Финансовая разведка Украины — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №50 (364) » Финансовая разведка Украины

Финансовая разведка Украины

Все чаще средства массовой информации употребляют новое и необычное для нашего слуха название — финансовая разведка. Не все знают, что под финансовой разведкой Украины подразумевается Государственный департамент финансового мониторинга (Госфинмониторинг). Именно об аспектах деятельности Госфинмониторинга и пойдет речь в этой статье.

Неправоохранительный орган

Госфинмониторинг как правительственный орган государственного управления в составе Министерства финансов Украины был создан постановлением Кабинета Министров Украины от 10 января 2002 года и является специально уполномоченным органом исполнительной влас­ти по вопросам финансового мониторинга.

Согласно Положению о Госфинмониторинге, на него, в частности, возложены сбор, обработка и анализ информации о финансовых операциях, подлежащих обязательному финансовому мониторингу; создание и обеспечение функционирования единой государственной информационной системы в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; налаживание сотрудничества, взаимодействия и информационного обмена с органами государственной власти, компетентными органами иностранных государств и международными организациями. В ходе выполнения своих заданий Госфинмониторинг сотрудничает с органами исполнительной власти, другими госорганами, на которые возложены задания по предотвращению и противодействию легализации и финансированию терроризма.

С целью выполнения своих основных задач Госфинмониторинг имеет право получать от органов исполнительной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций необходимую информацию (в том числе составляющую банковскую или коммерческую тайну). В последующем полученная информация обрабатывается, анализируется и при наличии достаточных оснований, подтверждающих, что финансовая операция может быть связана с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма, передается правоохранительным органам в обобщенном виде для дальнейшего расследования.

Следует понимать, что Госфинмониторинг не является правоохранительным органом и не выполняет его функций, а значит, не является субъектом отношений, регулируемых Уголовно-процессуальным кодексом Украины и Законом Украины «Об оперативно-розыскной деятельности». Госфинмониторинг выполняет функции национального подразделения финансовой разведки, на которое возложены сбор, обработка и анализ информации о подозрительных финансовых операциях и последующая передача правоохранительным органам обобщенных материалов, но при этом Госфинмониторинг не проводит расследования выявленных нарушений.

Обобщенные материалы могут передаваться не только правоохранительным органам, но и другим центральным органам исполнительной власти и Национальному банку в зависимости от их компетенции. При этом Госфинмониторинг имеет право получать от органов, которым он отсылает данные материалы, информацию о ходе обработки полученных материалов и принятии надлежащих мер на их основании.

Поскольку в основном деятельность Госфинмониторинга регулируется Законом Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», стоит сделать некоторые замечания. Этот Закон выделяет два вида финансового мониторинга: обязательный (государственный) — осуществляемый Госфинмониторингом, и внутренний (первичный) — осуществляемый субъектами первичного финансового мониторинга.

В перечень субъектов первичного финансового мониторинга входят банки, страховые и другие финансовые учреждения; платежные организации, члены платежных систем, эквайринговые и клиринговые учреждения; товарные, фондовые и другие биржи; профессиональные участники рынка ценных бумаг; игральные заведения, ломбарды, юридические лица, проводящие лотереи и т.п.

Субъектами государственного финансового мониторинга являются центральные органы исполнительной власти и НБУ, выполняющие функции регулирования и надзора за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих осуществление финансовых операций, а также специально уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга (Госфинмониторинг). Но, в конечном счете, вся «подозрительная» информация так или иначе скапливается в Госфинмониторинге.

«Опасный» орган

На Госфинмониторинг возложены задания по созданию и обеспечению функционирования Единой государственной информационной системы финансового мониторинга, предусмат­ривающей доступ к информационным ресурсам МВД, Минфина, Минэкономики, СБУ, Гостаможслужбы, Госфинуслуг, ГНАУ, Госкомстата, Фонда госимущества, ГКЦБФР, Госкомзема, Госпогранслужбы, ГлавКРУ и Госпредпринимательства. Кроме того, Госфинмониторинг получает от подразделений финансовых разведок других государств информацию о связанных с отмыванием средств заграничных операциях украинских предприятий и граждан. К тому же Госфинмониторинг принят в Эгмонтскую группу, что означает его подключение к международной закрытой электронной системе обмена информацией об отмывании «грязных» средств, в которую входят 94 государства.

Таким образом, в Госфинмониторинге скапливается информация о финансовых потоках предприятий и граждан Украины, их финансовом состоянии и незаконных действиях. Само собой, эта информация содержит банковскую, коммерческую тайну, а также тайну страхования. Любой несанкционированный доступ к такой информации может иметь непредсказуемые последствия для экономической безо­пасности Украины и, тем более, отдельных предприятий и граждан. Доступ к такой информации может стать мощным инструментом влияния как на отдельных субъектов хозяйствования и частных лиц, так и на государственные органы. Таким образом, государство должно обеспечить максимальные гарантии неразглашения этой информации. Ведь даже недостаточное материальное обеспечение работников Госфинмониторинга может быть использовано теми, кто заинтересован в незаконном получении такой информации.

Решить эту проблему призван законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных прес­тупных путем, и финансирования терроризма», разработанный с учетом новой редакции Сорока рекомендаций Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) и зарегистрированный в парламенте в ноябре этого года.

Помимо гарантирования социальной и других видов защиты сотрудников Госфинмониторинга, что должно обезопасить их от влияния лиц, заинтересованных в незаконном получении имеющейся информации, законопроект впервые устанавливает требования к сотрудникам Госфинмониторинга. Так, председателем Госфинмониторинга сможет стать гражданин Украины с безупречной деловой репутацией, проживающий на Украине не менее 10 лет, владеющий государственным языком, с высшим экономическим или юридическим образованием и опытом работы по специальности. Он будет назначаться на должность и увольняться с должности Президентом Украины по представлению премьер-министра. Сотрудниками Госфинмониторинга не смогут стать лица, не имеющие высшего образования по специальности, а также осужденные за совершение корыстных или других средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлений.

Также законопроект несколько уточняет полномочия Госфинмониторинга. Согласно Рекомендациям FATF, финансовая разведка должна иметь непосредственный доступ на регулярной основе к финансовой, административной и правоохранительной информации, необходимой ей для надлежащего выполнения своих функций, включая анализ сообщений о подозрительных операциях.

Авторы законопроекта, в частности, предлагают внести изменения в Законы Украины «О страховании» и «О кредитных союзах», устранив препятствия в получении Госфинмониторингом информации, необходимой для реализации возложенных на него задач. Госфинмониторинг также уполномочивается проверять выполнение субъектами первичного финансового мониторинга требований законодательства и применять к ним определенные меры влияния.

Согласно законопроекту, Госфинмониторинг будет обеспечивать ведение учета не только финансовых операций, о которых получена информация, но и предоставленных правоохранительным органам обобщенных материалов, возбужденных по ним дел, данных относительно результатов досудебного следствия и принятых судебных решений, конфискованных активов, полученных и выполненных международных запросов о сотрудничестве в соответствующей сфере. Такой учет будет способствовать повышению эффективности как работы Госфинмониторинга, так и борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Кроме того, законопроектом предлагается включить Госфинмониторинг в перечень субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом.

Госфинмониторинг преобразуется?

Начиная с сентября этого года, Госфинмониторинг готовится к реорганизации. Причиной этому послужил Указ Президента Украины «О Государственном комитете финансового мониторинга Украины» от 28 сентября с.г.

Согласно Указу, вступающему в силу с 1 января 2005 года, с целью повышения эффективности осуществления государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, на базе Государственного департамента финансового мониторинга — правительственного органа государственного управления, действующего в составе Министерства финансов Украины, будет создан Государственный комитет финансового мониторинга Украины как центральный орган исполнительной власти со специальным статусом. Сложно сказать, повысит ли такая реорганизация эффективность деятельности Госфинмониторинга, но, безусловно, сделает его более независимым.

Несмотря на то что легализация доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма не так распространены на Украине, как в других странах, бороться с этими явлениями необходимо. Также как необходимо выполнять соответствующие рекомендации Группы по разработке финансовых мероприятий борьбы с отмыванием денег (FATF). И заключаться это должно в законодательном урегулировании не только способов и методов борьбы, но и обеспечения функционирования Госфинмониторинга. В противном случае Госфинмониторинг может стать источником финансовой нестабильности государства.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Финансовая разведка Украины

Законодательная практика

Что такое налоговый компромисс

Зарубежная практика

Недобросовестные юристы

Международная практика

ИНТА: Восточная Европа и ЕС

Неделя права

«Третейский» вопрос на заседании Правления УНК МТП

Конституционная реформа в праздничном пакете

Нет повода не отпраздновать

Кто станет Генеральным?

Реестр событий

«Объемная» работа КСУ

Прокурор ушел! Да здравствует прокурор!

Избран новый состав ЦИК

Судебная практика

Граница «на замке» безнаказанности

Принцип верховенства права в действии?

Кому предпочтительно платить гонорар?

Судебные решения

Действия ЦИК по установлению результатов выборов Президента Украины

Взыскание сумм для покрытия расходов на предоставление юридических услуг

Тема номера

Адвокат — защитник прав человека

Трибуна

Специалист в области... адвокатуры

Частная практика

Эффективное управление юридической фирмой

Інші новини

PRAVO.UA