Обязательным условием возникновения у налогоплательщика-покупателя права на налоговый кредит является сам факт регистрации налогоплательщиком-продавцом налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных независимо от проверки покупателем этого обстоятельства.
Действующим законодательством предусмотрена возможность проверки покупателем наличия регистрации налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных
21 августа 2013 года Высший административный суд Украины, рассмотрев в письменном производстве кассационную жалобу государственной налоговой инспекции в Соломенском районе г. Киева Государственной налоговой службы (ГНИ) на постановление Окружного административного суда г. Киева от 10 октября 2012 года и определение Киевского апелляционного административного суда от 27 ноября 2012 года по делу по иску общества с ограниченной ответственностью «В» (ООО «В») к ГНИ о признании противоправными и отмене налоговых уведомлений-решений, установил следующее.
Постановлением Окружного административного суда г. Киева от 10 октября 2012 года, оставленным без изменений определением Киевского апелляционного административного суда от 27 ноября 2012 года, исковые требования удовлетворены, признано противоправным и отменено налоговое уведомление-решение от 2 августа 2012 года № *.
Ссылаясь на несоответствие выводов судов требованиям действующего законодательства (в частности, подпункту 139.1.9 пункта 139.1 статьи 139, пункту 201.4 статьи 201, пункту 201.6 статьи 201, пункту 201.10 статьи 201 и пунктам 198.3, 198.6 статьи 198 Налогового кодекса (НК) Украины), ГНИ обратилась в Высший административный суд Украины с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении исковых требований.
Проверив полноту установления судебными инстанциями фактических обстоятельств дела и правильность применения ими норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы, Высший административный суд Украины считает необходимым удовлетворить кассационные требования ГНИ на таких основаниях.
Судебными инстанциями при рассмотрении дела установлено, что налоговым органом была проведена документальная внеплановая выездная проверка ООО «В» по вопросам соблюдения требований налогового законодательства относительно налога на добавленную стоимость при взаимоотношениях с обществом с ограниченной ответственностью «П» (ООО «П») в части установленных разногласий при сопоставлении данных реестра полученных налоговых накладных и Единого реестра налоговых накладных за период с 1 января 2012 года по 31 января 2012 года.
По результатам этой проверки налоговым органом был составлен акт от 20 июля 2012 года № ** и принято налоговое уведомление-решение от 2 августа 2012 года № *, согласно которому ООО «В» определено денежное обязательство по НДС в сумме 113 685 грн (в том числе 90 948 грн по основному платежу и 22 737 грн по штрафным санкциям).
Основанием для этого доначисления стал факт включения истцом в налоговый кредит в январе 2012 года суммы НДС по налоговой накладной от 31 января 2012 года № ***, которая не была зарегистрирована поставщиком (ООО «П») в Едином реестре налоговых накладных.
Согласно пункту 198.6 статьи 198 НК Украины, не относятся к налоговому кредиту суммы налога, уплаченного (начисленного) в связи с приобретением товаров/услуг, не подтвержденных налоговыми накладными (или подтвержденных налоговыми накладными, оформленными с нарушением требований статьи 201 НК Украины) или не подтвержденных таможенными декларациями, другими документами, предусмотренными пунктом 201.11 статьи 201 НК Украины.
Пунктом 201.10 статьи 201 НК Украины предусмотрено, что налоговая накладная выдается плательщиком налога, который осуществляет операции по поставке товаров/услуг, по требованию покупателя и является основанием для начисления сумм налога, относящихся к налоговому кредиту.
При осуществлении операций по поставке товаров/услуг налогоплательщик — продавец товаров/услуг обязан предоставить покупателю налоговую накладную после регистрации в Едином реестре налоговых накладных.
В соответствии с абзацем 8 пункта 201.10 статьи 201 НК Украины отсутствие факта регистрации налогоплательщиком — продавцом товаров/услуг налоговых накладных в Едином реестре налоговых накладных и нарушение порядка заполнения налоговой накладной не дает права покупателю на включение сумм налога на добавленную стоимость в налоговый кредит и не освобождает продавца от обязанности включения суммы налога на добавленную стоимость, указанной в налоговой накладной, в сумму налоговых обязательств за соответствующий отчетный период.
Принимая решение об удовлетворении требований данного иска, суды ссылались на отсутствие у налогоплательщика-покупателя обязанности проверять наличие соответствующей регистрации.
Впрочем, в силу изложенных требований закона обязательным условием возникновения у налогоплательщика-покупателя права на налоговый кредит является сам факт регистрации налогоплательщиком-продавцом налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных, независимо от проверки покупателем этого обстоятельства.
В то же время, согласно пункту 13 Порядка ведения Единого реестра налоговых накладных, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 29 декабря 2010 года № 1246, с целью получения информации, содержащейся в Реестре, покупатель составляет запрос с помощью специализированного программного обеспечения в электронном виде в формате (согласно стандарту), утвержденном Государственной налоговой службой, и направляет его средствами телекоммуникационной связи в Государственную налоговую службу.
На запрос покупателя о предоставлении информации, содержащейся в Реестре, в частности, о налоговой накладной и/или расчете корректировки, выдается извлечение из Реестра.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность проверки покупателем наличия регистрации налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных.
В рассматриваемом случае истец не воспользовался своим правом проверить соответствующие сведения, тем самым взяв на себя риск негативных последствий своего бездействия, в частности, таких как невозможность документально подтвердить право на налоговый кредит.
Следовательно, оспариваемая сумма НДС была вполне правомерно доначислена истцу, в связи с чем у судов отсутствовали предусмотренные законом основания для отмены оспариваемого налогового уведомления-решения и удовлетворения исковых требований.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 220, 222, 223, 229, 232 Кодекса административного судопроизводства Украины, Высший административный суд Украины постановил:
— кассационную жалобу ГНИ удовлетворить;
— постановление Окружного административного суда г. Киева от 10 октября 2012 года и определение Киевского апелляционного административного суда от 27 ноября 2012 года отменить;
— в удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление вступает в законную силу через пять дней после направления его копии лицам, участвующим в деле, и может быть пересмотрено Верховным Судом Украины в порядке статей 236—238 Кодекса административного судопроизводства Украины.
(Постановление Высшего административного суда Украины от 21 августа 2013 года. Дело № К/9991/80168/12. Председательствующий — Костенко Н.И. Судьи — Бухтиярова И.А., Муравьев А.В.)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…