В год президентских выборов одним из сборщиков податей имеет все шансы стать Государственная контрольно-ревизионная служба Украины (ГКРС). Взяв на вооружение статью 101 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2004 год» (Закон о бюджете) и Указ Президента Украины «О безотлагательных мерах относительно повышения эффективности взимания налога на добавленную стоимость» от 23 июня 2004 года (Указ об НДС), вышеуказанный орган государственной власти уже начал заявлять свои права не только на бюджетные учреждения, но и на частный бизнес.
На практике все просто: на предприятие, не имеющее никакого отношения к получению средств из бюджета, но претендующее на возмещение НДС или успешно получившее таковое, являются сотрудники КРУ и предъявляют удостоверение на проверку правильности бюджетного возмещения НДС.
Действительно, статья 101 Закона о бюджете предоставляет органам ГКРС право осуществлять в 2004 году проверку правильности бюджетного возмещения плательщикам НДС. Более того, пункт 9 Указа об НДС обязывает ГлавКРУ осуществить до 1 декабря текущего года проверки получения возмещения из Государственного бюджета Украины на сумму, превышающую 1 млн грн.
Но этих правовых норм явно недостаточно для обоснования правомерности проведения проверок органами ГКРС Украины субъектов предпринимательской деятельности всех форм собственности.
Во-первых, статья 19 Конституции устанавливает, что органы государственной власти и их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины. Полномочия ГКРС Украины определены Законом Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе на Украине» от 26 января 1993 года (Закон о ГКРС). Статья 8 этого Закона предоставляет сотрудникам ГКРС право проводить ревизии и проверки в министерствах, ведомствах, государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, получающих средства из бюджетов всех уровней и государственных валютных фондов. Возмещение НДС не является получением денежных средств из бюджета, поскольку бюджетное возмещение является суммой, подлежащей возврату налогоплательщику в связи с чрезмерной уплатой налога в бюджет (пункт 1.8 статьи 1 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость»).
Во-вторых, Указ Президента Украины «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» № 817 от 23 июля 1998 года (Указ о дерегулировании), принятый на основании пункта 4 Переходных положений Конституции Украины, определяет перечень органов государственной власти, имеющих право осуществлять проверки субъектов предпринимательской деятельности, и определяет круг вопросов, в отношении которых указанные органы осуществляют проверки. В соответствии с подпунктом «в» пункта 5 настоящего Указа органы ГКРС Украины производят проверки относительно бюджетных ссуд, ссуд и кредитов, гарантированных средствами бюджетов, целевого использования дотаций и субсидий, других бюджетных ассигнований, средств внебюджетных фондов, а также надлежащего исполнения государственных контрактов, проавансированных за счет бюджетных средств. Отдельной строкой органам ГКРС Украины предписывается осуществлять проверки исключительно в рамках полномочий, определенных Указом о дерегулировании.
В-третьих, статья 10 Закона об НДС четко и недвусмысленно определяет, что контроль за начислением и уплатой в бюджет налога на добавленную стоимость осуществляют органы государственной налоговой службы, а при ввозе товаров на таможенную территорию Украины — таможенные органы.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…