Соцстраж — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Соцстраж

На страже социальной защиты прав потребителей финансовых услуг 
по страхованию жизни будет стоять специально созданный фонд гарантирования выплат — 
предложение Нацкомфинуслуг

Алина Назарчук, «Юридическая практика»

Несмотря на обсуждение в парламенте идеи создания системы гарантирования страховых выплат, данный вопрос до сих пор не урегулирован законодательством. Нередки случаи, когда потребители финансовых услуг не могут получить принадлежащие им страховые выплаты. Повысить уровень защиты страхователей предлагается путем создания системы гарантирования страховых выплат по аналогии с порядком возмещения вкладов физических лиц. Данная инициатива была воплощена в законопроекте «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно создания системы гарантирования страховых выплат по договору страхования жизни» (законопроект), обнародованном для обсуждения Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг). Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, общее количество пострадавших потребителей услуг по страхованию жизни составляет порядка 22 тысячи человек — граждане не получили страховые выплаты на общую сумму более чем 316 млн грн. Таким образом, возврат потерпевшим гражданам страховых выплат — главная задача законопроекта Нацкомфинуслуг.

Заложить фундамент

Возможность объединения страховщиков на добровольной основе с целью дополнительного обеспечения страховых обязательств уже предусмотрена Законом Украины «О страховании». Так, статья 32 указанного закона предусматривает, что страховщики могут на основании договора создать Фонд страховых гарантий. При этом источниками образования такого фонда являются добровольные отчисления от страховых платежей, а также доходы от размещения этих средств. Кроме того, Кабинет Министров Украины может принять решение о создании фондов страховых гарантий по направлениям страхования. Как видим, действующее законодательство уже имеет правовые предпосылки механизма защиты прав страховщиков и без принятия специального закона.

Тем не менее разработка специального нормативноправового акта — это требование, предусмотренное комплексной программой развития финансового сектора Украины до 2020 года, утвержденной Нацкомфинуслуг и постановлением правления Национального банка Украины 391 от 18 июля 2015 года. Стоить сказать, что в подготовке данной программы принимали участие лидеры страхового рынка. Так, свои предложения подавала, в частности, Лига страховых организаций Украины (ЛСОУ). Вицепрезидент ЛСОУ Сергей Тарасов комментирует: «ЛСОУ на протяжении многих лет последовательно выступает за усовершенствование системы защиты прав потребителей страховых услуг, в частности, путем создания системы гарантирования выплат по договорам страхования жизни. Сегодня существует необходимость в создании фонда страховых выплат, поскольку данный фонд будет способствовать развитию такой социально важной услуги, как накопительное страхование жизни».

Два в одном

Впрочем, идея создания Фонда гарантирования страховых выплат (фонд) родилась в правительстве еще шесть лет назад: законопроект Кабинета Министров Украины «О Фонде гарантирования страховых выплат по договорам страхования жизни»  2327 был зарегистрирован в парламенте в феврале 2013 года. Тогда предлагалось создать отдельный фонд в форме специализированного учреждения, которое в случае неплатежеспособности страховщика гарантирует страхователям возмещение размера страховой выплаты, предусмотренного договором страхования жизни в пределах максимального размера гарантированных выплат. Данный законопроект был принят в первом чтении, и на этой стадии его дальнейшее рассмотрение в парламенте остановилось. Приняв за основу идею создания фонда, Нацкомфинуслуг разработала свое видение функционирования данного института. На этот раз государство решило не изобретать велосипед и создать фонд гарантирования страховых выплат путем его интеграции в уже существующую систему гарантирования вкладов на основе Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ). Таким образом, Закон Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц» будет устанавливать основы функционирования сразу двух независимых друг от друга фондов — Фонда гарантирования вкладов физических лиц и фонда гарантирования выплат, созданных в пределах Фонда гарантирования вкладов физических лиц. Фонд будет осуществлять выплаты по договорам страхования жизни в случае аннулирования лицензии страховщика, в том числе при аннулировании лицензии по его заявлению. Законопроект Нацкомфинуслуг предусматривает обязательное участие в фонде всех страховщиков, которые получили лицензию по страхованию жизни. Такие страховщики обязаны уплачивать в фонд соответствующие сборы. Обязательность участия в фонде гарантирования выплат была предусмотрена и в законопроекте  2327. Отметим, что критики данного документа утверждают, что в таком случае фонд возьмет на себя риски абсолютно всех компаний, в том числе и недобросовестных, и, как следствие, средства фонда будут расходоваться на покрытие их безответственности. Но все же, как и в случае с неплатежеспособными банками, норма о приобретении фондом прав кредитора будет действовать и в отношении страховщика. Так, обязательность участия в фонде поддерживает Сергей Тарасов: «Считаю, что обязательное участие в фонде всех страховщиков, которые осуществляют страхование жизни, является более эффективным, поскольку позволит усилить защиту имущественных прав всех страхователей — физических лиц, что будет способствовать повышению уровня доверия к рынку страхования жизни в целом».

В крайних случаях

Согласно законопроекту Нацкомфинуслуг возможны три пути осуществления выплат, которые гарантируются фондом. Первый — за счет средств и активов самого страховщика, который пребывает в процессе выведения с рынка и которому аннулирована лицензия. Второй способ — за счет средств фонда, а также кредитов, привлеченных от Национального банка Украины, и средств государственного бюджета Украины. Третий путь предусматривает возможность привлечения платежеспособного страховщика. В частности, выплаты смогут осуществляться за счет активов принимающего страховщика, который предоставил письменное обязательство относительно принятия в свою пользу активов и обязательств неплатежеспособного страховщика, которому аннулирована лицензия. Принимающий страховщик будет определен по результатам открытого конкурса.

В законопроекте задекларировано, что исполнение обязательств фонда перед получателями гарантированных выплат должно осуществляться с соблюдением требований относительно наименьших расходов фонда.

Примечательно, что именно на отсутствие этого принципа ссылались критики законопроекта  2327. По мнению экспертов, фонд должен осуществлять соответствующие выплаты исключительно в случаях, когда сам неплатежеспособный страховщик не может исполнить собственные обязательства за счет ликвидационной массы, а также в случаях, когда по договорам неплатежеспособного страховщика не удалось провести его замену платежеспособным.

Источники финансирования

Как уже упоминалось, новообразованный фонд будет финансироваться в основном за счет начальных и регулярных сборов участников фонда. При этом первоначальный сбор для страховщиков законопроектом установлен в размере 1 % их уставного капитала. В дальнейшем страховщик обязан ежеквартально уплачивать регулярный сбор, который составляет 1 % базы начисления (базой начисления является сумма страховых платежей, полученных страховщиком по договорам накопительного страхования жизни на протяжении расчетного периода).

Исходя из этого, формирование активов фонда будет осуществляться в основном за счет средств нескольких крупных страховщиков, которые фактически будут отвечать за обязательства недобросовестных участников рынка, утверждают эксперты. Кроме того, как и в случае с налогами, бремя уплаты дополнительного сбора, очевидно, возложат на страхователей путем подорожания страховых услуг. Следовательно, будет ли создание фонда способствовать привлечению средств на рынок страхования, пока не совсем понятно, так как все зависит от готовности потребителей данных финансовых услуг доплачивать за так называемую двойную страховку.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA