Специалисты по юррынку — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №35 (610) » Специалисты по юррынку

Специалисты по юррынку

В условиях кризиса волна сокращений могла задеть не только юристов юридических фирм, но и административный персонал компаний. Скорее всего, руководитель, добровольно отказавшийся от услуг профессионального (именно профессионального и специализирующегося на рынке юридических услуг) маркетолога, либо считает себя гением маркетинга, либо сделал неудачную попытку сэкономить. Можно стараться подмечать отличительные детали, но в общем, наш рынок юридических услуг развивается по западному образцу. Для американских юристов маркетологи, специализирующиеся на рынке юридических услуг, не новость. В Российской Федерации известна одна подобная фирма. На Украине внешние маркетологи юридического рынка пока редкость. «Однако если верить в то, что спрос рождает предложение, появление таких специалистов на Украине не за горами, чему активно способствует нарастающая конкуренция между юридическими фирмами», — комментирует PR-менед­жер юридической фирмы «Центр правового консалтинга» Елена Гайдук. Причем зарубежный опыт очень часто говорит об эффективности привлечения внешних маркетологов.

Как таковой должности маркетолога в штате юридической фирмы «Центр правового консалтинга», по словам г‑жи Гайдук, не предусмотрено, однако существует специалист по связям с общественностью, который берет на себя часть обязанностей маркетолога. В обязанности PR-менеджера входит мониторинг рынка юридических услуг, поддерживание положительного имиджа юридической фирмы, отслеживание информации о фирме в СМИ, подготовка рекламно-полиграфической продукции и т.д.

О своей работе штатного маркетолога рассказывает Татьяна Сабитова, руководитель департамента развития бизнеса и связей с общественностью юридической фирмы «Василь Кисиль и Партнеры»: «Юридическая фирма «Василь Кисиль и Партнеры» является одной из очень немногих юридических компаний Украины, в которой функционирует полноценный отдел развития бизнеса, где работают и маркетологи, и CRM-менеджеры. Руковожу им я, Татьяна Сабитова, не юрист, а профессионал в области маркетинговых коммуникаций и связей с общественностью. Стратегически это направление в нашей фирме возглавляет, конечно же, управляющий партнер Олег Макаров, чьи разработки в данной облас­ти, например, система координат юридического бизнеса, хорошо известны и уже активно используются в постсоветском пространстве. Развитием бизнеса занимаются и все партнеры — руководители практик, которые разрабатывают и внед­ряют стратегию развития своих практик и продвижения услуг». Так, г-жа Саби­това утверждает, что немногие украинские юридические компании имеют полноценный отдел маркетинга, где работают именно профессиональные маркетологи. Она приводит слова профессора маркетинга Лорэна Мальера (Laurent Marliere), с которым общалась на его семинаре, и основателя компании Scipion, занимающейся менеджментом и маркетингом юридических фирм в Европе: маркетологи, специализирующиеся на рынке юридических услуг, весьма востребованы во всем мире, таких специалистов мало, а потребность в них с каждым годом возрастает.

Итак, чем занимается внутренний маркетолог? Основными направлениями работы отдела развития бизнеса и связей с общественностью являются:

1. Маркетинг юридических услуг: исследования, сегментация, позиционирование и отслеживание результатов. Специфика юридического бизнеса такова, что многие маркетинговые функции наиболее эффективно выполняются в тандеме: управляющий партнер плюс профессиональный маркетолог, партнер, руководитель практики; советник, или старший юрист плюс профессиональный маркетолог, партнер, руководитель практики; советник или старший юрист плюс менеджер по работе с клиентами.

2. Работа по поддержанию и улучшению имиджа фирмы и ее бренда, рейтинги и ренкинги.

3. Использование системы взаимоотношений с клиентами для продвижения услуг фирмы.

4. Маркетинговые коммуникации: реклама, связи с общественностью (PR), веб-сайт, корпоративные брошюры,

newsletters и рассылки, прямой маркетинг и прочее.

5. Вовлечение сотрудников в систему ежедневного маркетинга услуг фирмы, а также поддержка в области «кросс-продажи» услуг фирмы.

6. CSR (корпоративная социальная ответственность), благотворительность.

Татьяна Сабитова убеждена, что для успешного развития юридической компании и постоянного повышения эффективности необходим талант и видение управляющего партнера, правильная общекорпоративная стратегия, активная работа руководителей практик в области разработки, классификации и позиционирования услуг и участие профессиональных маркетологов, которые помогут юристам внедрить комплексные маркетинговые инструменты. Например, ROI или коэффициент возврата инвестиций, измеряя который юридическая фирма может в полной мере оценить результативность своего маркетингового бюджета и увидеть, какие маркетинговые каналы действительно работают, чтобы впоследствии внести необходимые коррективы и улучшить эффективность вкладываемых в это направление средств.

Еще в ноябре 2007 года в юридической фирме «Василь Кисиль и Партнеры» была внедрена система детального учета всех расходов каждого маркетингового канала (по всем 12 практикам фирмы) и отслеживания их результативности. В 2008 году создана отдельная штатная единица, в ее задачи входит системная работа с потенциальными клиентами, так называемыми leads (маркетинговый жаргон, означающий «наметки»), частью которой является генерирование статистики о том, сколько таких «наметок» превратилось в клиентов, и какова себестоимость данного процесса. При этом учитывается стоимость рабочего времени такого специалиста, количество и стоимость усилий, прилагаемых для «обработки» каждого потенциального клиента, источник запросов. Ежеквартально вычисляется Lead Conversion Rate — коэффициент превращения «наметок» в новых клиентов или в проекты.

Не так давно адвокатская фирма ENGARDE начала сотрудничество со внештатной командой профессиональных маркетологов, комментирует управляющий партнер Ирина Назарова. Ими стала консалтинговая компания Legal Marketing Solutions, объявившая о своем выходе на рынок в июле этого года, специализирующаяся исключительно в вопросах юридического маркетинга и развития бизнеса. Таким образом, ENGARDE одной из первых обратилась к западной практике маркетингового сопровождения ведения юридического бизнеса. «Украинский рынок юридических услуг уже достиг понимания необходимости и значимости внешних консультантов в качестве специалистов своего дела, — убеждена г-жа Назарова, — равно как и мы, юристы и адвокаты юридических фирм, стали в свое время важным звеном в предоставлении профессиональных услуг корпоративному бизнесу».

Для ENGARDE главными критериями выбора специалистов в области маркетинга является ориентация на проверенные практикой опыт и профессиональные качества консультантов, а также экономически целесообразная составляющая сотрудничества. Кроме того, число квалифицированных маркетологов, понимающих специфику бизнеса и особеннос­ти продвижения юридических услуг, на рынке более чем ограничено. Как правило, юридические фирмы самостоятельно «взращивают» маркетинговый персонал с учетом своего видения маркетинга и его задач в деятельности компании, зачастую путем карьерного продвижения административного персонала начальных уровней (секретари, ассистенты, переводчики и пр.), не имеющего профильного образования. Прежде чем такой специалист сможет представить системное видение бизнеса фирмы и рынка в целом, а также предлагать готовые маркетинговые решения, пройдет немало времени.

По мнению г-жи Назаровой, такие временные затраты и усилия топ-менеджмента юридической фирмы нецелесо­образны. Выбор в пользу аутсорсинга был осознанным, причем такая форма работы дает возможность партнерам и адвокатам ENGARDE сосредоточиться на своих ключевых компетенциях, будучи уверенными в том, что ежедневная работа по реализации маркетинговых инициатив в надежных руках.

«Моя роль как партнера, координирующего направление развития бизнеса в фирме, — рассказывает г-жа Назарова, — предполагает активную вовлеченность в маркетинговый процесс путем постановки и приоритетности задач, формулирования ожиданий и неотъемлемой оценки ощутимого результата». На этапе становления в числе приоритетных маркетинговых задач ENGARDE — репутационный менеджмент и полноценная медиа-поддержка. Не менее значимой составляющей является работа по развитию бизнеса и расширению клиентского портфолио фирмы путем использования наиболее эффективных инструментов маркетинговых коммуникаций.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Столбы украинской адвокатуры

Государственная практика

Августовский «звездопад»

Вольная борьба за выборы

Законодательная практика

«Иду на вы!»

Практика землерегистрации

Комментарии и аналитика

Упущенного не воротишь… Однако закон допускает обратное

Неделя права

Судей в КСУ все-таки 18…

ВККА попирает закон и права адвокатов

Президентская щедрость — юристам!

Новости законотворчества

Перечень субъектов хозяйствования госсектора предлагается расширить

Расширение случаев выемки носителей секретной информации

Трудоустройство иностранцев предлагают ограничить

Новости из-за рубежа

Общественный транспорт может нарушать ПДД

Приставы будут снимать деньги должников со счетов их мобильных

Плату за постельное белье запретили включать в стоимость ж/д билетов

Новости профессии

Членам ЦИКа присвоен второй ранг госслужащего

Юбилей известного адвоката

Ротации в Управлении СБУ в Хмельницкой области

Василий Онопенко посетил Апелляционный суд г. Киева

В органах исполнительной власти создадут антикоррупционные инспекции

Новости юридических фирм

Baker & McKenzie — советник медиа-группы «Поверхность» в продаже ее акций

ЮФ «Волков Козьяков и Партнеры» — советник ЕБРР в предоставлении 20 млн кредита

ЮФ AstapovLawyers отстояла интересы ведущего российского зернотрейдера

Новости юридического мира

МЮФ Bird & Bird заключила альянс с пекинским IP-бутиком

White & Case разрабатывает казахское законодательство

Mayer Brown назначила нового руководителя антимонопольной практики

ЮФ «Вегас-Лекс» — официальный юрконсультант Внешэкономбанка

Реестр событий

Неестественный отбор

Нет ничего постояннее временного

Утром постановление — вечером суд

Служебная лестница

Назначения

Судебная практика

Зачем платить своевременно?!

«Безвизировый» режим

Соответствие обязательств и взысканий

Судебные дела недели

Дело с участием Национальной телекомпании Украины направлено в ВХСУ

Кассационная жалоба ЗАО «Туристический комплекс «Лыбидь» удовлетворена

Судебные решения

О требованиях к прибору, фиксирующему нарушения ПДД

О требованиях к протоколу, составленному с использованием показаний технических приборов

Тема номера

О стоимости услуг Информюста

Частная практика

Специалисты по юррынку

Сколько юристов для работы надо?

Юридический форум

Юристов повышают

Інші новини

PRAVO.UA