Конфликт поколений — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №13 (1057) » Конфликт поколений

Конфликт поколений

Рубрика Тема номера

Очень хорошо, что вопросы защиты бизнеса стали профессионально исследоваться в юридическом сообществе именно как комплексная тема, а не как отдельные разрозненные направления предоставления юридических услуг. Есть один аспект в деле защиты бизнеса, до которого у бизнесмена почти всегда «руки не доходят». Это — защита интересов семьи бизнеса. В данной статье пойдет речь об имущественных интересах, которые возникают в тех случаях, когда бизнесмен временно либо навсегда отходит от дел. Аресты, болезни и прочие жизненные неурядицы (в общем, все то, что в быту называется форс-мажором) раскрывают несколько проблем.

Некоторые из них носят информационный характер, некоторые – правовой. Но решение, а еще лучше – предотвращение этих проблем и составляет единый комплекс защиты имущественных интересов семьи бизнесмена.

 

Поиски адвоката

Как показывает практика, далеко не всегда члены семьи бизнесмена проинформированы о том, кто выступает его адвокатом. В случае появления информации о задержании гражданина сотрудниками правоохранительных органов возникает вопрос: к какому адвокату обращаться? Идеальный вариант, когда у бизнесмена уже есть договор с адвокатом, родные знают его контакты, и при возникновении сложной ситуации адвокат незамедлительно выезжает к своему клиенту, в жизни встречается очень редко. Как правило, либо члены семьи вообще не знают о таком адвокате, либо не существует соответствующего договора. И после поступления неприятного известия начинаются судорожные попытки поиска адвоката и заключения с ним договора с оформлением всех необходимые документы. В результате теряется драгоценное время, и адвокат начинает осуществлять защиту клиента уже после возникновения проблемы, иногда даже спустя несколько дней.

 

Информация о бизнесе

Еще одна проблема связана с неосведомленностью членов семьи бизнесмена о его деятельности, в некоторых случаях это является результатом сознательной политики бизнесмена (защита семьи от «грубых реалий» бизнес-процессов, стремление утаить от жены реальный размер своих активов и т.д.). А иногда это просто халатность, результат политики «еще успеется». Все хорошо, пока все идет хорошо. Однако в случае временного отсутствия бизнесмена (болезнь, тот же арест) зачастую члены семьи не знают, кто, в каком размере и на каких условиях мог бы оказать финансовую помощь для оплаты, например, медицинских процедур или услуг адвокатов.

 

Наследство

Такие «информационные» проблемы перерастают в юридические в случае смерти бизнесмена. Во-первых, наследники, как правило, даже не знают, на что могут претендовать. Во-вторых, даже если объем наследственной массы определен, возникает вопрос сохранения и управления этим имуществом. Как известно, срок принятия наследства законодательно определен шестью месяцами (статья 1270 Гражданского кодекса (ГК) Украины).

Законодательство в самых общих чертах определяет судьбу корпоративных прав умершего (пакеты акций, доли в ООО), хотя и здесь не все гладко. Если правовой режим акций как движимого имущества (вещи) четко закреплен в статье 177 ГК Украины, то понимание правовой природы участия в ООО (и как корпоративного права, и как личного неимущественного права) до сих пор вызывает на практике разночтения. Судебная практика свидетельствует об отсутствии единой правовой позиции.

Помимо вопроса «что достанется наследникам через полгода», возникает вопрос управления корпорацией в это время. Понятно, что наследники не могут претендовать на получение права голоса на общем собрании акционеров до момента вступления в наследство и оформления права собственности на акции. Но и законодательно установленных правовых механизмов по контролю за тем, как развиваются дела в корпорации в этот полугодичный период, тоже нет. Статьи 1286–1288 ГК Украины, предусматривающие возможность назначения исполнителей завещания, практически не работают и в силу неготовности родственников умершего к эффективному контролю за деятельностью корпорации, и в силу отсутствия реальных правовых механизмов привлечения к ответственности лиц, допустивших значительное уменьшение реальной стоимости наследуемой доли в корпорации вследствие проведения определенных операций.

 

Изменения в управлении

В последнее время в нашей стране в результате принятия новых нормативных актов существенно изменился режим корпоративного управления. Прежде всего это связано с принятием новых законов об ООО и о корпоративных договорах. Инструментарий собственников корпоративных прав стал более разнообразным, и это одновременно и упрощает, и усложняет ситуацию. С одной стороны, участникам корпоративных структур предоставлен достаточно широкий спектр возможностей конструировать правовой режим своих корпоративных прав. В то же время в случае отсутствия такого механизма, заранее определенного собственником, либо в случае неинформированности наследников о таком механизме последние оказываются лицом к лицу со сложной непрогнозируемой ситуацией.

 

Выводы

Так что в случае смерти бизнесмена практически ситуация выглядит следующим образом: в течение всего срока открытия наследства и совершения процедур по вступлению в наследство корпоративные права бизнесмена, во-первых, не работают, а во-вторых, вопросы сохранности стоимости этих корпоративных прав отдаются на откуп другим участникам корпорации.

В связи с этим хотелось бы сделать два замечания. Во-первых, всем владельцам корпоративных прав необходимо понимать, что облегчение процедуры передачи этих прав по наследству и охрана имущественных прав наследников — это их прямая обязанность. Во-вторых, мне кажется, уже настало время для законодательного урегулирования вопросов защиты прав наследников владельцев корпоративных прав. Думаю, что делать это нужно по двум направлениям: с одной стороны, презюмировать имущественную ответственность корпорации либо иных участников корпорации за непредоставление соответствующей информации наследникам участника либо уполномоченному им лицу и за умышленные деяния по уменьшению рыночной стоимости наследуемой доли, с другой — законодательно расширить компетенцию того же нотариуса, исполнителя завещания и иных субъектов, уполномоченных управлять наследственной массой до момента вступления в наследство.

Перечисленные выше вопросы давно назрели, и отсутствие надлежащего их регулирования ежедневно порождает конфликтные ситуации.

 

ОНУФРИЕНКО Александр — партнер практики частных клиентов ЮФ Asters, г. Киев


Комментарии

Новый закон

Александр СМИШКО, юрист ЮФ Hillmont Partners

Действующим Законом «О хозяйственных обществах» не наилучшим образом урегулирован вопрос о защите интересов наследников корпоративных прав. Об этом свидетельствует неоднозначная судебная практика.

Но не так давно, 6 февраля 2018 года, парламент принял Закон «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», который должен вступить в силу уже в мае этого года.

Этот закон содержит нормы, более детально регулирующие данный вопрос. На наш взгляд, это положительные изменения, которые предоставят наследникам дополнительную защиту их прав.

К примеру, статья 23 нового закона содержит норму о том, что в случае смерти одного из участников общества его доля переходит к наследнику без согласия других участников общества.

Также указанная статья детально регулирует вопрос перехода к наследнику доли участника, размер которой составляет менее 50 % уставного капитала: наследнику достаточно подать заявление о вступлении в общество в течение года со дня окончания срока для принятия наследства. В случае пропуска указанного срока общество вправе исключить такого участника.

Именно здесь и было бы целесообразно презюмировать ответственность общества за непредоставление соответствующей информации наследникам и установить обязанность уведомления наследника о его праве.

 

Наследник в доле

Александр КОВАЛЬ, руководитель департамента АФ «Грамацкий и Партнеры», адвокат

Согласно части 1 статьи 23 Закона Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», в случае смерти участника общества его доля переходит к его наследнику без согласия участников общества. Вне всяких сомнений, это будет серьезное облегчение для наследника в дальнейшей реализации своих прав в качестве участника общества. Однако процесс наследования — дело не одного дня, и вопрос о том, как сохранить активы и денежные средства общества до момента получения наследником свидетельства о наследстве на долю в уставном капитале общества, по-прежнему не
разрешен.

Внесение нотариусом в день открытия дела о наследстве в Единый государственный реестр юридических лиц (в сведения об обществе) записи относительно умершего участника и подачи наследником заявления о наследовании его доли в уставном капитале общества, полная солидарная ответственность участников перед будущим участником в случае умышленного уменьшения имущества общества с целью умаления имущественного интереса наследника — все это существенно увеличило бы возможности наследника в будущем компенсировать потери. Однако сегодня такие возможности для наследника доли в уставном капитале общества действующим законодательством не
предусмотрены.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

В фокусе: Конкуренция

Быт онлайн

Государство и юристы

Списать под диктовку

Зарубежная практика

Персональная охрана

Конспект

Проверочное слово

Новости законотворчества

Судебная практика

Парламентарии предложили создать Национальное бюро финансовой безопасности

Подписан закон о запрете допуска лиц с оружием в здания ключевых органов власти

Отменены новые правила «территориальности» рассмотрения ходатайств следователей и прокуроров

ВСП отказал в увольнении судьи в отставку законно — ВС

А. Вишневский выиграл спор с КДКА Киевской области

Новости юридических фирм

Частная практика

АО «Коннов и Созановский» инвестирует в будущее

CMS предоставила юридические консультации ING в связи с кредитом для компании Vioil

МЮФ Dentons консультирует BNP Paribas и синдикат шести других международных банков по вопросам предэкспортного обеспеченного возобновляемого кредита

Aequo — победитель премии The Lawyer European Awards 2018 в номинации «Сделка года в сфере энергетики и инфраструктуры в Европе»

Киевский офис МЮФ Baker McKenzie открывает ІT/TMT-практику

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» консультирует по вопросам строительства новой дороги общего пользования

Sayenko Kharenko — юридический советник «Укрэксимбанка» в связи с повторным выпуском еврооблигаций

Юристы Interlegal сопроводили инвестиционный проект по финансированию флота

ЮА «Абсолют» выступило партнером VI Восточноукраинского юридического форума

Отрасли практики

Массовый сброс

Емкость банка

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Фарма и содержание

Шоу талантов

Самое важное

Конкурсное направление

Самоуправленческие решения

В Совете событий

Судебная практика

Компас инвестора

Судебная практика

Судебные решения

Об основаниях для освобождения от уплаты судебного сбора

Судебная практика

Защита права собственности

Условный рефлекс

Круг да около

Равным счетом

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах обжалования назначения судом экспертизы

Тема номера

Безграничная работа

Бить на рейде

Конфликт поколений

Пар победы

Трастовый фон

Бизнес-лишение

Інші новини

PRAVO.UA