21 августа с.г. на внеочередной сессии Верховного Совета Украины народные депутаты преодолели вето Президента Украины на Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно выборов Президента Украины» (Закон об изменениях). И хотя этот акт еще не подписан, очевидно, что, согласно Конституции Украины, его вступление в силу — вопрос времени. А после этого момента, как неоднократно заявляли в команде главы государства, Президент Украины намерен инициировать проверку его конституционности.
Какие же новшества привнесет в избирательный процесс Закон об изменениях, вызвавший резонанс еще до регистрации проекта в парламенте?
Основные нововведения на слуху: сокращение сроков предвыборной кампании со 120 до 90 дней, увеличение залога для кандидатов в Президенты Украины с 0,5 до 2,5 млн грн; реализовать свое пассивное избирательное право за границей могут только лица, находящиеся на консульском учете; территориальные комиссии формируются в составе не менее 12 членов.
Также уточнены некоторые нюансы, как-то: иск об уточнении списка избирателей может быть подан в суд не позднее чем за час до прекращения голосования; неподписание или отказ от подписания протокола отдельными членами комиссии не имеет правовых последствий для действительности протокола. Но изменения, внесенные в законы Украины «О выборах Президента Украины» и «О Государственном реестре избирателей», носят более политико-технический характер. Обратим же внимание на правовые особенности.
Значительные изменения претерпел и Кодекс административного судопроизводства (КАС) Украины.
Прежде всего, из части 4 статьи 18 КАС Украины, определяющей исключительную подсудность дел Высшему административному суду Украины как суду первой и окончательной инстанции, исключили дела об отмене регистрации кандидата на пост Президента Украины. То есть фактически такое решение может принимать суд первой инстанции, а значит, может быть апелляция, кассация, что явно не нацелено на ускорение избирательного процесса.
В соответствии с изменениями в статью 109 КАС Украины суды должны отказывать в открытии административного производства в случае, если заявление подано относительно протокола территориальных (окружных) избиркомов об установлении итогов голосования в пределах территориального избирательного округа при проведении выборов Президента Украины, народных депутатов Украины, а также протокола о подсчете голосов избирателей на избирательном участке. Это фактически означает, что в случае нарушений обжаловать результаты выборов можно только в общенациональном масштабе, а не на местах, где имели место нарушения. Также, согласно изменениям в статью 117 КАС Украины, суды не могут применять меры по обеспечению иска по делам о назначении, подготовке и проведении выборов.
Среди других новшеств — подсудность жалоб на действия или бездеятельность Центральной избирательной комиссии или отдельных ее членов, не связанных с установлением результатов выборов, действий кандидатов на пост Президента и их доверенных лиц Киевскому апелляционному административному суду (а не окружному), а срок рассмотрения избирательных дел — 2 дня. Вместе с этим установлено, что дела по избирательным спорам не могут пересматриваться Верховным Судом Украины на исключительных основаниях.
Не менее важные изменения касаются уголовной ответственности за нарушения избирательного законодательства. К таковым, наряду с препятствованием в реализации избирательного права или работе избирательных комиссий (статья 157 Уголовного Кодекса Украины), также отныне относится уклонение члена избирательной комиссии от работы в комиссии без уважительных причин. Мера ответственности — штраф от 300 до 500 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (ннмдг) или ограничением свободы на срок до 2 лет, или лишением свободы на такой же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 до 3 лет.
Введена ответственность и для избирателей, реализующих свое избирательное право несколько раз. Если будет установлена виновность лица в голосовании более чем один раз, ему может грозить штраф от 100 до 300 ннмдг или исправительные работы на срок до 2 лет, или ограничение свободы на срок до 3 лет.
Уголовно-процессуальный кодекс Украины дополнен статьей 532, которая устанавливает обязанность органа дознания, следователя, прокурора и суда во время избирательного процесса осуществлять любые действия (дознания, досудебного следствия) в отношении избирательных комиссий, отдельных членов избиркомов, относительно помещений, избирательной документации, технического оборудования, исключительно при условии возбуждения в установленном порядке уголовного дела и предоставления соответствующих, подтверждающих это документов.
В целом, анализ Закона об изменениях свидетельствует, что отдельные аспекты избирательного процесса имеют все шансы стать инструментом ограничения активного избирательного права (например, судебная тяжба при регистрации) или же недопущения признания выборов частично или полностью несостоявшимися (путем признания недействительности результатов выборов по округам). В любом случае наблюдателей ждет занимательная политико-правовая игра. И это даже без учета того, что до начала избирательного процесса (21 октября 2008 года) КСУ может успеть рассмотреть закон об изменениях на предмет его конституционности, что приведет к необходимости внесения «экстренных» изменений или даст повод для свободы судебной практики.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…