Все в юрисдикции КСУ — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №34 (452) » Все в юрисдикции КСУ

Все в юрисдикции КСУ

Часть 2 статьи 147 Конституции Украины гласит, что Конституционный Суд Украины решает вопросы относительно соответствия законов и других правовых актов Конституции Украины и дает официальное толкование Конституции Украины и законов Украины. В части 1 статьи 150 Основного Закона уточнено, что КСУ решает вопросы конституционности (соответствия Конституции Украины) следующих нормативно-правовых актов: законов и других правовых актов, принимаемых Верховным Советом Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины и правовых актов Верховного Совета Автономной Республики Крым. Также в Основном Законе, а именно — в статье 153, указано, что специальным Законом устанавливается порядок организации и деятельности КСУ, а также процедура рассмотрения им дел. Следовательно, компетенция этого органа определяется исключительно актом наивысшей юридической силы — Конституцией.

В аспекте этого вызывает неподдельный интерес Закон Украины «О внесении изменений в раздел IV «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О Конституционном Суде Украины», принятый 4 августа с.г.. Указанным актом подпункт 1 пункта 3 раздела «Заключительные и переходные положения» после слов «законы Украины» дополняется словами «за исключением законов Украины о внесении изменений в Конституцию Украины, вступивших в силу». В самом же пункте 3 идет речь о том, на какие акты распространяется юрисдикция КСУ. В то же время КСУ имеет право проверять на предмет конституционности только те акты, которые вступили в силу.

Объяснить принятие этого Закона с правовой точки зрения можно лишь тем, что до того, как принимается закон, которым изменяется Конституция, он рассматривается КСУ на предмет соответствия статьям 157 и 158 Конституции, поэтому якобы нет необходимости проверять конституционность этого акта после его вступления в силу, равно как не подлежат проверке на предмет конституционности действующие нормы Основного Закона. С другой стороны, что делать, если такой закон будет принят с нарушением процедуры? Тем более, что одним из оснований признания закона или иного правового акта неконституционным является нарушение процедуры его принятия (часть 1 статьи 152 Конституции Украины).

Принимая во внимание указанное выше, думается, что настоящее изменение в Закон Украины «О Конституционном Суде Украины» противоречит Основному Закону Украины и незаконно ограничивает компетенцию КСУ. Впрочем, официальное заключение по данному вопросу может сделать только сам Конституционный Суд в случае поступления соответствующего конституционного представления компетентного органа — Президента Украины, 45-ти народных депутатов, Верховного Суда Украины, Уполномоченного Верховного Совета Украины по правам человека или Верховного Совета Автономной Республики Крым.

Естественно, возникает вопрос, имеет ли право орган, в компетенции которого пребывает рассмотрение вопроса относительно конституционности того или иного нормативно-правового акта, рассматривать вопрос о собственной компетенции. С одной стороны — налицо заинтересованность этого органа, с другой — нормы Конституции Украины. А эти нормы, как указано выше, гласят, что КСУ решает вопросы соответствия Конституции Украины законов и других правовых актов, принимаемых Верховным Советом Украины. Без какого-либо ограничения. Следовательно, КСУ имеет все полномочия в случае подачи представления проверить на предмет конституционности нормы измененного подпункта 1 пункта 3 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины».

Помимо этого стоит отметить, что привычного для судов общей юрисдикции процессуального института отвода судей в данном случае нет, этот орган наделен исключительными полномочиями, передача которых не допускается.

Исходя из указанного выше, если нормы нового Закона Украины будут признаны неконституционными и утратят силу, то у заинтересованных субъектов будет возможность внести представление относительно конституционности положений Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» от 8 декабря 2004 года.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Куда смотреть финансовому «оку»...

Деловая практика

Тайна, покрытая банком

Законодательная практика

«Местное» реформирование

Все в юрисдикции КСУ

Комментарии и аналитика

БесПредметные основания для отказа

Система судов в сфере спорта

...вернуть бы свое. Имущество

Корпоративные войны

Неоднозначное директорство...

Неделя права

Некоторые изменения в ГНАУ

Рейтинг на чужом имени?

И еще одна экспертиза

Приобретаем практический опыт

АМКУ не забывает о Минтранссвязи

Реестр событий

Депутат-министр озадачил КСУ

1+1: хоть и устный, но договор!

Госслужащие, переписывайтесь спокойно!

«Незаметные» перемещения

Репортаж

Юризм на Гавайских островах

Судебная практика

Общая «подвальная» собственность

Судебные решения

Об особенностях возмещения морального вреда за нарушение договора займа

О возмещении морального вреда, причиненного залитием

О практике рассмотрения дел о защите чести, достоинства и деловой репутации

Об ответственности, возникающей в результате распространения недостоверной информации

О преюдициальности судебных решений для определения наличия вины ответчика

Тема номера

Установление значимых фактов

Характеристики судебного решения

Актуальные вопросы подсудности споров

Частная практика

Перестраховаться не лишне

Юридический форум

Обеспечить соблюдение Инкотермс!

Інші новини

PRAVO.UA