Исходное предложение — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №7 » Исходное предложение

Исходное предложение

Работа парламента VIII созыва неумолимо близится к исходу: каких законодательных предложений стоит ожидать в ходе предпоследней сессии?

Ольга КИРИЕНКО, «Юридическая практика»

В первый вторник февраля с.г. стартовал очередной законодательный сезон, который для Верховной Рады Украины VIII созыва будет предпоследним, — десятая по счету сессия. Примечательно, что за всю историю деятельности законодательного органа независимой Украины нынешняя каденция парламента станет только второй, прошедшей марафон длинною в 11 сессий: ранее самой продолжительной была работа Верховной Рады Украины VI созыва — с ноября 2007-го по декабрь 2012-го. Нынешнему составу парламента не грозит досрочное прекращение полномочий, поскольку народные депутаты Украины уже перешли в конституционную «зону безопасности»: положения части 5 статьи 90 Основного Закона, напомним, содержат табу на досрочное прекращение полномочий парламентариев Президентом Украины в последние шесть месяцев срока его полномочий или каденции Верховной Рады Украины. Тем не менее вызовов перед парламентариями, которым уже в конце 2019-го предстоит сложить свои депутатские мандаты, стоит немало. Главный из них связан с грядущими сразу двумя кампаниями — президентскими и парламентскими выборами: риск, что здание под куполом из законодательной арены превратится в политическую — платформу для пиара предвыборных программ и популистских законодательных предложений — очень высок.

Главные приоритеты на ближайшие полгода (работа десятой сессии, согласно календарному плану, должна продлиться до середины июля с.г.) традиционно были озвучены в ходе официального старта нынешнего зимнелетнего законодательного сезона спикером Верховной Рады Украины Андреем Парубием. Задачей  1 было названо законодательное обеспечение национальной безопасности и обороны Украины. В числе законодательных приоритетов значится и «языковой» законопроект. Отметим, что сейчас на рассмотрении парламентского комитета по вопросам культуры и духовности находится несколько инициатив, посвященных языковому вопросу, в том числе проект «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» ( 5670-д), инициированный более чем 70 народными депутатами Украины, который был принят в первом чтенииоктября 2018 года.

Еще одним стратегическим заданием для законодательного органа страны председатель парламента назвал «обеспечение необратимости курса Украины к членству в НАТО и Европейском Союзе». Как известно, еще в начале сентября 2018-го глава государства инициировал законопроект «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно стратегического курса государства на приобретение полноправного членства Украины в Европейском Союзе и в Организации Североатлантического договора)» (регистрационный  9037), который после получения заключения Конституционного Суда Украины (КСУ) о соответствии его требований статьям 157 и 158 Основного Закона был предварительно одобрен парламентом в рамках предыдущей сессии. Несмотря на формальность и во многом декларативность предложенных изменений, тот факт, что они закрепляются на фундаментальном законодательном уровне, вызывал опасения с точки зрения возможности их реализации, ведь для коррекции Основного Закона нужно заручиться поддержкой как минимум 300 парламентариев — такой уровень политического единодушия для законодательного органа страны всегда был большой редкостью. Правда, эту задачу «максимум» удалось выполнить уже на первой пленарной неделе нынешней сессии: 7 февраля с.г. Верховная Рада Украины поддержала идею закрепления нового внешнеполитического курса государства на конституционном уровне, за принятие законопроекта  9037 в целом проголосовали 334 (!) народных депутата Украины.

В части изменения конституционного регулирования парламентарии уже выполнили и другую задачу, на сей раз «минимум»: сделали первые шаги к переименованию Днепропетровской области и получили возможность дать новое конституционное название для Кировоградской. Соответствующие законодательные задания Андреем Парубием также были названы в числе приоритетных в рамках блока «завершения процесса декоммунизации». В тот же день, 7 февраля с.г. (этот законодательный день для парламентариев оказался особенно продуктивным!), законодатели включили в повестку дня нынешней сессии проект закона  9310-1, внесенный на рассмотрение парламента 165 народными депутатами Украины, которым предлагается переименовать Днепропетровскую область в Сичеславскую. Эта законодательная инициатива является альтернативной: основным проектом —  9310 под авторством главы государства предложено другое новое название — Днепровская область (напомним, что постановлением парламента от 19 мая 2016 года  1375-VIII областной центр — город Днепропетровск — был переименован в город Днепр). Правда, президентский вариант переименования в результате так и не набрал необходимого количества голосов. Следовательно, после получения соответствующего заключения КСУ и предварительного одобрения проекта парламентарии приступят к церемонии присвоения одной из крупнейших областей Украины нового имени — «Сичеславская», впрочем, сделать это они смогут только в рамках следующей, финальной сессии Верховной Рады Украины VIII созыва.

Кроме того, в конце предыдущей недели в парламент поступило заключение КСУ относительно проекта  8380, инициированного 154 народными депутатами Украины еще в мае прошлого года и направленного на внесение конституционных изменений в части переименования Кировоградской области в Кропивницкую. Теперь, чтобы Кировоградская область получила новое конституционное «звучание», нужно предварительно одобрить соответствующий проект и уже в рамках «прощальной гастроли» нынешнего состава парламента финализировать коррекцию Основного Закона, пройдя испытание в «300 парламентских голосов».

Если все указанные изменения будут успешно реализованы, то нынешняя каденция парламента побьет все рекорды по количеству принятых законов, направленных на внесение изменений в Конституцию Украины: их будет четыре — три локальных (о новом внешнеполитическом курсе Украины и изменении названия двух областей) и один комплексный — обновление конституционного регулирования в части правосудия (соответствующие изменения, напомним, были реализованы в рамках судебной реформы и вступили в силу 30 сентября 2016-го). Но не исключены и другие конституционные нормотворческие сюрпризы. Например, законодатели реанимируют вопрос о снятии депутатской неприкосновенности (продолжат дальнейшую работу над законопроектом  7203) или же предложат другие изменения — зазор в две парламентские сессии им это позволяет.

Возвращаясь к стратегическим задачам десятой сессии, отметим, что Андреем Парубием озвучивалось два других приоритетных направления — принятие законов, необходимых для выполнения соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, и блок «экономических законов», разработанных совместно с правительством Украины. К первостепенным законодательным шагам относится и реформирование избирательного законодательства, в частности, принятие Избирательного кодекса Украины. Напомним, что соответствующий законопроект  3112-1 был инициирован группой народных депутатов Украины во главе со спикером парламента ещеоктября 2015-го и принят парламентом в первом чтенииноября 2017-го, после чего к первоначальному тексту инициативы поступило рекордное количество поправок — порядка 4400. Указанный проект был включен в повестку дня десятой сессии парламента, принять которую удалось только в третий пленарный день нового законодательного сезона — 7 февраля с.г.

Законодательный сценарий работы на ближайшие полгода содержит более 3 тыс. проектов законов, кодексов и постановлений Верховной Рады Украины. Причем среди этого нормотворческого массива есть и нашумевшие инициативы — проекты законов об адвокатуре и адвокатской деятельности (президентский сценарий — проект № 9055, и депутатский — № 9055-1, инициированный Валерием Писаренко). Но поскольку к предметному обсуждению указанных законодательных инициатив в сессионном зале парламента так и не приступили, как в рамках предыдущей сессии, так и в ходе старта нынешней, скорее всего, вопрос относительно реформирования института адвокатуры в здании под куполом реанимировать не будут, по крайней мере до президентских выборов.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA