Смежные вершины — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №7 » Смежные вершины

Смежные вершины

Рубрика Тема номера
Законодательные изменения в смежных отраслях экономики и либерализация валютного регулирования открывают перспективы для иностранных инвестиций в украинский агропромышленный комплекс

Привлечение инвестиций в украинскую экономику в целом и в агробизнес в частности из года в год приобретает все большую актуальность. Потребность во внешних источниках финансирования связана со многими факторами, влияющими на развитие сельского хозяйства как отрасли хозяйствования. Здесь и постоянное развитие технологий, необходимых для поддержания должного уровня производительности, и минимизация специфических для отрасли рисков, продиктованных, например, зависимостью от погодных условий и изменений.

По статистическим данным, агропромышленный комплекс является одной из важнейших, бюджетообразующих отраслей экономики страны, а также одной из лидирующих, если говорить о валютных поступлениях. По этой причине развитие агробизнеса, в том числе и за счет привлечения инвестиций, остается неизменным приоритетом государства на ближайшие годы.

Непривлекательные проблемы

Следует признать, что существует ряд нюансов, сказывающихся на привлекательности агробизнеса как объекта инвестирования. На государственном уровне это нестабильность политикоэкономической обстановки, несовершенство законодательной базы, отсутствие действенных стимулов для привлечения инвестиций, а на местном и отраслевом — отсутствие у местной власти механизмов для привлечения инвестиций, несовершенство информационноконсультационного обеспечения в регионах, износ и моральное устаревание материальнотехнической базы предприятий, местами низкое качество и недостаточная конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем потенциал капитальных инвестиций в агросегмент достаточно высок. И речь может идти об инвестировании и в логистику, и в повышение качества продукции, и в эффективность бизнеспроцессов.

Отдельной особенностью аграрной сферы в Украине является ее монополизация крупными агрохолдингами, поглощающими львиную долю всех инвестиций отрасли. Средние и малые хозяйства сегодня не в состоянии составить заметную конкуренцию крупным игрокам рынка и, соответственно, рассчитывать на внушительные инвестиционные поступления. Для этого малым и средним хозяйствам по меньшей мере необходимо получить реальный инструмент собственности. При открытом рынке земли они смогут привлекать инвестиции в устойчивое производство, обработку и подготовку готовой продукции.

Фактор моратория

Вопрос рынка земли — уже давно один из острейших в контексте развития сельского хозяйства в Украине, в первую очередь потому, что значительная доля производства в агробизнесе остается за земледелием — выращиванием зерновых и масличных культур, овощеводством. В то же время сам рынок земли заморожен наличием моратория на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения, который с 2001 года продлевается на регулярной ежегодной основе. Закон Украины «О внесении изменений в раздел Х «Переходные положения» Земельного кодекса Украины о продлении запрета на отчуждение сельскохозяйственных земель» (проект  9355-5), оставляющий мораторий в силе до начала 2020 года, был передан на подпись Президенту Украины 18 января и 4 февраля им подписан, несмотря на то что Министерство экономического развития и торговли Украины предлагало Президенту его ветировать, а Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал упомянутый закон нарушающим права человека и международные конвенции (жалобы 846/16 и 1075/16 «Зеленчук и Цицюра против Украины», решение ЕСПЧ от 22 мая 2018 года). К слову, в декабре 2018 года в Верховной Раде Украины было зарегистрировано около десяти законопроектов о продлении моратория, что скорее говорит в пользу намерений законодателя не ограничивать действие моратория прошедшими годами.

Так, в силу моратория часть земель находится у неэффективных собственников, которые не имеют физических, технических или финансовых возможностей для их обработки и использования по прямому назначению. Как правило, такие собственники сдают свои земли в аренду. Однако аренда — лишь частичное решение данной проблемы.

Право арендатора

В отличие от собственника арендатор преимущественно эксплуатирует землю, что становится причиной ее ускоренного истощения и снижения урожайности. При этом законодательство никак не стимулирует арендатора земель сельскохозяйственного назначения инвестировать часть своей прибыли или нести какиелибо расходы на мероприятия и средства по восстановлению и поддержанию качества земли. Как результат — могут возрастать риски неэффективного использования инвестиций и их доходности.

Кроме того, когда получателем инвестиций является арендатор, а не собственник, уверенность инвестора в долгосрочности перспектив, даже при наличии договора аренды, заключенного на десятилетия, не столь прочна. Законодательство об аренде земли предусматривает возможность досрочного расторжения договоров аренды в судебном порядке. Для арендодателя мотивом для досрочного расторжения договора аренды могут быть более выгодные условия, которые предлагает потенциальный арендатор.

Отдельным аспектом в арендных правоотношениях является возобновление договора аренды, а именно — перезаключение договора аренды с предыдущим арендатором в связи с реализацией его преимущественного права на заключение договора на новый срок, предусмотренного статьей 33 Закона Украины «Об аренде земли». Нередко арендодатели игнорируют это право арендатора, что приводит к судебным тяжбам, в свою очередь также негативно сказывающимся на инвестиционном климате в агробизнесе. Сегодня практика судов в таких делах достаточно обширна, хотя Верховный Суд неоднократно излагал свою правовую позицию относительно условий, которые должны быть соблюдены арендатором для того, чтобы не утратить свое преимущественное право, а при необходимости — отстоять его в суде (в качестве примера можно привести постановление Верховного Суда Украины от 29 ноября 2017 года по делу  389/1007/16-ц).

Следует также помнить положения абзаца 2 статьи 32 Закона Украины «Об аренде земли», согласно которым в случае расторжения договора аренды земли по инициативе арендатора на основаниях, не обусловленных нарушением арендодателем договора, последний имеет право на получение арендной платы на землях сельскохозяйственного назначения за шесть месяцев, если на протяжении указанного периода не поступят предложения от других лиц на заключение договора аренды этого же земельного участка на тех же условиях. То есть действующее законодательство защищает интересы собственника земли, не оставляя при этом равнозначного права арендатору на смену земельного участка по собственной инициативе, например, в случае если параметры этого земельного участка перестали его устраивать, предположим, с точки зрения урожайности и, соответственно, рентабельности бизнеса.

Изменения есть

В то же время нельзя не отметить, что в Украине на всех уровнях, от парламента и до местных органов власти, ведется серьезная работа по улучшению инвестиционного климата, имплементации норм европейского законодательства в рамках подписанных Украиной международных договоров. Есть понимание того, что проблему инвестиций в сельское хозяйство следует решать комплексно, с введением всех механизмов формирования инвестиционной привлекательности отрасли. По данным Государственной службы статистики Украины, в стране отмечается ежегодный прирост инвестиций в целом, а инвестиции в сельское хозяйство составляют 13 % от общего объема инвестиций в украинскую экономику и тоже продолжают увеличиваться.

Такой эффект достигается и за счет того, что для улучшения инвестиционного климата в аграрном сегменте внедряются определенные законодательные изменения не только в отрасли сельского хозяйства, но и в смежных отраслях экономики, от которых зависит эффективность агробизнеса: реформируется система обеспечения качества и безопасности продовольственных продуктов (принят Закон Украины «О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровья и благополучия животных»), ослаблено валютное регулирование (принят Закон Украины «О валюте и валютных операциях», который вводится в действиефевраля 2019 года). Очевидно, что открываются перспективы прихода в украинский агропромышленный комплекс серьезных иностранных инвесторов, а инвестиционный потенциал аграрной отрасли как опции для вложений продолжает расти.

КУЛИШ Анна — старший юрист SDM Partners Law Firm, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA