2 марта с.г. вступил в силу Закон Украины от 3 февраля 2011 года «О внесении изменений в Закон Украины «Об акционерных обществах» относительно усовершенствования механизма деятельности акционерных обществ (Закон о внесении изменений).
Хотелось бы проанализировать основные изменения, касающиеся деятельности акционерных обществ, так как они в ближайшее время будут действовать по правилам, установленным этими изменениями. Также вышеупомянутые изменения, по моему мнению, вряд ли приведут к усовершенствованию механизма деятельности акционерных обществ в некоторых аспектах.
Итак, обратимся к анализу отдельных моментов Закона о внесении изменений.
Пункт 14 части 1 статьи 2 Закона Украины «Об акционерных обществах» (Закон об АО) был изложен в следующей редакции: «уведомление акционеров» — уведомление, содержащее предусмотренную Законом и уставом акционерного общества информацию и направляемое адресату в письменной форме способом, определенным уставом общества.
Суть этих изменений заключается в том, что Закон о внесении изменений устранил противоречие, которое заключалось в том, что до этого в статье 35 Закона об АО было указано, что акционеры общества уведомляются о проведении общего собрания акционеров способом, предусмотренным уставом общества. Вместе с тем статья 2 Закона об АО предусматривала, что уведомление акционерам должно присылаться ценным письмом с описанием вложения и с уведомлением о вручении. Вышеупомянутое внутреннее противоречие Закона об АО создавало большие риски для акционерного общества, в уставе которого был предусмотрен иной порядок уведомления акционеров о проведении общего собрания акционеров, нежели уведомление ценным письмом с описанием вложения и с уведомлением о вручении.
Другим изменением в деятельности акционерного общества, зарегистрировавшего выпуск простых акций, является возможность не формировать резервный капитал. Так, в соответствии с частью 3 статьи 19 Закона об АО акционерное общество, осуществляющее размещение только простых акций, имеет право формировать резервный капитал в порядке, предусмотренном частью 1 этой статьи.
Кардинальные изменения были внесены и в нормы, касающиеся порядка созыва собрания акционеров. Данные изменения особенно актуальны по той причине, что годовые общие собрания акционеров, которые в соответствии с Законом об АО каждое акционерное общество обязано провести до 30 апреля этого года, будут созываться по новым правилам.
Основной новеллой акционерного законодательства, касающегося созыва общих собраний акционеров, является то обстоятельство, что перечень акционеров, имеющих право на участие в общем собрании, составляется по состоянию на 24-й час за три рабочих дня до дня проведения такого собрания в порядке, установленном законодательством о депозитарной системе Украины.
То есть на данный момент дата составления перечня акционеров, имеющих право на участие в общем собрании, четко определена в Законе об АО, тогда как раньше такая дата устанавливалась наблюдательным советом общества. И, что не менее важно, теперь вносить изменения в перечень акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционерного общества, после его составления запрещено. До этого возможность внесения изменений в такой перечень могла быть предусмотрена уставом или внутренним положением об общем собрании акционеров.
В новой редакции статьи 35 Закона об АО определено, что общество не позднее чем за 30 дней до даты проведения общего собрания публикует в официальном печатном органе сообщение о проведении общего собрания. Таким образом законодатель отказался от предоставления возможности акционерному обществу с количеством акционеров до 1000 лиц проводить общее собрание без публикации сообщения о проведении такого собрания в официальном печатном органе ГКЦБФР.
Главной новостью для акционерных обществ, которые не перевели свои акции из документарной формы в бездокументарную, является продление срока дематериализации акций еще на 6 месяцев, то есть до 30 апреля 2011 года. Напомню, что до вступления в силу этих изменений все акционерные общества должны были осуществить дематериализацию акций до 29 октября 2010 года.
Несмотря на продление Законом о внесении изменений срока дематериализации акций, в настоящее время большинство акционерных обществ, не выполнивших своего обязательства относительно дематериализации акций, уже получили от территориальных управлений ГКЦБФР распоряжение об устранении нарушения Закона об АО в части перевода акций из документарной формы существования в бездокументарную.
Закон о внесении изменений также существенно изменяет саму процедуру дематериализации акций. Так, определено, что решение о дематериализации принимает наблюдательный совет акционерного общества в порядке, установленном ГКЦБФР (пункт 5 Заключительных и Переходных положений Закона об АО).
Вышеупомянутое нововведение вызывает ряд вопросов.
Во-первых, какой орган управления акционерного общества, еще не приведшего свою деятельность в соответствие с требованиями Закона об АО, будет принимать решение о дематериализации, при этом учитывая то обстоятельство, что в соответствии с частью 3 статьи 46 Закона Украины «О хозяйственных обществах» создание наблюдательного совета обязательно лишь для акционерного общества, в котором количество акционеров превышает 50 лиц.
Во-вторых, рассматриваемое нами нововведение для акционерных обществ, уже действующих согласно Закону об АО, прямо противоречит пункту 14 части 2 статьи 33 Закона об АО, в соответствии с которым принятие решения о форме существования акций принадлежит к исключительной компетенции общего собрания акционерного общества.
Я считаю, что не ошибутся те акционерные общества, которые как и раньше будут выносить вопрос о дематериализации акций на рассмотрение и решение общего собрания. Правовым основанием для такого решения может служить часть 3 статьи 52 Закона об АО, в соответствии с которой вопросы, принадлежащие к исключительной компетенции наблюдательного совета акционерного общества, не могут решаться другими органами общества, кроме общего собрания, за исключением случаев, установленных этим Законом.
Вообще, удивляет несовершенство законодательной техники Закона о внесении изменений в части наделения наблюдательного совета акционерного общества правом принимать решение о дематериализации акций. Законодатель, наделив наблюдательный совет таким правом, в статье 52 Закона об АО, где определен перечень вопросов, составляющих исключительную компетенцию наблюдательного совета, ни словом не обмолвился о дематериализации акций.
Подобную логику понять крайне трудно, единственным объяснением такого подхода может быть ситуация, когда акционерное общество не может собрать кворум для принятия решения о дематериализации акций, в таком случае для акционерного общества со сформированным наблюдательным советом принятие решения о дематериализации акций может быть выходом из этой сложной ситуации.
Закон о внесении изменений также предусматривает другой алгоритм действий по осуществлению дематериализации акций — теперь депонирование глобального сертификата в депозитарии осуществляется на протяжении 10 рабочих дней после публикации ГКЦБФР информации о выдаче эмитенту свидетельства о регистрации выпуска акций в бездокументарной форме, во временных рамках такое депонирование осуществляется еще до передачи реестра от реестродержателя избранному эмитентом хранителю.
В связи с вышеизложенными изменениями не позавидуешь акционерным обществам, у которых общее собрание, на котором будет решаться вопрос о дематериализации акций, назначено на момент вступления в силу таких изменений. Им остается лишь надеяться на то, что в ближайшее время положения Закона об АО и нормы Положения № 98 о дематериализации акций будут согласованы между собой.
Положительным нововведением изменений в Закон об АО является прямое указание Закона о том, что замена (переоформление) лицензий, разрешений, свидетельств, других документов разрешительного характера, а также документов, подтверждающих права акционерного общества на имущество, в связи с приведением деятельности такого общества в соответствие с требованиями этого Закона, осуществляется бесплатно.
К сожалению, для многих публичных акционерных обществ и акционерных обществ с количеством акционеров свыше 100 лиц в Законе об АО не отменено положение о необходимости прохождения процедуры листинга на фондовой бирже. Положение Закона об АО, определяющее такую обязанность публичных акционерных обществ, является весьма оторванным от реалий жизни, поскольку не учитывает, в каком финансово плачевном состоянии находится большинство акционерных обществ, а также то обстоятельство, что организационно-правовая форма юридического лица в форме акционерного общества реально не является формой ведения бизнеса на Украине.
Поэтому в настоящее время много акционерных обществ меняют наименование на публичные акционерные общества, по-моему, лишь потому, что в действующем законодательстве Украины отсутствует ответственность акционерного общества за непрохождение им процедуры листинга на фондовой бирже.
Наконец, хочется отметить, что тенденции развития законодательства об акционерных обществах свидетельствуют о том, что в ближайшее время нам следует ожидать очередных кардинальных изменений в Закон Украины «Об акционерных обществах». А пока что всем акционерным обществам, действующим согласно новому Закону, необходимо внести изменения в уставы в связи с вышеупомянутыми изменениями. Лучше всего и наиболее целесообразно это делать одновременно с проведением годового общего собрания акционерного общества.
КОЛТОНЮК Юрий — адвокат, г. Луцк
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…