Принципы латинского нотариата — в жизнь — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №22 (388) » Принципы латинского нотариата — в жизнь

Принципы латинского нотариата — в жизнь

Рубрика Тема номера

О сколько нам мгновений чудных
готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
и гений, парадоксов друг.
А.С. Пушкин

В этом году в юридических кругах о нотариате говорят больше, чем во все времена украинской государственности, что неудивительно. Непрофессиональная деятельность законодателя заставила общественность повернуться лицом к нотариату Украины как к зеркальному отражению реализации имущественных прав граждан.

Чего, например, стоит нововведение — налоговый агент в нотариальном производстве.

В мировой практике институт налогового агента не нов. Но на Украине по отношению к нотариусу он приобрел такую извращенную форму, что не выдерживает никакой правовой критики.

В то же время нотариат Украины, входящий в систему органов Министерства юстиции, занимает одно из важных мест в государственно-правовом механизме Украины.

Интеграция Украины в Евросоюз и декларирование Украиной присоединения к международной организации «Международный Союз Латинского нотариата» требует от Украины обобщения и систематизации законодательства, регулирующего систему органов нотариата, с одной стороны, и нотариальное производство — с другой.

Ни одно государство, декларирующее институт латинского нотариата (а это более 80 стран мира), не относится к органам нотариата так неуважительно, как Украина.

Через нотариат на Украине проходит более 87 % гражданско-правового оборота. Нотариальное действие является публичным действием и по правовой направленности является инструментом государства в формировании гражданских правоотношений в обществе.

Закон Украины «О нотариате», принятый в 1993 году, не в состоянии обеспечить правовую доктрину отношений государства и общества.

В то же время нотариальное производство, процессуально обеспечивающее реализацию прав граждан и юридических лиц на изменение, прекращение и установление гражданских прав и обязанностей, существует на основе подзаконного акта — Инструкции Министерства юстиции Украины. Что является не только нарушением Конституции Украины, но и подрывает основу правовой политики государства в сфере гражданских правоотношений. А если учитывать, что участником гражданских правоотношений являются и само государство Украина, и территориальные общины, и иностранные государства, будучи при этом субъектами пуб­личного права, дать правовую оценку нотариальному акту на Украине не представляется сложным.

Государство всегда и во все времена, независимо от правовой системы и формы правления, проявляло к нотариату повышенный интерес. Не углубляясь в историю царской России (судебная реформа 1861 года), достаточно вспомнить историю СССР, когда революционный Декрет о суде, опубликованный 24 ноября 1917 года, упразднил «буржуазно-помещичьи судебные органы», а поскольку нотариат играл существенную роль в юридическом закреплении «экономического господства буржуазии», его постигла та же участь.

С переходом к новой экономической политике (НЭП) в 1921 году внимание к нотариату со стороны советской власти усиливается. Независимость рынка промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличение рынка недвижимости и объемов финансово-кредитных расчетов, огромный приток частных инвестиций заставил советское государство обратиться к проверенной историей форме контроля за оборотом гражданских правоотношений, — к нотариату.

22 февраля 1922 года Владимир Ленин своим обращением к народному комиссару юстиции Дмитрию Курскому подчеркнул, насколько значимым является нотариат в сис­теме органов государственной власти, потребовав «не выпустить из своих рук ни малейшей возможности расширить вмешательство государства в гражданские отношения».

Через полгода на четвертой сессии ВЦИК IX созыва 31 октября 1922 года В. Ленин высказывает тезис о соблюдении государственных интересов при осуществлении контроля со стороны государства за имущественными правами граждан, в чем существенная роль отводилась нотариату: «Не угождать Европе, а продвинуться дальше в усилении вмешательства государства в частноправовые отношения, в гражданские дела». Положение о государственном нотариате от 4 октября 1922 года стало активно воплощаться в жизнь. И дабы нотариус был полностью подконтролен, порядок назначения государственного нотариуса был установлен только через решение губернского совета народных судей.

Для сегодняшней политики на Украине характерен диаметрально противоположный интерес к нотариату.

Как всегда, политические ветви коммунистической и социалистической направленности выступают против формирования системы латинского нотариата, существующей на Украине уже более 10 лет. Подтверждением тому является достаточно насыщенная нормотворческая деятельность против независимого нотариата.

Представители этих сил со всей своей политической злобой, реализуя все дозволенные законодательством методы борьбы против частного нотариуса — обязывая частного нотариуса платить государственную пошлину, наделяя нотариуса обязанностями фис­кального органа, — заставляют открывать банковские текущие счета и регистрироваться в налоговых органах как субъект предпринимательской деятельности, подавать отчетность за налогоплательщиков, доходы которым нотариус не выплачивает, и рассчитывать их налоговые обязательства перед государством, бесплатно формировать за счет собственных средств доходную часть (прибыль) государственных предприятий и т.д.

Вопрос: можете ли вы назвать хотя бы одно физическое лицо, профессиональная деятельность которого обязывает бесплатно, используя свой труд, свое имущество, оплачивая труд наемных работников, приносить прибыль государственному предприятию? Ответ прост — отношения нотариуса и ГП «Информационный центр»! А озвучить сумму прибыли предприятия просто неприлично!

И в своей борьбе с нотариатом Украины за социально необеспеченные слои населения вышеуказанные политики доходит до правового нигилизма.

Не лучше отношение к нотариату и у ­политиков капиталистической направленности.

Своей нормотворческой деятельностью, используя механизм администрирования, лоббируя интересы бизнеса, рынок автотранспорта на Украине полностью загнали в тень (продажа только новых автомобилей в 2004 году составила примерно 150—180 тысяч штук!). Рынок недвижимого имущества Украины тоже напоминает айсберг.

На Украине только в частном обращении, вне финансовой системы государства, по самым скромным подсчетам находится более 10 млрд долларов США. Ни для кого не сек­рет, что недвижимое имущество, продаваемое за 3 000 000 долларов США, в нотариальной сделке имеет оценку 300—500 тыс. грн, а ведь именно с этой суммы уплачиваются все налоги и обязательные платежи.

Только одна цифра для размышления: за прошлый 2004 год на Украине нотариальное удостоверение получили более 1 млн сделок с недвижимостью…

Есть достаточно простые механизмы организации работы нотариата, которые не только легализуют более 10 млрд долларов США, но и наполнят банковскую систему Украины; а впоследствии это — возникновение доступной кредитной политики как государства, так и отдельных банков, наполнение государственного бюджета, стабилизация валютных отношений, обеспечение государственного резерва и увеличение социальных выплат, — что, в свою очередь, ведет к уменьшению напряжения в обществе.

Кроме этого, возможность отражения реальной цены сделки практически освободит суды Украины от бесчисленного количества споров по указанному виду правоотношений. На сегодня их доля, по скромным подсчетам, составляет приблизительно 48 % от общего количества гражданских дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции. А это расходование бюджетных средств! И можно даже не упоминать о количестве преступлений, совершаемых на почве теневого обращения денег на рынке недвижимости.

Все указанное, только в упрощенной форме, касается и рынка движимого имущества, в частности, автотранспорта, речного и морского транспорта, воздушных судов, и, как ни странно, профессиональной деятельности риелторов.

Зачем же Украине изобретать велосипед? Ведь такие государства, как Канада, Франция, Италия и др. (их более 80), посредством нотариального действия осуществляют полный контроль за оборотом гражданских правоотношений и движением частного капитала в стране, что дает каждому гражданину равные возможности в реализации своих имущественных прав вне зависимости от финансовых возможностей лица.

Однако Украина предпочитает на каждом шагу наступать на грабли.

5 мая 2005 года Минюст зарегистрировал постановление НБУ об установлении предельной суммы наличных расчетов — не более 10 тыс. грн. По своей правовой направленности указанный акт определяет правовой режим собственности и не только субъектов предпринимательской деятельнос­ти, но и рядового гражданина — физического лица.

Интересный правовой «пейзаж»: НБУ, не будучи в силу Конституции Украины законодательным органом, определяет правовой режим собственности субъектов гражданских правоотношений. При этом постановление НБУ как нормативный акт по иерархии никак невозможно приравнять к закону Украины. Простой вопрос: а как же быть с нормами статей 8, 19, 92, 93, 100 Конституции Украины, где исключительно законами определяется правовой режим собственнос­ти; органы государственной власти и должностные лица обязаны действовать только на основании и в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины; Конституция Украины имеет высшую юридическую силу, а нормативные акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей, нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия?

Такая попытка исполнительной власти легализовать теневое обращение денег на Украине, думается, скоро закончится судебным решением в пользу какого-нибудь правозащитника.

А ведь нотариальные правоотношения в контексте указанного постановления НБУ видны невооруженным взглядом.

Следующий вариант развития «нотариальной реформы» — «мораторий на фискального нотариуса».

Сюжет триллера. В начале 2005 года нотариусы Украины отказываются выполнять функции налогового агента в таком правовом ракурсе, как это прописано в Законе Украины «О налоге на доходы физических лиц». Правового обоснования у нотариусов было достаточно, тем более что имело место судебное решение.

Возмущаясь поведением нотариусов Украины, одно из высокопоставленных должностных лиц, в то время народный депутат (фамилию называть некорректно, тем более что заявленное чиновником было произнесено, скорее всего, в запале), высказал такую угрожающую идею: если нотариусы отказываются быть налоговыми агентами, «мы» их функции (имеется в виду удостоверение сделок купли-продажи недвижимости) передадим биржам. Увлекательная мысль, бросившая в холодный пот профессиональных юристов и вызвавшая поросячий восторг нечистых на руку бизнесменов.

Такое «профессиональное» высказывание чиновника наталкивает на очень интересные рассуждения. В соответствии с национальным законодательством гражданин Конго, ЮАР, Австралии, Кипра или иного государства, не только не имеющий специального образования, но и вообще без образования, будучи осужденным по всем статьям Уголовного кодекса, как на Украине, так и в других государствах, создает свою биржу недвижимости с филиалами во всех городах Украины, которая в конвейерном порядке будет осуществлять регистрацию (а может быть, и удостоверять, все зависит от законодателя) сделки купли-продажи недвижимости. При этом вопросы архива, права несовершеннолетних и малолетних и т.д. останутся открытыми…

На Украине в 1998—2001 годах осуществ­ляло свою деятельность около 30 000 бирж. Было бы сегодня неплохо найти архивы хотя бы полусотни из них. Может быть, тогда суды были бы меньше загружены работой, перестав разрешать споры по биржевым договорам отчуждения недвижимости?!

Шедевром нормотворчества в аспекте вопросов нотариальной деятельности стал Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины».

В соответствии с Законом Украины «О системе налогообложения» ставка, механизм оплаты налогов и сборов (обязательных платежей) не может устанавливаться или изменяться иными законами Украины, кроме как Законом о налогообложении, и не позже чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного года; указанное также не может быть установлено Законом Украины о государственном бюджете Украины на текущий год.

Несложно представить, какое напряжение возникнет в обществе в период подачи гражданами Украины декларации о своих доходах за 2005 год.

Вместо того чтобы профессионально поставить все точки над i и разрешить проблему, законодатель еще больше ее заострил. Как быть с договорами купли-продажи или мены недвижимости, заключенными до 31 марта 2005 года? Как быть, если сделка заключается (заключалась) под отлагательным или отменительным условием? Как быть, если по условиям договора право собственности на недвижимость покупатель получает через определенное время? Как рассматривать налоговые обязательства участников сделки по договорам пожизненного содержания? Как быть налогоплательщику, если сделку по отчуждению недвижимости признают судом недействительной? И таких вопросов множество.

Автор статьи сочувствует судьям, которые вынуждены будут раскручивать эдакий правовой «кубик Рубика», подсунутый им Верховным Советом Украины.

Любой аспект существования человека в современном обществе — семейные ли это правоотношения, трудовые или гражданские, вопросы предпринимательства и административные правоотношения — всегда в той или иной форме связан с нотариатом.

Но слово «нотариус» у граждан, которым необходимо оформлять документы, всегда ассоциируется со словом «проблема». На самом же деле это — проблема не нотариата, это проб­лема правовой политики государства.

Не надо быть сверхобразованным человеком, чтобы оценить важность работы нотариуса для государства и общества.

На первый взгляд, профессиональная деятельность нотариуса в рутине жизненных обстоятельств незаметна. Чтобы почувствовать значимость нотариуса, достаточно представить 1993 год с системой государственных нотариальных контор и перенести это состояние на нынешний образ жизни человека, с его социальными запросами и предпринимательской деятельностью, с финансово-кредитной политикой и бизнес-планами, и при существующем положении административных органов…

Закон Украины «О нотариате», принятый в 1993 году, сегодня является аморфным и по содержанию, и по структуре; он не отвечает требованиям времени и системе права Украины. Действующие нормы закона уже находятся в конфликте с нормами иных отраслей и институтов права. Формально закон себя изжил, но его концептуальная направленность актуальна и сейчас. Достаточно сказать, что международный институт латинского нотариата, объединявший в 1993 году около 50 стран, в 2005 году насчитывает более 80!

В настоящее время нотариат Украины ждет «хирургического вмешательства» в государственно-правовой механизм, регулирующий нотариальный процесс. И чем раньше это начнется, тем безболезненнее это будет и для государства, и для общества, для нотариата и органов юстиции в целом.

Независимо от правовой системы государства — континентальной либо англосаксонской (имеются в виду страны ЕС), нотариат всегда был лицом юстиции и являлся показателем положения дел в министерстве юстиции государства.

Сегодня юристу достаточно представить один факт — нотариальное производство на Украине осуществляется на основе вышеупомянутой Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины. Все прекрасно понимают, что это нарушение норм статей 8, 92 Конституции Украины: нормативный акт, находящийся на самой нижней ступеньке иерархии нормативно-правовых актов, определяющий процессуальные права и обязанности участника нотариального производства, не может существовать в системе права Украины. Но это де‑юре, а де-факто?!

Думается, что говорить о гармонии системы права в данном контексте не приходится.

Украина — одно из самых больших государств Европы. По площади и населению Украина больше Польши и Австрии, Чехии и Словакии, Венгрии и Болгарии… На Украине в настоящее время более 4000 нотариусов, наделенных государством соответствующими полномочиями, которые ежедневно дают возможность сотням тысяч граждан совершать юридически значимые действия, как в своих интересах, так и в интересах третьих лиц, подтверждая их легитимность, наделяя юридической силой.

Специфика профессии нотариуса состоит в том, что без действительного правомерного волеизъявления лица нотариус не может совершить нотариальное действие.

Искусство профессии нотариуса заключается в том, что нотариус не просто ставит печать и подпись на документе. Он моделирует правоотношения своих клиентов с государством и иными гражданами и юридическими лицами.

При совершении нотариального действия нотариус воссоздает историю правоотношений и предсказывает ее развитие, отражая те или иные условия в сделке или наделяя документ тем или иным правовым атрибутом. Нотариус Украины сегодня является высокообразованным юристом, в силу своей деятельности он вынужден профессионально аккумулировать в себе знания разных отраслей и институтов права, экономики и государственного устройства.

Одна из редких профессий, проникающая во все сферы существования общества и государства, — юрист.

Нотариус — это вершина профессионализма юриспруденции, которая без возникновения спора, конфликтов, отчужденности и враждебности созидает право, создавая, изменяя или прекращая гражданские права и обязанности своих клиентов, а иногда и третьих лиц.

Основой латинского нотариата является свободный нотариус, который, с одной стороны, — независимый представитель государства, наделенный полномочиями на совершение нотариального действия, а с другой, несет личную имущественную ответственность за совершение нотариального действия.

Для нотариуса интересы личности и государства — величины равнозначные. Именно поэтому в своей профессиональной деятельности нотариус руководствуется только законом, что зачастую связывают с немыслимой бюрократией, в противном случае нотариус будет нести ответственность или перед гражданином — участником нотариального производства, или перед государством.

Нотариат Украины переживает сейчас нелегкие времена, как и вся Украина.

Отсутствие закона о нотариате, который бы соответствовал Конституции Украины и принципам развития единого и свободного нотариата, который возвел бы нотариальное производство в поле Закона, а не подзаконного акта — Инструкции о порядке совершения нотариальных действий; неопределенность правового статуса нотариуса, отсутствие социальной и профессионально-правовой защищенности нотариуса и много другое — все это налагает определенный отпечаток на формирование органов нотариата и отношения общества к профессии нотариуса.

Значимость нотариата в системе органов юстиции для Украины огромна. Переоценить социальную, экономическую и правовую направленность работы нотариата невозможно.

Интеграция Украины в Европейский Союз требует от Украины обобщения законодательства, регулирующего систему органов нотариата и нотариальное производство.

Одним из наиболее актуальных вопросов нотариальной деятельности в Европе является свободное обращение публичного акта в странах — членах Европейского Союза.

Чтобы нотариальный акт (документ) отвечал требованиям стран членов ЕС, он должен быть удостоверен «представителем публичной власти» или «публичным должностным лицом», наделенным полномочиями суверенитета действия.

Регламент Совета Европейского Союза от 22 декабря 2000 года дает возможность нотариальному акту как публичному акту, удос­товеренному в одной стране, обладать юридической силой в другой стране. В то же время Регламент Совета ЕС не дает определения «публичного акта».

Брюссельская конвенция от 27 сентября 1968 года «О юрисдикции и принудительном исполнении судебных решений по гражданским и коммерческим делам», в отличие от Нью-Йоркской конвенции 1958 года «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений», четко регламентирует признаки аутентичности пуб­личного акта:

— аутентичность должна быть установлена публичной властью (государством);

— аутентичность распространяется как на подпись, так и на содержание документа (юридическое наполнение);

— акт должен обладать исполнительной силой в государстве своего происхождения (выданный публичным лицом).

Ирония судьбы: нотариальный акт, удос­товеренный нотариусом Украины, при несовершенном украинском законодательстве, согласно статье 57 Регламента Совета ЕС, ­обладает признаками публичного акта.

Симбиоз советского нотариата и латинского, принципы которого универсальны и устойчивы как в континентальной, так и в англосаксонской правовых системах, позволил Украине на протяжении более десяти лет, при высоком развитии и формировании частного капитала, при значительном увеличении объемов и видов гражданских правоотношений, при параллельном формировании классовос­ти общества выжить как демократическому государству.

Проблема в другом. Государство, где проживает нация с высоким уровнем интеллекта, учится на своих ошибках. Украинские политики не хотят учиться на ошибках других, и самое главное — они не видят опыта других государств. А ведь достаточно только искреннего желания.

Можно много говорить о верховенстве права и справедливости, об иерархии нормативно-правовых актов, об общих и специальных нормах права, о методах и предметах правового регулирования и т.д. Можно дискутировать, проводить круглые столы, рассуждать о правовой сознательности и правовой культуре, разрабатывать научно-методические рекомендации, давать правовой анализ, но все это будет пустым звуком и испорченной бумагой без действий со стороны органов исполнительной и законодательной власти Украины. Без реальных шагов наших украинских политиков.

Система права, где должно быть место гармонии институтов и отраслей права, — на Украине повергнута в хаос и анархию. Органы юстиции в данном случае не исключение.

Власть должна помнить, что учиться на своих ошибках, — это учиться на судьбах людей.

Сможет ли правительство в своей нормотворческой деятельности, реализуя законодательную инициативу, не выпасть из правового поля Украины; сможет ли министр юстиции, ведомство которого отвечает за правовую политику государства, реализовать свою реформаторскую энергию и политическую мудрость, — покажет время.

Мировой нотариат имеет долгую историю своего развития и становления. Нет ни одного человека в истории общества, жизнь которого не пересекалась бы с нотариатом…

Нотариус о нотариате может говорить много, и с точки зрения теории и практики, и в вопросах публичного и частного права, но в завершение своей статьи я хочу привести исторический факт: отцы великих людей — Нострадамуса, Леонардо Да Винчи, Сальвадора Дали были нотариусами!..

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

INTA 2005

Популярно об амбуш-маркетинге

INTA в Калифорнии

СТМ и Мадридский протокол отныне вместе

Государственная практика

А еще мы учим стрелять из пистолета...

Деловая практика

Налогоплательщику Кабмин не указ?

Законодательная практика

Кодификация или компилляция?

Комментарии и аналитика

О «системности» налоговой системы

Действие во времени нормативных актов

Неделя права

Положение комиссии узаконено

Публичный интерес к частному праву

«Тяжелый» случай с НФЗ

Нотариусы + ГНАУ = дружба?

Научно о правовом государстве

Реестр событий

Судьи всех стран, общайтесь!

Сокращение штатов или сведение счетов?

Всем встать! Идет «Криворожсталь»!

Судебная практика

Апрельские тезисы ВСУ: шаг вперед..?

Проблемы платежей на энергорынке

Судебные решения

Оспаривание правильности документов

Отказ от принятия наследства путем направления заявления нотариусу

Высший хозяйственный суд Украины. Обзорное письмо от 6 мая 2005 года № 01-8/784

Тема номера

Принципы латинского нотариата — в жизнь

Разговор о насущных проблемах нотариата

Частная практика

Как добиться оплаты услуг адвоката?

Юридический форум

5 лет юрфаку академии МВД

Украинские медиаторы в законе

Інші новини

PRAVO.UA