Можно смело утверждать, что прошедшие семь дней войдут в историю как неделя беспрецедентных компромиссов, когда усовершенствование избирательной процедуры стоило принятия изменений в Конституцию Украины. 8 декабря с.г. увенчалась успехом очередная попытка народных депутатов проголосовать ряд документов, касающихся предстоящих выборов и конституционной реформы. 402 голосами был принят пакет из трех документов: Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины», Закона Украины «Об особенностях применения Закона Украины «О выборах Президента Украины» при повторном голосовании 26 декабря 2004 года» и законопроекта № 3207-1 «О внесении изменений в Конституцию Украины», принятого в первом чтении.
В соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» (известный многим как законопроект № 4180), Украина станет парламентско-президентской республикой. Срок полномочий Верховного Совета увеличен до 5 лет. Этим актом также вводится императивный мандат: основанием для досрочного прекращения полномочий народного депутата является невхождение депутата, выбранного от политической партии (блока), в состав депутатской фракции этой политической партии (блока) или выход из такой фракции (в этом случае необходимо решение суда, вероятно, уже административного). В Законе предусмотрено и создание коалиции фракций, в которую входит большинство депутатов. Несформированная в течение 1 месяца коалиция — основание для досрочного прекращения полномочий парламента Президентом.
К полномочиям Верховного Совета Украины отнесено назначение по представлению Президента премьер-министра Украины, министра обороны, министра иностранных дел, по представлению премьера — других членов Кабинета Министров Украины, председателя Антимонопольного комитета Украины, Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины, Фонда государственного имущества Украины, увольнение данных лиц с должностей, решение вопроса об отставке премьер-министра, членов КМУ.
В то же время возвращение прокуратуре функции общего надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина можно считать значительным шагом назад по сравнению с нынешним Основным Законом.
Закон «О внесении изменений в Конституцию Украины» (за исключением некоторых положений, вступающих в силу с 1 января 2006 года) начинает действовать с 1 сентября 2005 года в случае принятия до этой даты Закона Украины о внесении изменений в Конституцию касательно усовершенствования системы местного самоуправления.
На данный момент этот вопрос разрешает законопроект № 3207-1. Согласно этому документу, вводится новая административно-территориальная единица — община, объединяющая жителей одного или нескольких населенных пунктов, имеющая определенные границы. Органами местного самоуправления в общинах будут сельские, поселковые, городские советы, а также районные и областные советы, их исполнительные органы. Председатели районных и областных советов избираются соответствующими советами и возглавляют исполнительные органы власти. Исполнительную власть в областях, городах Киеве и Севастополе в рамках и порядке, определенном законом, будут представлять местные государственные администрации. На районном и поселковом уровне администрации не предусмотрены. Организация управления районами в городах относится к компетенции городских советов. Закон вступит в силу после избрания местных советов 5-го созыва в 2006 году.
В целом, рекордно короткие сроки принятия изменений в Конституцию, а также политический кризис в стране, вряд ли являются факторами, способствующими высокому качеству проведенной реформы.
«Усовершенствовать институт голосования по открепительным удостоверениям, а также голосования за пределами помещений для голосования», по мнению депутатов, должно принятие Закона Украины «Об особенностях применения Закона Украины «О выборах Президента Украины» при переголосовании повторного голосования в декабре 2004 года». В этом документе предусмотрены механизмы обеспечения равного представительства обоих кандидатов на пост Президента в территориальных и участковых избирательных комиссиях, что позволит наладить обоюдный контроль за соблюдением избирательного законодательства. Вводится более жесткий контроль за использованием бюллетеней: ограничено количество печатающихся бюллетеней и открепительных удостоверений (0,5 % от количества избирателей, внесенных в списки), для голосования по открепительным удостоверениям необходимо заявление с указанием причин невозможности голосования по месту жительства и номера территориального избирательного участка, где такое право планируется реализовать. О его использовании ставится штамп в паспорте.
В сессионном зале Владимир Литвин завизировал пакет документов, а Президент Украины Леонид Кучма подписал эти законы. Законопроект № 3207-1 будет направлен в Конституционный Суд Украины. С уверенностью сказать, что реформа таки будет воплощена в жизнь, не может никто: слишком ненадежна прописанная зависимость вступления в силу этих актов друг от друга. Помимо того уже сейчас есть заявления о возможном обращении в Конституционный Суд о признании неконституционным принятия законопроекта № 4180 в связи с нарушениями процедуры, или же о необходимости подготовки изменений в Конституцию, отменяющих некоторые принятые положения. Однако наверняка можно утверждать, что необходимая нормативная база для уменьшения нарушений законодательства при повторных выборах все же будет.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…