Под постоянным надзором военной прокуратуры Южного региона Украины находится защита экономических интересов государства. Регулярно планируются и проводятся прокурорские проверки соблюдения военными должностными лицами законодательства о собственности, правовом режиме имущества в Вооруженных Силах Украины.
В ходе одной из таких проверок был обнаружен хозяйственный договор на поставку электрической энергии между Черноморской квартирно-эксплуатационной частью (воинским учреждением Министерства обороны Украины) и ОАО «Энергопоставляющая компания «Одессаоблэнерго». Согласно условиям договора, при возникновении задолженности за потребленную электрическую энергию воинское учреждение обязывалось заключить отдельный договор залога своего имущества или имущественных прав для обеспечения исполнения обязательств по оплате в порядке, предусмотренном Законом Украины «О залоге» от 2 октября 1992 года (Закон о залоге).
ОАО «Энергопоставляющая компания «Одессаоблэнерго» добровольно изменить условия хозяйственного договора отказалось. Военной прокуратурой региона в интересах государства в лице Министерства обороны Украины был представлен иск в хозяйственный суд о признании указанных положений хозяйственного договора недействительными, согласно статье 48 ГК УССР в редакции 1963 года (статья 215 ГК Украины в редакции 2003 года). При этом военная прокуратура исходила из следующего.
Согласно статье 4 части 2 Закона о залоге, предметом залога является имущество, которое, в соответствии с законодательством, может быть отчуждено залогодателем и на которое может быть обращено взыскание.
Имущество Черноморской квартирно-эксплуатационной части, в соответствии со статьей 34 Закона Украины «О собственности» (Закон о собственности), статьями 2, 3 Закона Украины «О правовом режиме имущества в Вооруженных Силах Украины» (Закон о правовом режиме имущества в ВСУ), является общегосударственным и воинским.
Порядок отчуждения воинского имущества предусмотрен нормой статьи 6 Закона о правовом режиме имущества в ВСУ и изданным в ее развитие Положением о порядке отчуждения и реализации военного имущества Вооруженных Сил Украины, утвержденным постановлением КМУ от 28 декабря 2000 года № 1919 с последующими изменениями и дополнениями. Согласно указанным законодательным актам, вопрос об отчуждении воинского имущества может быть решен только КМУ, а в Черноморской квартирно-эксплуатационной части, как воинском учреждении, воинское имущество закреплено только на праве оперативного управления (статья 39 Закона о собственности, статья 3 Закона о правовом режиме имущества в ВСУ).
Что касается незаконности залога имущественных прав Черноморской квартирно-эксплуатационной частью, то прокуратурой региона признана фактическая возможность возникновения имущественных прав у воинского учреждения в силу ведения хозяйственной деятельности в соответствии с Законом Украины «О хозяйственной деятельности в Вооруженных Силах Украины» (Закон о хоздеятельности в ВСУ).
Однако статья 8 Закона о хоздеятельности в ВСУ определяет, что денежные средства, полученные от ведения воинской частью (учреждением, заведением, организацией) хозяйственной деятельности, зачисляются в Государственный бюджет Украины и используются исключительно для целей национальной обороны в соответствии со сметой Министерства обороны Украины. В соответствии с данной нормой Закона и бюджетным законодательством воинская часть лишена возможности самостоятельно использовать денежные средства, полученные от хозяйственной деятельности.
С другой стороны, государственное учреждение, согласно статье 39 пункта 3 Закона Украины «О собственности», отвечает по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении. При недостаточности у государственного учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несет собственник.
Более четко принцип «ограниченной ответственности воинских частей» установлен статьями 5 частей 2, 3 Закона о хоздеятельности в ВСУ. Согласно этим нормам, воинская часть как субъект хозяйственной деятельности отвечает по своим обязательствам денежными средствами, поступающими по соответствующим статьям сметы, а в случае их недостаточности ответственность по обязательствам воинской части несет Министерство обороны Украины. Взыскание по обязательствам воинской части не может быть обращено на закрепленное за ней имущество.
Ответчик — Черноморская квартирно-эксплуатационная часть — исковые требования военной прокуратуры признал полностью и в отзыве на иск указал аналогичные по сути основания для его удовлетворения.
Ответчик — ОАО «Энергопоставляющая компания «Одессаоблэнерго» — требования военной прокуратуры региона не признал. В отзыве на иск ответчик указал, что договор о поставке электрической энергии с Черноморской квартирно-эксплуатационной частью заключен в строгом соответствии с положениями статьи 26 Закона Украины «Об электроэнергетике» и Правилами пользования электрической энергией, утвержденными постановлением Национальной комиссии по регулированию электрической энергии № 28 от 31 июля 1996 года.
Решением хозяйственного суда Одесской области иск военной прокуратуры Южного региона Украины удовлетворен полностью, оспариваемые положения хозяйственного договора признаны в порядке статьи 48 ГК Украины недействительными как не соответствующие требованиям Закона.
ПАРАМОНОВ Евгений — майор юстиции, начальник отдела надзора за соблюдением и применением законов в воинских формированиях военной прокуратуры Южного региона Украины, г. Одесса
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…