Кабинет Министров Украины создал межведомственную рабочую группу (МРГ) и начал очередную реформу налоговой и таможенной службы. О составе группы, ее структуре и функциях рассказал представитель этого органа Ярослав Романчук, адвокат, управляющий партнер Юридической группы EUCON.
— КМУ была создана межведомственная рабочая группа. Будучи членом созданной группы, как можете прокомментировать инициативу ее создания и описать механизм работы данного органа?
— 31 января 2019 года состоялось первое заседание межведомственной рабочей группы при КМУ, где и были определены первоочередные задачи, «дорожная карта» и намечен план работы.
Да, нас ожидает очередная реформа налогового и таможенного блока, хотя, пожалуй, данные процессы нельзя назвать полноценным реформированием — это не то, чего ожидали и на что рассчитывали бизнес и общество, но КМУ принял решение разделить Государственную фискальную службу (ГФС) Украины на два ведомства: Государственную налоговую службу (ГНС) и Государственную таможенную службу (ГТС) Украины.
КМУ пошел по простому пути — по пути разделения ГФС Украины на две службы и перевода всех сотрудников без проведения конкурса в созданные органы, конкурс будет проведен лишь для определения руководителей Государственной налоговой службы и Государственной таможенной службы Украины.
— На какой правовой основе будет проводиться реформирование ГФС?
— Основными нормативно–правовыми актами, регулирующими данный вопрос, являются постановление КМУ от 18 декабря 2018 года № 1200 «О создании Государственной налоговой службы Украины и Государственной таможенной службы Украины», постановление КМУ от 18 декабря 2018 года № 1202 «О создании межведомственной рабочей группы по вопросу реформирования системы органов, реализующих государственную налоговую и таможенную политику», а также распоряжение КМУ от 27 декабря 2018 года № 1101-р «Об одобрении концептуальных направлений реформирования системы органов, реализующих государственную налоговую и таможенную политику».
— Кто вошел в состав межведомственной рабочей группы и чьи интересы представляете вы?
—МРГ состоит из 50 человек, среди которых 15 представителей центральных органов исполнительной власти, 15 народных депутатов Украины, десять международных экспертов и представителей международных организаций в Украине, а также десять независимых экспертов — представителей бизнеса, научного сообщества и общественных организаций.
Персональный состав межведомственной рабочей группы утвержден приказом Министерства финансов Украины № 39 от 29 января 2019 года.
Председателем рабочей группы КМУ назначил министра финансов Оксану Маркарову. Заместитель министра финансов Сергей Верланов и и.о. главы Государственной фискальной службы Украины Александр Власов утверждены заместителями МРГ.
Также членами МРГ являются первый заместитель и заместители главы Государственной фискальной службы Украины, глава Национального агентства Украины по вопросам государственной службы, глава Государственной регуляторной службы Украины, заместитель главы Администрации Президента Украины, первый заместитель министра экономического развития и торговли Украины, первый заместитель главы Национального банка Украины, министр Кабинета Министров Украины, заместитель министра юстиции Украины, представитель Секретариата Кабинета Министров Украины. В качестве международных экспертов и представителей международных организаций в Украине в состав вошли представители Всемирного банка, МВФ, представительства ЕС, офиса технической помощи Казначейства США, немецкого агентства по развитию (GIZ), Американской торговой палаты в Украине (АСС), Европейской бизнес ассоциации (EBA), от украинского бизнеса и общественных организаций — представители Федерации работодателей Украины, Ассоциации юристов Украины, Союза украинских предпринимателей, «Реанимационного пакета реформ», Офиса эффективного регулирования (BRDO), КНУ имени Тараса Шевченко, общественного совета при Минфине, бизнес–омбудсмен. В МРГ я представляю интересы Украинского совета бизнеса, в состав которого входят 70 украинских бизнес–ассоциаций.
— Какой официальный статус созданного органа и какие задачи стоят перед межведомственной рабочей группой?
— Межведомственная рабочая группа — это временный консультативно–совещательный орган Кабинета Министров Украины.
Основная задача МРГ заключается в подготовке проектов положений «О Государственной налоговой службе Украины» и «О Государственной таможенной службе Украины», которые сейчас и являются основными объектами нашей работы.
Кроме того, важная задача межведомственной рабочей группы — подготовка предложений по реформированию системы органов, реализующих государственную налоговую и таможенную политику
В рамках полномочий мы проводим анализ сложившейся ситуации, имеющихся материалов и причин возникновения проблем в процессе осуществления реформирования системы налоговых и таможенных органов, а также участвуем в составлении плана мероприятий по реализации концептуальных направлений. Все разработки, предложения и рекомендации по результатам работы МРГ будут подаваться Кабинету Министров Украины на рассмотрение и утверждение.
— Сколько времени отведено на проведение данной реформы?
— На данный момент мы не можем говорить о каких–то конкретных сроках — они не определены постановлениями Кабинета Министров Украины, так как пока не разработан и не утвержден окончательный механизм внедрения изменений. У рабочей группы есть один месяц для разработки положений о службах и направления их на утверждение КМУ. Только после того как КМУ утвердит эти положения, Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы объявит конкурс на должности руководителей налоговой и таможенной служб. Лишь после этого можно будет говорить о каких–то более конкретных дедлайнах.
— Созданные ГНС и ГТС Украины будут самостоятельными органами или структурными подразделениями Минфина?
— Государственная таможенная служба Украины будет центральным органом исполнительной власти по вопросам обеспечения реализации государственной политики в сфере государственного таможенного дела, а Государственная налоговая служба Украины — центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику, государственную политику по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, государственную политику в сфере борьбы с правонарушениями при применении налогового законодательства, а также законодательства по вопросам уплаты единого взноса.
Деятельность этих ведомств будет направляться и координироваться КМУ через Минфин Украины.
— Какие вопросы относительно реформирования ГФС Украины являются наиболее важными, проблемными и открытыми на данный момент?
— Есть проблемы, механизм решения которых пока не найден. К таким проблемам можно отнести вопрос необходимости разделения баз данных, которые сегодня принадлежат ГФС Украины.
Я лично считаю, что базу данных разделять нельзя — ее необходимо сохранить и передать во владение Министерству финансов, а налоговой и таможенной службам дать разрешения на доступ и пользование ею.
Остается также открытым вопрос предоставления налоговых консультаций. Так, существует два вида консультаций — обобщенные и индивидуальные. Что касается обобщенных, то сегодня их предоставляет Минфин Украины, а индивидуальные консультации — Государственная фискальная служба Украины. Считаю целесообразным возложить функцию предоставления как обобщенных, так и индивидуальных консультаций на Минфин Украины.
А что будет с введением персональной ответственности должностных и служебных лиц, представляющих вновь созданные налоговую и таможенную службы, мы наконец–то решимся ее ввести? Ответ на этот вопрос пока остается открытым.
— Какова ситуация с налоговой милицией? Остается ли этот орган в прежнем формате и будет ли функционировать, препятствуя нормальной деятельности бизнеса?
— К сожалению, в предложенной КМУ концепции налоговая милиция остается в составе налоговой службы, и у нее остаются все полномочия, которые были до этого, несмотря даже на тот казус, который произошел в прошлом году, когда народные депутаты Украины «случайно» лишили налоговую милицию ее полномочий.
Моя позиция и позиция членов Украинского совета бизнеса однозначная — налоговая милиция должна быть ликвидирована, а на ее базе и на базе подразделений, которые отвечают за борьбу с экономическими преступлениями в Службе безопасности Украины и Министерстве внутренних дел, должен быть создан отдельный орган с условным названием «Служба финансовых расследований». При поддержке наших международных партнеров мы должны провести открытый конкурс по отбору сотрудников и специалистов в созданную службу.
Лишь при условии создания по указанному алгоритму новой структуры можно гарантировать адекватную работу налоговых органов и их нормальные, конструктивные, честные отношения с бизнесом.
Беседовал Александр БИЛЬДИН, «Юридическая практика»
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…