Похоже, новому составу Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) за достаточно короткое время удалось восстановить нормальный ритм работы, сбившийся в связи с неукомплектованностью Комитета. Более того, Комитет вышел на новый уровень диалога с бизнесом, начал работу над устранением основных препятствий в отношениях с субъектами хозяйствования, разработкой законодательства и исследованием тех рынков, до которых у предшественников руки не доходили.
Долгие годы бизнес жаловался на отсутствие прозрачных подходов к определению штрафов. Недавно АМКУ обнародовал рекомендационные разъяснения, касающиеся порядка определения размера штрафов, налагаемых за нарушения законодательства о защите экономической конкуренции. Доволен ли бизнес? На что теперь он будет жаловаться? Какие проблемы возникают с применением таких подходов? И, наконец, на что именно в рекомендациях по расчету штрафов бизнесу стоит обращать первоочередное внимание? На эти и другие вопросы в интервью газете «Юридическая практика» ответила первый заместитель председателя Антимонопольного комитета Украины — государственный уполномоченный Мария Нижник.
— Мария Владимировна, принципы открытости и предсказуемости заявлены в числе приоритетов нового состава Антимонопольного комитета Украины (АМКУ). В чем конкретно проявляются открытость и предсказуемость?
— Открытость и предсказуемость проявляются в конкретных действиях Комитета. С сентября этого года мы стали публиковать решения по делам о нарушениях, а также по результатам рассмотрения заявлений и дел о концентрации и согласованных действиях. Не все решения публикуются в полном объеме, но это не прихоть Комитета, а результат позиции субъектов хозяйствования, которые ратуют за полную публикацию решений о других предпринимателях, но относительно самих себя ходатайствуют о полном или частичном закрытии информации.
В середине сентября Комитетом приняты рекомендационные разъяснения, касающиеся порядка определения размера штрафов, налагаемых за нарушения законодательства о защите экономической конкуренции. Проект документа прошел широкое обсуждение с заинтересованными сторонами, в том числе проведены четыре круглых стола.
В том же ключе Комитет планирует работать с обновленной редакцией Методики определения монопольного положения, рекомендационными разъяснениями о критериях разрешения горизонтальных концентраций, типовыми требованиями к согласованным действиям по вертикальной дистрибуции товаров.
Комитет практикует проведение слушаний по конкретным делам и заявлениям и круглых столов — по проблемам, касающимся рынков в целом.
— Долгие годы бизнес жаловался на отсутствие обнародованных правил расчета штрафов. Теперь впервые в истории АМКУ подходы к расчету штрафных санкций за нарушение конкурентного законодательства стали публичными. Бизнес доволен? Возникают ли трудности с применением подходов?
— Первая проблема, возникающая при применении рекомендационных разъяснений, связана с тем, что в целом размер штрафов за нарушения конкурентного законодательства в виде картелей и злоупотреблений монопольным положением существенно возрастает. По научно-обоснованным правилам штрафы оказываются большими, чем по договоренности. Устраняется элемент неопределенности, но определенность оказывается жесткой. Доволен этим бизнес или нет — пока сказать сложно.
В связи с тем, что значительная часть штрафов по делам, рассматривающимся в территориальных отделениях Комитета, превышает 68 тысяч гривен, возникает процессуальная проблема принятия решений — административные коллегии территориальных отделений Комитета ограничены этим «потолком».
Еще одна проблема, с которой мы сталкиваемся, — это определение размера дохода или затрат, связанных с нарушениями, в процентах от которых в большинстве случаев рассчитывается базовый штраф. Она возникает, в частности, в некоторых особых случаях, например, когда нарушение происходит на тендере или когда нарушителем является банк.
— На что именно в рекомендациях по расчету штрафов бизнесу стоит обращать особое внимание?
— Рекомендую обращать первостепенное внимание на порядок определения базового штрафа, на отягчающие и смягчающие обстоятельства, влияющие на размер штрафа.
Идеология изложенного в разъяснениях подхода — размер штрафа соразмерен экономическим последствиям действий или бездействия правонарушителя. Соответственно, субъекты хозяйствования имеют возможность самостоятельно оценивать возможные риски, хотя и не с точностью «до копейки», чтобы не перекладывать их на потребителей.
— Какие рынки находятся сейчас в фокусе внимания АМКУ? Стоит ли ожидать решений, сопоставимых по масштабу с делами ритейлеров или авиазаправщиков?
— В нашем государстве меньше половины рынков являются конкурентными, то есть более половины имеют признаки монополии. Наиболее монополизированы отрасли энергетики, транспорта и связи. Соответственно, одним из первых рынков, на который обратил внимание новый состав Комитета, стал рынок энергетики. В настоящее время Комитет проводит углубленное исследование этого рынка на предмет ограничения конкуренции. Несмотря на то, что исследование еще продолжается, Комитет уже сделал первые шаги: предоставлены обязательные к исполнению рекомендации Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, а также открыты дела о нарушении законодательства компаниями группы ДТЭК.
Комитет также начал исследование на рынке авиационных перевозок, в том числе анализируется конкуренция на рынке хендлинговых услуг, услуг автоматизированного бронирования авиабилетов, а также на рынке внутренних перевозок. Первые рекомендации относительно хендлинговых услуг уже даны Государственной авиационной службе Украины. Надеемся, что результатом нашего исследования станет возросшая конкуренция на этом рынке и, как следствие, значительное уменьшение стоимости билетов на авиаперевозки для нас с вами.
Также под пристальным вниманием Комитета постоянно находится рынок автомобильного и авиационного топлива, фармацевтический рынок, рынок банковских услуг (несмотря на то, что последний является достаточно конкурентным), рынки продуктов питания. То есть ожидать масштабных решений стоит: наша цель — проанализировать, предоставить рекомендации, направленные на улучшение конкуренции, предотвратить или прекратить нарушения и в случае нарушений наказать виновных.
— Насколько нам известно, АМКУ активно участвует в подготовке изменений в закон о государственных закупках с целью снижения риска блокировки тендеров недобросовестными жалобщиками. Какие наработки есть по данному вопросу? Ведь блокировка тендеров в определенных сферах становится вопросом не только конкуренции, но и здоровья населения…
— Комитет не только принимает участие, но и является инициатором внесения изменений в законодательство о государственных закупках, в том числе в части порядка обжалования государственных закупок.
Если коротко, то идеология уже внесенных изменений заключается в том, чтобы значительно уменьшить количество обжалований требований к документации, целью которых является блокирование процедур закупок за государственные средства. Это касается, во-первых, ограничения сроков обжалования условий документации — за три-четыре дня до раскрытия (в зависимости от вида процедуры закупки), а не до конечного срока подачи предложений, как раньше (чем больше всего злоупотребляли субъекты при подаче жалоб); во-вторых — необходимости обоснования в жалобе нарушения прав заявителя (не было предусмотрено в предыдущей редакции); в-третьих — невозможности обжалования исходной документации после внесения заказчиком изменений в нее (также было наиболее распространенным злоупотреблением).
(Беседовала Кристина ПОШЕЛЮЖНАЯ,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…