов, а именно приостанавливает взыскание на основании исполнительных документов и других документов, на основании которых осуществляется взыскание по отношению к активам должника.
После признания иностранного производства, для защиты активов должника или интересов кредиторов, суд может оказать надлежащую судебную помощь, а именно: остановить производство по делу о банкротстве (неплатежеспособности) или другие процессуальные действия, которые касаются активов, прав, обязательств или ответственности должника при условии, что приняты все необходимые меры относительно гарантии удовлетворения интересов кредиторов на Украине; остановить взыскание на основании исполнительных документов по отношению к активам должника; остановить право передачи, обременения или отчуждения любых активов должника; а также, принять меры относительно обеспечения, сбора доказательств или истребования информации относительно активов, деловых операций, прав, обязанностей или ответственности должника.
В том случае, когда иностранное производство и производство на Украине осуществляются по отношению к одному и тому же должнику одновременно, суд оказывает помощь, придерживаясь следующих требований: если заявление о признании иностранного производства подается после начала производства на Украине, то предоставление судебной помощи не должно исключать возможность удовлетворения требований кредиторов Украины; если производство на Украине открывается после признания или подачи ходатайства о признании иностранного производства, то мероприятия судебной помощи пересматриваются, если они являются несовместимыми с производством на Украине.
Но, в любом случае, судебная помощь иностранному арбитражному управляющему ограничивается активами, которые подлежат управлению в соответствии с иностранным производством, ведь «интеграция» и «глобализация» — это, безусловно, хорошо, но и о национальных интересах следует позаботиться.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…