За хранение личных вещей покупателей супермаркет ответственности не несет — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №39 (561) » За хранение личных вещей покупателей супермаркет ответственности не несет

За хранение личных вещей покупателей супермаркет ответственности не несет

Каждый из нас независимо от рода деятельности, пола, возраста и материального положения время от времени становится потребителем и, приходя в магазин за покупками, рассчитывает на быстрое и качественное обслуживание. Как известно, входить в торговый зал с личными вещами — сумками, портфелями и т.п., а также с продуктами, приобретенными в других магазинах, в большинстве супермаркетов строго запрещено. Юридические лица, осуществляющие торговлю в магазинах (операторы магазинов) пытаются предотвратить хищения из торгового зала и максимально исключить недоразумения.

И хотя законодательством обязанность сдавать вещи в камеры хранения не преду­смотрена, мы, будучи вежливыми гражданами, оставляем вещи в шкафчике или передаем их кладовщику в помещении с надписью «сумочная» (аналогичной или вовсе без какой-либо вывески). И, взяв взамен ключ с номерком или жетон, проходим в торговый зал магазина.

Конечно, никто не станет оставлять в шкафчике или сумке, сдаваемой в сумочную, действительно ценные вещи. Но как быть с остальными вещами — можем ли мы быть уверены в том, что найдем их там же и в том же состоянии? И если нет, то кто и как компенсирует нам моральный и/или материальный ущерб?

Эти вопросы были предметом правового анализа в тематической периодике (см. «Адвокат бухгалтера». — 2008. — № 9 (183). — С. 41), но недостаточная, на мой взгляд, аргументация всех аспектов проблемы не дает однозначного ответа на них.

Ввиду изложенного попытаюсь в данной статье ответить на ряд вопросов:

1) обязаны ли работники магазина принимать вещи на хранение от всех покупателей или могут отказать в их принятии;

2) какие правоотношения возникают вследствие оставления покупателем вещей: а) в шкафчиках на входе в торговый зал магазина и б) в так называемой сумочной, кто является субъектами таких правоотношений;

3) несет ли администрация магазина согласно законодательству Украины ответственность за сохранность вещей покупателей, оставленных в шкафчиках или в сумочной.

Итак, часть 1 статьи 936 Гражданского кодекса Украины (ГК) устанавливает, что по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей второй стороной ­(поклажедателем), и вернуть ее поклажедателю в сохранности. Согласно части 3 этой же статьи, договор хранения является публичным, если хранение вещей осуществляется субъектом предпринимательской деятельности на складах (в камерах, помещениях) общего пользования.

Часть 2 статьи 940 ГК устанавливает, что профессиональный хранитель, осуществляющий хранение вещей на складах (в камерах, помещениях) общего пользования, не имеет права отказаться от заключения договора хранения при наличии у него такой возможности. Признаки профессионального хранителя указаны в части 2 статьи 936 ГК: таковым является лицо, осуществляющее хранение на основе предпринимательской деятельности. Часть 1 статьи 633 ГК дает определение публичного договора как договора, в котором одна сторона — предприниматель взяла на себя обязательство осуществлять продажу товаров, выполнение работ или предоставление услуг каждому, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозки транспортом общего пользования, услуги связи и т.п.).

Оператор магазина является субъектом предпринимательской деятельности, осуществляющим розничную торговлю (реализацию товара неограниченному кругу физических лиц для некоммерческого использования) и потому заключающим с такими лицами публичные договоры купли-продажи путем совершения последними конклюдентных действий.

Однако предоставление услуг по хранению вещей покупателей (в отличие от розничной торговли) не является для оператора магазина основным видом деятельности, а помещения магазина, в отличие, скажем, от вокзала или аэропорта, не являются мес­тами общего пользования. И это, на мой взгляд, свидетельствует о том, что магазин не является профессиональным хранителем; предпосылки для заключения публичного договора хранения отсутствуют, соответственно, принимать вещи на хранение магазин не обязан. Таким образом, отказ работницы сумочной принять у вас сумку и выдать жетон, если сумка покажется ей слишком грязной, тяжелой или просто подозрительной, является правомерным.

Итак, перейдем к следующему вопросу. Допустим, сумку в сумочной приняли и выдали жетон, или мы закрыли вещи в ячейке и забрали ключ с номерным брелоком. Был ли с этого момента заключен договор хранения между юридическим лицом — оператором магазина и его посетителем?

С одной стороны, был, поскольку, согласно части 3 статьи 937 ГК, принятие вещи на хранение может подтверждаться выдачей поклажедателю номерного жетона, иного знака, удостоверяющего принятие вещи на хранение, если это установлено законом, иными актами гражданского законодательства или является обычным для данного вида хранения. Но, с другой стороны, учитывая именно последнее уточнение, которое в данной ситуации является определяющим, договор хранения заключен не был.

Загвоздка в том, что никакими законодательными или подзаконными актами не предусмотрено, что выдача жетонов в магазине является подтверждением факта заключения договора хранения и принятия на себя оператором магазина ответственности за сохранность вещей покупателей.

В обоснование такого мнения можно привести тот факт, что в параграфе 3 главы 66 ГК нет такого специального вида хранения, как хранение вещей в магазине. Значит, необходимо применить аналогию закона. Наиболее близкими по сфере регулирования являются специальные виды хранения, предусмотренные статьями 972, 973 ГК.

Однако применить на практике к рассматриваемым нами правоотношениям статью 972 ГК (хранение вещей в камерах хранения организаций, предприятий транспорта) весьма проблематично. Вопервых, сфера действия данной нормы ограничена камерами хранения организаций и предприятий транспорта (это следует из содержания части 1 указанной статьи, в частности, ввиду упоминания о проездных билетах). Во-вторых, срок хранения вещей, упомянутый в части 4 данной статьи, в магазинах нормативно не урегулирован. Втретьих, отсутствует как таковой порядок принятия на временное хранение таких вещей и обращения с ними. В отличие от супермаркетов хранение вещей в камерах хранения вокзалов регламентируется разделами 16, 17 Правил перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и поч­ты, утвержденных приказом Минтранса № 1196 от 27 декабря 2006 года, и этот порядок для супермаркетов неприменим ввиду ряда особенностей.

На практике вещи в ячейках для хранения могут оставаться до конца рабочего дня или смены (для круглосуточно работающих магазинов). В конце дня все ячейки открываются дубликатами ключей, вещи изымаются, передаются по описи следующей смене и хранятся в магазине в ожидании своих забывчивых владельцев. Но, повторюсь, порядок их хранения ничем, кроме внутренних инструктивных документов каждого конкретного оператора магазина, не установлен.

Применение по аналогии статьи 973 ГК (хранение вещей в гардеробе организации) также не решает проблему. В случае с сумочной применение аналогии более уместно, но лишь в случае сдачи личных вещей — головных уборов и верхней одежды вмес­те с сумками. Ведь место, куда можно сдать только чемоданы, портфели или сумки, — это не гардероб, а все-таки камера хранения! В случае же со шкафчиками для вещей имеем дело не с гардеробом, а с камерой хранения в чистом виде, но вот только не расположенной на территории организации или предприятия транспорта! Поэтому не совсем корректно даже называть камерой хранения ячейки с дверцами, расположенные в магазинах.

Вместе с тем статья 973 ГК интересна нам по той причине, что ее часть 2 распространяет ответственность хранителя, установленную абзацем 2 части 1 указанной статьи — «хранитель вещи, сданной в гардероб, независимо от того, осуществляется хранение за плату или бесплатно, обязан предпринять все необходимые меры для обеспечения сохранности вещи», — на «иные учреждения» (помимо прямо указанных в данной статье учреждений охраны здоровья), то есть и на магазины также. Но почему-то перечень таких вещей ограничен лишь верхней одеждой и головными уборами. И потом, применять аналогию закона может суд при рассмотрении гражданского дела и вынесении решения, а права покупателя должны быть защищены более простыми и надежными способами.

Однако обратимся к подзаконным нормативным актам, в частности специальным. Так, пунктом 31 постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания населения» № 833 от 15 июня 2006 года (Правила торговли) ответственность за сохранность личных вещей посетителей (заметьте, уже не только верхней одежды или головных уборов) устанавливается лишь для заведений рес­торанного хозяйства, да и то обязательства обеспечить хранение вещей потребителя возникают лишь при наличии в этих заведениях гардероба. Санкции за отсутствие гардеробов в заведениях ресторанного хозяйства ни Правилами торговли, ни другими специальными нормативными актами, регламентирующими торговую деятельность, не предусмотрены.

Согласно абзацу 3 пункта 1.3 Правил работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства, утвержденных приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины № 219 от 24 июля 2002 года, заведение рес­торанного хозяйства — структурно-организационная единица в сфере ресторанного хозяйства, которая осуществляет производственно-торговую деятельность: производит и (или) доготавливает, продает и организует потребление продукции ­собственного производства и покупных товаров, может организовывать досуг ­потребителей. Согласно пункту 1.5 этих же Правил, заведения (предприятия) рес­торанного хозяйства разделяются по типам: фабрики-кухни, фабрики заготовочные, рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные, буфеты, магазины кулинарных изделий, кафетерии; рестораны и бары также делятся на классы (первый, высший, люкс).

И хотя многие крупные магазины имеют на территории торгового зала заведения ресторанного хозяйства — магазины (отделы) кулинарных изделий, кафе, закусочные, применить указанные выше положения Правил торговли о хранении личных вещей невозможно. Гардероба там, как правило, нет (в лучшем случае пара вешалок), да и пройти в торговый зал магазина нужно уже без этих самых личных вещей — сумок, портфелей, пакетов…

Об ответственности за личные вещи, сданные в гардероб именно магазина, в Правилах торговли нет ни слова.

Итак, ответ на второй вопрос может быть таким: единственным случаем, имеющим более-менее четкую правовую регламентацию, является сдача в сумочную головных уборов и верхней одежды. Так, оператор магазина обязан принять вещи на хранение, выдать жетон, подтвержда­ющий заключение договора хранения, и обес­печить сохранность этих вещей. Но все остальные вещи, переданные в сумочную или закрытые на ключ в ячейках, оказываются вне сферы правового регулирования, в некоем правовом вакууме.

Именно с отсутствием нормативного регулирования хранения личных вещей покупателей на территории торговых предприятий связана широко распространенная практика заявлять о том, что администрация за сохранность вещей покупателей ответственности не несет. Ведь даже если признать факт заключения договора хранения между оператором магазина и покупателем в момент получения в сумочной жетона или путем совершения конклюдентных действий покупателем (оставление вещей в ячейке и взятие ключа от нее), то это еще не означает, что оператор магазина несет ответственность за сохранность таких вещей.

А в случае с ячейкой все еще более запутано. Договор хранения тут невозможен в связи с тем, что попросту отсутствует вторая, обязанная сторона. Ведь тот факт, что покупатель оставил вещи в ячейке шкафчика, расположенного в одном с ­магазином здании и находящемся буквально в мет­ре от входа в магазин, еще не означает, что оператор магазина имеет какое-либо отношение к этим шкафчикам, и весьма не­просто будет доказать обратное.

Теперь давайте рассмотрим вопрос ответственности за сохранность вещей покупателей в случае их утраты (недостачи) или повреждения.

Как было указано выше, в соответствии с частью 1 статьи 950 ГК, в случае если хранитель не является профессиональным хранителем, он отвечает за утрату (недостачу), повреждение вещи на общих основаниях. Размер ответственности такого хранителя установлен статьей 951 ГК: в случае утраты (недостачи) вещи — в размере ее стоимос­ти; в случае повреждения вещи — в размере суммы, на которую снизилась ее стоимость; в случае если вследствие повреждения вещи качество ее изменилось настолько, что она не может быть использована по первоначальному назначению, поклажедатель имеет право отказаться от этой вещи и требовать от хранителя возмещения ее стоимости.

Поскольку механизм определения стоимости вещи в случае ее повреждения или утраты не определен (в отличие от порядка определения стоимости вещи в камерах хранения вокзала, о чем было сказано выше), то даже в случае признания супермаркетом своей вины определить размер ответственности оператора магазина можно будет только в рамках судебного процесса. То есть на основании свидетельских показаний, сведений о стоимости аналогичных вещей, документов, подтверждающих покупку и стоимость вещи и т.п.

Учитывая вышеизложенное, представляется очевидной необходимость внесения изменений в параграф 3 главы 66 ГК путем дополнения его новой статьей, в которой должны быть установлены правила хранения вещей покупателей в торговых объектах и заведениях ресторанного хозяйства и ответственность за их утрату или повреждение.

ДРОЗДОВ Денис юрист, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Скажите, а сколько у вас паспортов?

Законодательная практика

К вопросу о реформе МВД

НОВЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Кадровые новости

В компании IMS Real Estate новое назначение

Комментарии и аналитика

Вопросы оплаты труда за богослужение в религиозных организациях на Украине

Неделя права

Рекомендовано коллективом

«Рейдерство» могут узаконить

Рекомендовать и наградить

Дважды войти в одну реку?

Новости делового мира

Конкурсный отбор руководителей субъектов хозяйствования

О существенной потере активов банком

Предоставление информации о доходах физлиц

Изменения в корреспондентских счетах

Новости законотворчества

Принят Закон Украины «Об акционерных обществах»

Принят закон о внесении изменений в ХПК Украины относительно обеспечения иска

Система нормативно-правовых актов будет урегулирована

Новости из зала суда

Возбуждено дело о банкротстве «Укрптицепрома»

В. Медведчук подал в суд иск к В. Наливайченко

Суд признал незаконным уменьшение площади заказника «Остров Жуков»

КП «Киевреклама» отказали в удовлетворении иска

Новости из-за рубежа

Банки могут не извещать об изменениях тарифов персонально

Суд не удовлетворил иск «Одноклассников» к «Эксмо»

Разрешен импорт фирменных автозапчастей без разрешения производителей

Новости профессии

Скоро начнут работу еще два окружных административных суда

Президиум ВАСУ предлагают расширить

Обнародованы результаты работы четвертого этапа проекта USAID «Украина: верховенство права»

В Минюсте обсудили процедуру конфискации

Новости юридических фирм

ЮФ «Спенсер и Кауфманн» завершила сделку на общую сумму 5 млн дол. США

Награда в честь Дня предпринимателя

АФ «Паритет» — юридический партнер фармацевтических компаний

МЮФ Salans консультирует Citibank N.A.

Новости юридического мира

Orrick и Holters & Elsing договорились о слиянии

Allen & Overy открывает офис в Мюнхене

Linklaters открывает собственную бизнес-школу

Bird & Bird поглощает лондонский бутик

Реестр событий

Жизнь после коалиции есть!

Решение обжалованию не подлежит

Жалобы судей удовлетворены!

Слушается в суде

Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины рассмотрит следующие дела

Судебные дела недели

ВСУ удовлетворил кассационную жалобу ЗАО «Фармацевтическая компания «Дарница»

ВСУ прекратил производство по делу по иску ОАО по газоснабжению и газификации «Сумыгаз»

Судебные решения

О начислении пени за просрочку уплаты алиментов

О недопустимости принуждения к сохранению брачных отношений

Об основаниях для лишения родительских прав

Тема номера

Если иностранцы желают усыновить...

Защита для суррогатного материнства

Частная практика

АЮУ определила номинанта почетной награды

Сегментная конкуренция

Юридический форум

Нотариат с «соленым» привкусом Приморска

Лига студентов АЮУ отпраздновала свое трехлетие

Адвокаты on-line

Самый справедливый суд?

Юрисконсульт

Огромный штраф за «переаренду»!

За хранение личных вещей покупателей супермаркет ответственности не несет

Апелляционное обжалование в хозпроцессе

И снова о возмещении НДС

Інші новини

PRAVO.UA