Кодификация или компилляция? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №22 (388) » Кодификация или компилляция?

Кодификация или компилляция?

Когда количество нормативных актов, регулирующих ту или иную сферу правоотношений, начинает превышать разум­ные пределы, возникает вполне объяснимое желание свести их в единый документ под названием «кодекс». Так и поступили авторы проекта Страхового кодекса Украины (СК), зарегистрированного в Верховном Совете 11 апреля 2005 года под № 7345. Автор проекта Кодекса предложил объединить всю нормативно-правовую базу, регулирующую отношения в сфере страхования, в единый законодательный акт, поскольку ныне действующее законодательство Украины в сфере страхования представляет собой достаточно разветвленную систему законодательных актов разного регуляторного уровня, разной юридической силы и разных сфер применения. Еще одной причиной систематизации страхового законодательства является интернационализация страхового бизнеса и необходимость приведения страхового законодательства Украины в соответствие с требованиями ЕС.

Несмотря на кажущуюся необходимость кодификации, по мнению экспертов, принятие проекта СК в Верховном Совете Украины весьма сомнительно. И вот почему.

Судя по содержанию Кодекса, складывается впечатление, что роль его заключается исключительно в сведении воедино большинства нормативных актов по страхованию, поскольку ничего особо нового он не предполагает. Анализ проекта СК показывает, что в единый документ включены несколько основных нормативно-правовых актов, регулирующих страховую деятельность: Закон Украины «О страховании» от 7 марта 1996 года ­(Закон о страховании), Закон Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств» от 1 июля 2004 года, вступивший в силу с 1 января с.г., а также несколько постановлений Кабинета Министров Украины, дополнительно регулирующих отдельные виды обязательного страхования.

Однако неоспоримым достоинством проекта является подробное приведение страховой терминологии, которым не мог похвастаться даже основной Закон в сфере страхования — Закон Украины «О страховании».

Новеллой проекта также является сокращение перечня обязательных видов страхования (статья 13) до 20-ти, в отличие от статьи 7 Закона о страховании, где их 42. Однако стоит отметить, что частично такое сокращение достигается за счет включения нескольких «прежних» видов в один «новый». Например, в проекте личное страхование определенных категорий физических лиц по профессиональному признаку на случай причинения вреда при исполнении служебных обязанностей объединяет в себе личное страхование медицинских и фармацевтических работников, работников ведомственной и сельской пожарной охраны и членов добровольных пожарных дружин, специалистов ветеринарной медицины, спортсменов высших категорий. Что касается такого вида обязательности страхования, предусмотренного пунктом 15 проекта СК, как страхование профессиональной ответственности лиц, деятельность которых может причинить вред третьим лицам, то он, в свою очередь, объединяет такие виды обязательного страхования, как ответственность застройщиков, производителей (поставщиков) продукции животного происхождения, ветеринарных препаратов, экспортеров и лиц, ответственных за утилизацию опасных отходов.

В разделе 2 проекта СК регламентируются особенности заключения договора страхования, чему уже частично посвящена глава 67 Гражданского кодекса Украины.

Особое внимание уделено проектом объединению страховщиков. Дословно переписаны из Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств» в Раздел V проекта полномочия, задания, органы управления и контроля Моторного (транспортного) страхового бюро Украины, Медицинского страхового бюро Украины. Однако в разделе нет ни одного упоминания о Лиге страховых организаций, которая также, исходя из статьи 47 проекта СК, подпадает под определение объединения страховщиков, поскольку создана как раз с целью защиты интересов своих членов и других участников рынка страховых услуг.

Практически дословно инкорпорирован в проект СК проект Закона Украины «Об обязательном медицинском страховании», внесенный в Верховный Совет народным депутатом Михаилом Добкиным, который также является автором проекта СК.

Все эти недочеты меркнут по сравнению с отсутствием каких-либо положений в разделах 8, 9,10, 11, 12 и 13. То ли авторы не нашли положений в действующем законодательстве, которые можно было бы включить в соответствующие разделы проекта СК (например, полномочия и функции Лиги страховых организаций, урегулированные уставом этой саморегулируемой организации, однако действующим законодательством не предусмотрены), то ли авторы не знали, как компактно вмес­тить Закон Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» в раздел 2 «Негосударственное пенсионное страхование», то ли их смутило название Закона — сегодня ответить сложно. Однако очевидно, что с такими вопросами, как принципы обязательного страхования и защита субъектов страхования, авторы еще не определились. Наиболее вероятно, что разделы указаны лишь номинально по той причине, что они не предусмотрены Законом Украины «О страховании», однако, по логике вещей, должны присутствовать в кодифицированном акте. Впрочем, пробелы в данных разделах, по словам авторов, оставлены предусмотрительно для подключения страховых компаний, других комитетов Верховного Совета Украины, Кабинета Министров Украины к разработке этих положений. Такое возможно только в случае, если профильный комитет по вопросам финансов и банковской деятельнос­ти сочтет нужным рекомендовать данный проект Закона за основу, однако, учитывая объем этих пробелов, можно скорее говорить об его отклонении и направлении на доработку.

Отсутствие положений в разделе «Принципы обязательного страхования» в Общей части проекта СК вызывает недоумение еще и по той причине, что в Особой части автор по каждому виду обязательного страхования выделяет свои принципы, опять-таки списанные с Закона о страховании.

Новеллой проекта СК является также предоставление в части 2 статьи 8 страховым компаниям — нерезидентам права на ведение страховой деятельности на Украине. На сегодня статьей 2 Закона о страховании право на осуществление страховой деятельности предоставлено исключительно страховым компаниям — резидентам. По мнению экспертов, такое положение может повлечь за собой ряд негативных последствий, в том числе и массовый отток клиентов, поскольку отечественные страховые компании просто не выдержат конкуренции со страховыми компаниями-нерезидентами — в том числе в связи с низкой капитализацией по сравнению со своими конкурентами, в частности.

В настоящее время проект СК уже направлен на рассмотрение Кабинету Министров Украины и Комитету по вопросам финансов и банковской деятельности.

Подводя итоги, следует отметить, что ввиду наличия огромного количества нормативно-правовых актов, нередко противоречащих друг другу, необходимость принятия такого Кодекса очевидна, однако далеко не в таком виде, в котором ныне находится его проект.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

INTA 2005

Популярно об амбуш-маркетинге

INTA в Калифорнии

СТМ и Мадридский протокол отныне вместе

Государственная практика

А еще мы учим стрелять из пистолета...

Деловая практика

Налогоплательщику Кабмин не указ?

Законодательная практика

Кодификация или компилляция?

Комментарии и аналитика

О «системности» налоговой системы

Действие во времени нормативных актов

Неделя права

Положение комиссии узаконено

Публичный интерес к частному праву

«Тяжелый» случай с НФЗ

Нотариусы + ГНАУ = дружба?

Научно о правовом государстве

Реестр событий

Судьи всех стран, общайтесь!

Сокращение штатов или сведение счетов?

Всем встать! Идет «Криворожсталь»!

Судебная практика

Апрельские тезисы ВСУ: шаг вперед..?

Проблемы платежей на энергорынке

Судебные решения

Оспаривание правильности документов

Отказ от принятия наследства путем направления заявления нотариусу

Высший хозяйственный суд Украины. Обзорное письмо от 6 мая 2005 года № 01-8/784

Тема номера

Принципы латинского нотариата — в жизнь

Разговор о насущных проблемах нотариата

Частная практика

Как добиться оплаты услуг адвоката?

Юридический форум

5 лет юрфаку академии МВД

Украинские медиаторы в законе

Інші новини

PRAVO.UA