Интересная тенденция прослеживается среди народных депутатов, впрочем, как и среди субъектов законодательной инициативы в целом, вносить свои законодательные инициативы «оптом», даже если они имеют разные сферы регулирования. Весьма интересный «пакет» законопроектов недавно был зарегистрирован в парламенте народным депутатом Украины Романом Зваричем. Он включает проекты следующих Законов Украины: «О государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их обременений», «О нормативно-правовых актах», «О возмещении вреда, причиненного физическим и юридическим лицам незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий» и «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно деятельности хозяйственных обществ». Их положения рассмотрим подробнее в данном материале.
Недвижимые права
Необходимость создания единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, в котором бы отображалась вся информация о таком объекте права — качественные характеристики, собственники и распорядители, наличие обременений и т.д. — обсуждается уже давно. Собственно, такая база данных значительно бы облегчила осуществление операций с недвижимым имуществом и государственным органам, и нотариусам.
В проекте закона о госрегистрации автором предлагается установить обязательную регистрацию имущественных прав и обременений на недвижимое имущество, которое находится на Украине и принадлежит физическим, юридическим лицам, государству в лице органов, наделенных правом управлять государственным имуществом, иностранцам и лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, международным организациям, иностранным государствам, а также территориальным общинам в лице органов местного самоуправления. Помимо непосредственно права собственности на недвижимость также предлагается обязательная регистрация в едином реестре прав на недвижимое имущество права владения, пользования (сервитут), пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), права хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного пользования и аренды земельного участка, права пользования зданием или иным капитальным сооружением, права на бесхозное имущество и всех других имущественных прав. Кроме того, в реестр вносится информация относительно всех обременений имущественных прав, в частности, о пребывании имущества в налоговом и другом залоге.
При этом первичной для внесения в реестр является информация о праве собственности, все остальные могут быть внесены только после него.
Кроме того, уточняется, что данный реестр не будет содержать информацию о правах на земельные участки, а также о правах на объекты, по своему правовому режиму приравненные к объектам недвижимости — воздушные и морские суда, космические объекты и прочие.
В качестве главного органа в системе органов регистрации прав на недвижимость определяется Министерство юстиции Украины, которое является держателем реестра и определяет его администратора.
При этом регистрацию прав осуществляют государственные регистраторы, получившие свидетельство Минюста. Претендент на должность должен иметь высшее юридическое образование, пройти стажировку в органах государственной регистрации прав не менее чем 6 месяцев и сдать необходимый квалификационный экзамен.
Отметим, что регистрация прав на недвижимость осуществляется на основании заявления лица, приобретающего соответствующее право, а обременений — должностного лица, наложившего обременение, или лица, в интересах которого такие действия были осуществлены. При этом регистрация осуществляется исключительно в том регистрационном округе, в котором находится недвижимость.
Примечательно, что предусматривается взимание платы за регистрацию таких прав, а также за выдачу информации из реестра. Установление платы за регистрацию при этом кажется необоснованным, ведь приобретатель того или иного права при государственной регистрации соответствующей сделки уплачивает государственную пошлину. Справедливости ради отметим, что регистрировать права собственности на недвижимость, приобретенную до введения госрегистрации, не требуется.
Актовый закон
Внесение проекта закона, в котором, наконец, была бы закреплена процедура разработки, принятия, регистрации и вступления в силу нормативно-правовых актов, установлена их иерархия и урегулирована нормотворческая деятельность в целом, регистрируется в парламенте в начале работы каждого созыва. При этом, как правило, неоднократно вносятся альтернативные законопроекты. Первым среди депутатов VI созыва вернулся к идее принятия такого закона Роман Зварич. Спустя неделю альтернативный проект внес Александр Лавринович. Впрочем, концептуально аналогичные законопроекты не отличаются друг от друга — идея их едина начиная с 1992 года, когда появилось первое предложение урегулировать правоотношения в этой сфере. Единственное, что привлекло внимание в проекте народного депутата Зварича, о чем необходимо, по нашему мнению, упомянуть — это введение понятия «ненормативный правовой акт», под которым стоит понимать акт, содержащий исключительно индивидуально-конкретные или индивидуально-правоприменительные предписания. С точки зрения юриспруденции и теории права комментировать данное положение попросту нет смысла…
Не навреди, а навредил — возмести
Действующий Гражданский кодекс Украины предусматривает возмещение вреда, причиненного физическим или юридическим лицам органом государственной власти, органом власти Автономной Республики Крым, органом местного самоуправления (статья 1173), должностным или служебным лицом органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым, органа местного самоуправления (статья 1174). В настоящее время нет действующего акта, определяющего порядок или принципы возмещения вреда, предусмотренного указанными статьями. В то же время еще в 1994 году был принят Закон Украины «О порядке возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры и суда», по которому (с дальнейшими изменениями) ныне осуществляется выплата возмещений вреда, предусмотренная статьей 1176 ГК Украины.
Проект Закона Украины «О возмещении вреда, причиненного физическим и юридическим лицам незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий» преследует цель устранить образовавшийся пробел, установив, что такое возмещение морального и/или материального вреда осуществляется на основании решения суда, вступившего в законную силу, и в случае отсутствия добровольного исполнения исполняются в порядке, предусмотренном Законом Украины «Об исполнительном производстве». При этом изначально ответственность несет орган власти или местного самоуправления, но в случае наличия в действиях должностных или служебных лиц, по вине которых был причинен вред, состава преступления, подтвержденного вступившим в законную силу приговором суда, соответствующий орган власти и государство имеют право заявления регрессного требования.
Также, дабы избежать случаев отсутствия в Государственном бюджете средств на возмещение причиненного таким образом вреда, предлагается установить, что данный закон (в случае принятия) вступит в силу только с 2009 года (с нового бюджетного периода), а также внести изменения в Бюджетный кодекс Украины. Собственно, предлагается дополнить перечни расходов Госбюджета (статья 87) и местных бюджетов, которые не учитываются при проведении межбюджетных трансфертов (статья 91) пунктами о расходах на выплату такого рода возмещений.
Отметим, что возмещение вреда, предусмотренное ГК, осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством, а основанием должно быть решение административного суда, подтверждающее неправомерность действий органов государственной власти, местных органов госвласти и местного самоуправления, их должностных и служебных лиц. Впрочем, в проекте закона это не отображено.
Хозобщество
Относительно инициатив депутата Зварича в сфере деятельности хозяйственных органов отметим, что они касаются прежде всего действий участников при создании хозобществ или изменении состава участия таковых. Например, предлагается установить, что при учреждении общества с ограниченной ответственностью хотя бы одним физическим лицом учредительный договор удостоверяется нотариально. Эти и другие изменения предлагается внести в Гражданский и Хозяйственный кодексы Украины и Закон Украины «О хозяйственных обществах».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…