Новая практика сотрудников государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Украины в работе с задолженностью по уплате штрафов за нарушение правил дорожного движения, применяемая в Донецкой области, изумила даже искушенных правоведов — у водителей стали забирать автомобили, за которыми числятся неуплаченные штрафы на крупные суммы, без решений судов и любого предупреждения просто на улице.
Схема, применяемая ГАИ, проста: останавливается автомобиль, проверяется по некой базе наличие за ним штрафов, и присутствующий при этом сотрудник государственной исполнительной службы составляет постановление об исполнительном производстве, согласно которому накладывается арест на автомобиль. Дальнейшая судьба «арестанта» предрешена — его продадут, а деньги от продажи пойдут в Государственный бюджет. Именно так заявили открыто с телеканалов сотрудники ГАИ Донецкой области, подчеркнув при этом, что действуют в рамках закона.
«Для ареста имущества по закону нам не нужно решение суда. В течение 10 дней, конечно, можно обжаловать наши действия. Но если водитель за это время не погасит всю сумму штрафов, то мы будем привлекать экспертов для оценки имущества, после чего машина будет продана. Полученные средства перейдут в Государственный бюджет», — процитировали все телеканалы, печатные СМИ и Интернет государственного исполнителя Государственной исполнительной службы Калининского района в Управлении юстиции в г. Донецке Александру Пономаренко.
По словам начальника отдела административной практики УГАИ в Донецкой области Натальи Галабурды, эта вынужденная мера предпринимается по вине самих водителей — из всех выписанных с начала года штрафов оплачивается только треть.
Собственно, вопрос о правомерности наложения большинства штрафов все еще открыт, ведь немаловажным является то, на основании каких данных составлено постановление об административной ответственности, есть ли бесспорные доказательства факта правонарушения, присутствовал ли нарушитель при его составлении…
Немало вопросов и относительно некой базы, по которой проверяется информация о штрафах. Как известно, в нее не вносится информация о погашении штрафа, если лицо, уплатившее его, не подаст в административное управление ГАИ копии соответствующих квитанций. Кроме того, о создании некой базы выписанных штрафов не принималось ни одного нормативно-правового акта, а ведь она содержит информацию о физических лицах, которая преимущественно является конфиденциальной. Следовательно, должна быть сертифицирована.
Но даже если опустить эти нюансы, действия сотрудников ГИС и ГАИ вряд ли можно назвать правомерными.
Прежде всего, стоит вспомнить конституционную норму, согласно которой право собственности является незыблемым, и никто иначе, как по решению суда, не может быть лишен права собственности. Аналогичная норма содержится и в статье 28 Кодекса Украины об административных правонарушениях, которая разрешает оплатное изъятие орудия правонарушения, но исключительно по решению суда, а вырученные от дальнейшей продажи деньги должны быть возвращены собственнику, за вычетом расходов на саму продажу и сохранение имущества. Об уплате штрафов за счет продажи такого имущества в КУоАП ничего нет.
Процедура ареста имущества должника, согласно Закону Украины «Об исполнительном производстве», имеет обратный порядок, нежели используют в Донецкой области: сначала должно быть постановление ГИС об открытии исполнительного производства, далее — акт о неисполнении его в добровольном порядке, а уже затем может быть применено наложение принудительного взыскания на имущество.
Согласно статье 50 Закона Украины «Об исполнительном производстве», наложение взыскания на имущество должника должно осуществляться в строго определенном порядке: в первую очередь, на денежные средства должника в национальной и иностранной валюте, другие ценности, включая средства на счетах и вкладах в банках и других кредитных организациях, на счета в ценных бумагах.
При отсутствии у должника денежных средств и ценностей, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, взыскание обращается также на принадлежащее должнику имущество, за исключением имущества, на которое не может быть наложено взыскание. Причем право указать очередность имущества, на которое следует прежде всего наложить взыскание, принадлежит должнику — собственнику имущества.
В любом случае, взыскание на имущество может быть обращено исключительно в размерах и объемах, необходимых для исполнения по исполнительному документу.
К тому же лицо, нарушившее ПДД, не всегда является собственником автомобиля, кроме того, авто может находиться в банковском залоге, а, как можно судить из заявлений ГАИ и ГИС, эти факторы не учитываются, что позволяет утверждать, что практика ГАИ Донецкой области ничего общего с наведением правопорядка не имеет, а является фактически «грабежом».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…