Новый ОООпыт — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Новый ОООпыт

Рубрика Конспект
Эксперты Школы корпоративного права LHS осветили накопленный опыт применения нового Закона об ООО и рекомендации по дальнейшему совершенствованию корпоративного законодательства

Ольга КИРИЕНКО, Олесь ЕВТЕЕВ, Анатолий ГВОЗДЕЦКИЙ, «Юридическая практика»

Год назад был принят Закон Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (Закон об ООО), поэтому в честь первой годовщины этого нормативного акта образовательная платформа Legal High School (LHS) пригласила авторов Закона об ООО, ведущих практиков, представителей государственного сектора и судейского корпуса для обсуждения его влияния на украинский бизнес.

В рамках блока «Структурирование бизнеса» Школы корпоративного права и M&A Legal High School состоялся LHS Discussion Hub «Закон об ООО — первые выводы правоприменения», модератором которого выступила Мария Орлик, партнер CMS Reich-Rohrwig Hainz. В числе спикеров — Анна Бабич, партнер ЮФ Aequo, Сергей Бенедисюк, партнер ЮФ Evris, Ольга Демьянюк, партнер киевского офиса МЮФ Baker McKenzie, Анна Зоря, партнер АО Arzinger, Артем Кузьменко, советник МЮГ Eterna Law, Александр Онуфриенко, партнер Asters, Юрий Попов, советник Председателя Верховного Суда.

В ходе дискуссии эксперты обсудили нюансы приведения деятельности обществ в соответствие с требованиями Закона об ООО, а также перспективы дальнейшего совершенствования корпоративного законодательства в Украине.

Защитная структура

Модуль «Общие принципы структурирования бизнеса» открыла лекция партнера МЮГ Eterna Law Максима Услистого, который рассказал об оптимальных структурах ведения бизнеса в Украине (в том числе иностранными компаниями). По его словам, структурирование бизнеса является отличной защитой от рейдерских атак любых видов и способом повысить общий уровень безопасности бизнеса от посягательств третьих лиц. Привлечение дополнительного инвестирования (создание условий для простого входа и выхода инвестора), значительная оптимизация налогообложения (непрофильные активы, роялти, проценты, дивиденды), повышение уровня корпоративного управления — все это также является мотивацией для структурирования бизнеса.

Лектор выделил критерии, которым должна соответствовать оптимальная целевая структура, и обратил внимание, что наиболее типичными являются так называемые трехуровневые структуры, где над украинским (операционными) компаниями находится, например, компания на Кипре, а над ней — классический офшор на уровне партнеров.

Прозрачная структура

О требованиях относительно публичности и раскрытия информации о бенефициарах рассказал заместитель директора по правовым вопросам медиагруппы Starlight Media Руслан Шевчук. Он напомнил, что в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лицпредпринимателей и общественных формирований (ЕГР) среди прочего раскрывается информация о конечном бенефициарном собственнике в понимании Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» или же альтернативно указывается, что конечный бенефициарный собственник отсутствует, с обоснованием причины.

Говоря о взаимодействии компании с Антимонопольным комитетом Украины, Руслан Шевчук напомнил о случаях, когда разрешение на концентрацию является необходимым, в частности, если совокупная стоимость активов или совокупный объем реализации товаров участников концентрации, в том числе за рубежом, превышает 30 млн евро, при этом стоимость активов или объем реализации товаров в Украине не менее чем у двух участников концентрации превышаетмлн евро у каждого. Кроме того, важным блоком является готовность к прохождению комплаенса контрагентов для подтверждения информации как о юридической, так и экономической бенефициарности компании.

Антирейдерская структура

Рейдерство — явление, с которым в Украине активная борьба ведется в последнее десятилетие, по убеждению партнера Asters Александра Онуфриенко, можно рассматривать как в уголовноправовой плоскости, так и в гражданскоили хозяйственноправовой, поэтому и механизмы противодействия ему нужно подбирать адекватные: в зависимости от правовой природы данного явления. Структурирование бизнеса — один из защитных инструментов от рейдерских атак, подчеркивает Александр Онуфриенко, называя три ключевые цели структурирования. Вопервых, это создание оптимальной схемы ведения бизнеса. Вовторых — решение вопросов, которые можно прогнозировать (выход партнера, брак/развод/наследство). Втретьих — защита бизнеспроекта от недружественных действий конкурентов или государства.

По мнению лектора, основными требованиями к структуре бизнеса являются простота, взаимозаменяемость составляющих, оперативность управления, стоимость создания и обслуживания.

Пространственная структура

Партнер налоговоюридического департамента Deloitte в Украине Наталия Ульянова и старший менеджер департамента комплексных трансформаций бизнеса Deloitte в Украине Екатерина Грабовик обратили внимание слушателей Legal High School на то, что в последние несколько лет в сфере деофшоризации произошли события, которые кардинально изменили порядок функционирования бизнеса в Украине и мире. Присоединение нашей страны к плану действий Организации экономического сотрудничества и развития по предотвращению размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из под налогообложения (план BEPS), принятие Евросоюзом директив по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, предписание о раскрытии конечного бенефициара бизнеса и особенно обмен информацией между странами существенно ограничили возможности использования низконалоговых юрисдикций.

Докладчики подчеркнули, что структурирование бывает вертикальным (в основе которого лежит иностранный холдинг, обеспечивающий более эффективное управление, а также безопасное владение активами) и горизонтальным (реализуется путем создания юридических лиц в зависимости от типа актива (недвижимость, интеллектуальная собственность, техника и пр.). Лекторы считают, что такая структура позволяет масштабировать бизнес, рассредоточить активы, воспользоваться преимуществами налогового режима той или иной юрисдикции.

Обновленная структура

Об эволюции требований к акционерным обществам и обществам с ограниченной ответственностью в Украине рассказали слушателям Legal High School Максим Либанов, член Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, и Мария Орлик.

По словам Максима Либанова, новый Закон об ООО внес изменения в определение статуса акционерного общества (АО). Если раньше статус АО определялся количеством акционеров: если их число превышало 100, частное акционерное общество становилось публичным акционерным обществом. Новое законодательство позволяет всем АО стать частными, поскольку ограничения количества акционеров нет.

Мария Орлик, один из авторов принятого год назад Закона об ООО, проанализировала новый законодательный акт, назвав его «принципиальные новеллы и преимущества». По ее словам, основными достижениями нового Закона об ООО являются новый стандарт корпоративного управления в обществах с ограниченной ответственностью (ООО), повышение ответственности менеджмента, улучшение оборачиваемости долей, возможность проведения debt-to-equity swap и многие другие изменения, которых давно ждал бизнес.

Привлекательная структура

Как юридически подготовить бизнес к продаже (в широком смысле — к любому привлечению инвестора)? Ответ на этот вопрос вместе со слушателями Legal High School искали Александр Николайчик, партнер Sayenko Kharenko, Оксана Даскалюк и Юрий Дмитренко, юристы Sayenko Kharenko.

Как отметили лекторы, сложная запутанная структура бизнеса делает его непривлекательным для инвесторов, которые привыкли работать в иной бизнессреде. Поэтому структурирование компании — зачастую необходимая процедура в процессе продажи бизнеса.

При этом во время предпродажной реструктуризации следует учитывать конкретные цели клиента: он хочет полностью продать бизнес, привлечь инвестиции от партнеров или выйти на международные рынки финансирования?

Если клиент ставит вопрос создания иностранного элемента структуры, необходимо понимать, какую роль он будет выполнять: будут ли в его основании лежать коммерческие или исключительно налоговые мотивы. Такими мотивами могут быть, например, необходимость выхода на зарубежные рынки сбыта или структурирование отношений с партнером по иностранному праву. Кроме того, в некоторых случаях бенефициары бизнеса могут предполагать хранение прибыли за рубежом.

IT-структура

С аспектами структурирования IT-бизнеса в эпоху плана BEPS слушателей Legal High School ознакомила юрист и налоговый консультант Ольга Ануфриева, специализирующаяся на обслуживании IT-компаний.

По мнению Ольги Ануфриевой, в 2019 году особенно актуальными и ощутимыми для IT-бизнеса будут уже запущенные процессы: проблема открытия банковских счетов для офшорных компаний; требования относительно прозрачности (обмен информации на глобальном уровне приводит к необходимости раскрытия бенефициаров); тест на деловую цель (любая операция должна преследовать цель получения экономических бенефитов, а не только уменьшения налоговой нагрузки).

Решение потенциальных проблем, по словам лектора, возможно за счет пересмотра в первую очередь корпоративной структуры. В частности, структуры должны быть максимально простыми и прозрачными в юрисдикциях с наиболее благоприятным налогообложением.

Также необходимо фокусировать внимание на экономической сущности трансакций и создании достаточного присутствия. То есть бизнес должен работать, исходя из принципов реальной экономической целесообразности, а при выборе страны для его ведения необходимо учитывать требования к сабстансу.

Партнерская структура

Особенностям структурирования отношений в рамках государственночастного партнерства (ГЧП) была посвящена лекция советника киевского офиса МЮФ Baker McKenzie Андрея Москалика. По его словам, ГЧП — это проекты, где у государства отсутствует финансовая возможность инвестировать в определенную сферу, а также нет возможности отчуждения (приватизации) актива, который необходимо восстановить или развить.

Рассказывая о признаках ГЧП, лектор подчеркнул, что такое сотрудничество предусматривает предоставление прав управления или приобретения, создание объекта ГЧП частным партнером с дальнейшим управлением при условии принятия инвестиционных обязательств. Также признаками такого сотрудничества являются передача частному партнеру части рисков в процессе имплементации проекта и использование финансирования из не запрещенных законодательством источников.

Среди преимуществ, которые в нынешних сложных экономических условиях получает государство от запуска проектов ГЧП, Андрей Москалик назвал эффект success story и создание условий для постепенного возвращения крупных инвесторов в страну и реализации проектов социального значения. А инвестору предоставляется содействие со стороны государства и возможность получения особых видов государственной поддержки.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA