Недавние скандалы с утечкой личной информации пользователей Facebook в очередной раз актуализировали вопросы защиты прав человека в сети интернет и интернет-безопасности в целом.
Озаботился этим вопросом и Совет Европы — 7 марта с.г. на сессии Комитета Министров Совета Европы (КМСЕ) были приняты Рекомендации CM/Rec (2018) 2 о роли и обязанностях интернет-посредников. Ожидается, что руководящие принципы, включенные в эту рекомендацию, будут использоваться государствами — членами Совета Европы при разработке и применении законодательных мер, касающихся интернет-посредников.
«Интернет способствовал увеличению рисков и нарушений, связанных с личной жизнью. Более того, распространение сети интернет и связанных с ним технологических разработок создали серьезные проблемы для поддержания общественного порядка и национальной безопасности, предотвращения преступности и для правоохранительной деятельности, а также для защиты прав других лиц, включая права интеллектуальной собственности. Целенаправленные кампании дезинформации в интернете, разработанные специально для того, чтобы посеять недоверие и путаницу и обострить существующие разногласия в обществе, также могут дестабилизировать последствия для демократических процессов», — констатируется в преамбуле документа.
Предлагая урегулировать деятельность интернет-посредников, КМСЕ объясняет, что под этим термином понимается «широкий, разнообразный и быстро развивающийся диапазон игроков, способствующих взаимодействию в интернете между физическими и юридическими лицами, предлагая и выполняя множество функций и услуг». Некоторые подключают пользователей к интернету, позволяют обрабатывать информацию и данные или размещать веб-сервисы, в том числе для пользовательского контента. Другие объединяют информацию и позволяют осуществлять поиск, предоставляют доступ, размещают и индексируют контент и услуги, разработанные и/или управляемые третьими лицами. Некоторые из интернет-посредников способствуют продаже товаров и услуг, включая аудиовизуальные услуги, а также разрешают другие коммерческие операции, включая платежи. При этом посредники могут выполнять несколько функций параллельно. В частности, они могут ранжировать контент, в частности, путем автоматической обработки персональных данных, и таким образом могут осуществлять формы контроля, которые влияют на доступ пользователей к информации в интернете или могут выполнять другие функции, похожие на функции издателей. Отмечается, что промежуточные услуги могут также предлагаться традиционными средствами массовой информации, например, когда на их платформах предлагается пространство для контента, созданного пользователями: речь может идти, к примеру, о блогах.
Отдельно обращается внимание, что посредники собирают, генерируют, сохраняют и обрабатывают множество информации и данных от пользователей и о них. Эти действия могут нарушать в том числе и права пользователей на неприкосновенность частной жизни и свободу выражения мнений, подчеркивается в Рекомендациях.
Документ содержит перечень рекомендуемых мер, которые должны предпринять государства для обеспечения законности и прозрачности во взаимоотношениях с интернет-посредниками, гарантирования права на свободу выражения мнений, конфиденциальности и защиты данных, и корреспондирующиеся с ними рекомендации для интернет-посредников, включая регулирование вопросов использования персональных данных, модерирования контента, прозрачности и подотчетности их работы.
Так, в раздел об использовании персональных данных включены рекомендации интернет-посредникам исключить раскрытие личных данных третьей стороне — за исключением случаев, когда это предусмотрено законом, решением суда или компетентного административного органа, но только если такое раскрытие пропорционально преследуемой законной цели.
Интернет-посредникам также рекомендуется ограничивать обработку персональных пользовательских данных только в контексте четко определенной цели, о которой все пользователи информируются в упреждающем порядке. «Обработка, включая сбор, удержание, агрегацию, хранение, адаптацию, изменение, связывание или совместное использование персональных данных, должна основываться на свободном, конкретном, информированном и однозначном согласии пользователя в отношении конкретной цели. Дополнительные меры защиты, такие как явное согласие, анонимность или шифрование, должны применяться к автоматической обработке специальных категорий данных», — сказано в документе.
Что касается отслеживания и профилирования (таргетирования) пользователей, то КМСЕ придерживается позиции, что оно должно быть полностью прозрачным для таких пользователей. «Чтобы защитить онлайн-идентификацию своих пользователей, интернет-посредники не должны использовать методы профилирования и цифрового отслеживания, которые нарушают права человека, включая право на свободу выражения мнений и право на неприкосновенность частной жизни. Посредники должны стремиться защитить своих пользователей от отслеживания и профилирования третьими лицами. Надлежащим образом подготовленный персонал должен контролировать все вопросы, связанные с раскрытием пользовательских данных третьим лицам, в соответствии с международными стандартами защиты персональных данных и конфиденциальности. Лицо, чьи права человека в значительной степени затрагиваются решением, которое принимается на основе профилирования, или юридическими последствиями, вытекающими из этого решения, должно быть способно возражать против этого решения», — рекомендует КМСЕ.
Важной с практической точки зрения является рекомендация, согласно которой интернет-посредники должны действовать в соответствии с применимыми правовыми условиями и гарантиями независимо от того, где происходил сбор данных, в том числе в отношении трансграничных потоков данных — в глобализованном мире вопросы интернет-безопасности и защиты прав пользователей давно перестали быть проблемой отдельных государств.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…