Банки грязи не боятся — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №7 » Банки грязи не боятся

Банки грязи не боятся

Рубрика Тема номера
Чтобы застраховать себя от негативных последствий проверок Госгеокадастра, нужно провести комплексный аудит земельного банка, договоров в сфере земельных отношений и устранить выявленные недочеты

Государственная служба Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра (Госгеокадастр) обнародовала годовой план осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) за использованием земель на 2019 год.

Ознакомиться с перечнем субъектов хозяйственной деятельности, которые будут проверяться Госгеокадастром до 31 декабря 2019 года, можно как на официальном сайте службы, так и на официальном инспекционном портале. Кроме того, законодательством не исключается возможность проведения специалистами Госгеокадастра внеплановых проверок юридических лиц (субъектов хозяйствования).

Оценка законности проверки

В случае если предприятие не получило уведомления о проведении плановой проверки (не позднее десяти дней до начала проверки) или проверяющие не предоставили вам всех необходимых документов, предусмотренных положениями статей 5–7 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», а именно: соответствующий приказ; подготовленное на его основании удостоверение (направление) на осуществление мероприятия; служебное удостоверение должностного лица органа госнадзора; копию согласования такой проверки центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в соответствующей сфере госнадзора (если основанием для ее проведения стало обращение физлица (физлиц) о нарушениях, повлекших ущерб его (их) правам, законным интересам, жизни или здоровью, окружающей среде или безопасности государства), вы имеете право не допускать проверяющих к проверке.

Если законных оснований для недопуска проверяющих нет, советуем тщательно подготовиться к проверке. До момента начала проверки рекомендуем детально изучить предоставленные инспекторами Госгеокадастра документы на соответствие даты начала и окончания проверки, перечня должностных лиц — проверяющих фактическим участникам проверки и т.д.

Если проверяющие требуют предоставить материалы, документы, справки и другие материалы, старайтесь фиксировать такие требования в письменной форме, фото-, видеорежиме. Следует отдавать себе отчет, что любые предоставленные документы, которые не касаются проверки, могут навредить вашим интересам в последующем.

По результатам проверки инспекторы Госгеокадастра обязаны оформить акт плановой (внеплановой) проверки и вручить один экземпляр должностному лицу предприятия.

В случае если проверяющие нашли нарушения, рекомендуем в самом акте детально описать пояснения, замечания и возражения, касающиеся выявленных инспекторами нарушений, что в будущем положит начало обжалованию результатов проверки (в том числе оформленных в отношении должностных лиц предприятия документов о привлечении к административной ответственности).

Возможно, относительно предприятия будет составлено предписание с требованием устранить нарушения земельного законодательства в сроки, установленные предписанием (как правило, до 30 дней). Кроме того, инспекторы вправе привлечь должностное лицо предприятия к административной ответственности на основании составленного протокола и вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

Обжаловать вынесенное предписание по результатам проверки вы можете в административном суде первой инстанции. Вынесенное постановление по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица предприятия (физического лица) можно обжаловать как в досудебном, так и судебном порядке.

Постановление, составленное по делу об административном правонарушении, вы имеете право обжаловать вышестоящему государственному инспектору Госгеокадастра, подав соответствующую жалобу (не позднее десяти дней после вынесения постановления по делу).

В результате рассмотрения жалобы инспектор Госгеокадастра принимает одно из следующих решений: оставляет постановление без изменения, а жалобу — без удовлетворения; отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение; отменяет постановление и прекращает дело; изменяет меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным правовым актом об ответственности за административное правонарушение, однако без усиления взыскания.

Следует отметить, что на практике досудебный порядок обжалования постановлений вышестоящим инспекторам Госгеокадастра недостаточно эффективен по причине нежелания инспекторов отменять ранее принятые постановления коллег, нарушая при этом «успешную» квартальную статистику Госгеокадастра в целом.

Судебная практика

Судебная практика по рассмотрению дел о правонарушениях в сфере земельных отношений неоднозначна. Суды первой инстанции не всегда в полной мере исследуют обстоятельства дела, не предоставляют надлежащей оценки доказательственной базе и не углубляются в экспертные вопросы землеустройства/земельного права (относительно установления фактов ухудшения плодородности почвы (показателей гумуса), использования земельных участков не по целевому назначению, без правоустанавливающих документов, самовольного занятия земельных участков).

Большинство дел этой категории завершаются рассмотрением в апелляционных судах и в редких случаях доходят до кассационной инстанции.

Наиболее распространенные административные дела мы рассмотрим ниже.

Снижение плодородности земли. Удовлетворяя исковые требования должностного лица ГП ОХ «Искра» Института сельского хозяйства северовостока Национальной академии аграрных наук (НААН) Украины относительно признания незаконным предписания и постановления инспектора Госгеокадастра, Харьковский апелляционный административный суд, принимая постановления от 21 ноября 2017 года по делу  818/996/17 и от 23 июля 2018 года по делу  585/2987/17, указал, что результаты проверки инспекторов Госгеокадастра основывались на данных предоставленных истцом агрохимических паспортов и ранее проведенного лабораторного агрохимического анализа почвы Учебнонаучным центром «Институт земледелия Национальной академии аграрных наук Украины» (УНЦ ИЗ НААН Украины), который к тому же был подготовлен за рамками проведения проверки. В результате апелляционного рассмотрения дела судом было установлено, что лабораторные исследования были проведены с нарушениями порядка осуществления агрохимического анализа и отбора образцов почвы (ДСТУ ISO 10381-2:2004 «Качество почвы. Отбор проб. Часть 2. Руководство по методам отбора проб»).

Суд также указал на допущенные УНЦ ИЗ НААН Украины нарушения ГОСТ 26213-91 «Почвы. Методы определения органического вещества», в котором указаны предельные значения относительных погрешностей результатов анализа.

Таким образом, суд пришел к выводу, что установленное инспекторами Госгеокадастра снижение плодородности почвы находится в пределах допустимой погрешности (15 %), а выводы суда первой инстанции являются необоснованными.

Использование земельного участка приобретателем недвижимости в порядке статьи 120 Земельного кодекса (ЗК) Украины исключает самовольное занятие. В постановлении от 20 марта 2018 года по делу  446/1384/17 Кассационный административный суд (КАС) в составе Верховного суда (ВС) сделал ряд интересных выводов. Как следует из материалов дела, инспекторы Госгеокадастра составили в отношении должностного лица ЧП «Л» (ЧП) документы по административному делу (акт проверки, протокол, постановление) по фактам самовольного занятия ЧП земель государственной собственности, которые находятся в постоянном пользовании ГП «Укроборонресурс» (ГП).

Аргументируя свою позицию, КАС ВС указал, что в момент приобретения ЧП в собственность недвижимого имущества у ГП у частного предприятия автоматически возникло право пользования земельным участком в силу положений статьи 120 ЗК Украины и общего принципа целостности объекта недвижимого имущества и земельного участка под ним. Кроме этого, суд дал оценку доказательствам возмещения ЧП уплаты земельного налога ГП.

Также суд указал, что земельный участок, которым фактически пользуется частное предприятие, не сформирован в кадастре и не выделен в натуре (на местности) из общей площади участка, который пребывает в постоянном пользовании государственного предприятия, поэтому инспекторы Госгеокадастра самостоятельно не могли определить площадь самовольного занятия земельного участка и надлежащим образом сделать расчет убытков, причиненных правонарушением.

Выводы и рекомендации

Если к вам пожаловали или планируют пожаловать на проверку инспекторы Госгеокадастра, рекомендуем воспользоваться правовой помощью юридических экспертов в сфере земельного права.

При проверке следует проводить аудио-, видео-, фотофиксацию процесса, принимать активное участие в даче пояснений, обоснований и возражений.

Землепользователям и собственникам земли рекомендуем обратить внимание на наличие (отсутствие) агрохимических паспортов с актуальными показателями почвы за последние пятьдесять лет. Агрохимпаспорт — это не только важная информация о природных показателях грунта земельного участка, но и весомый аргумент при возможных спорах с Госгеокадастром и недобросовестными землепользователями (собственниками).

Не дожидаясь проверки инспекторов Госгеокадастра, советуем провести комплексный аудит земельного банка и договоров в сфере земельных отношений на предприятии, выявить недочеты и в кратчайшие сроки их устранить, ведь кто предупрежден — тот вооружен.

ЯСЬКИВ Богдан управляющий партнер ЮФ TOTUM, гКиев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA