Уловить суд — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №8 (1000) » Уловить суд

Уловить суд

Кодекс административного судопроизводства (КАС) Украины дает каждому гражданину или юридическому лицу, считающему, что его право или законный интерес нарушены решением или действиями субъекта властных полномочий, возможность обратиться с административным иском для восстановления и защиты такого права или интереса. При этом и сам КАС Украины, и другие законы устанавливают некоторые особенности защиты нарушенного права в зависимости от «уровня» субъекта властных полномочий.

Так, в частности, споры с Высшим советом юстиции (ВСЮ, с недавнего времени — Высший совет правосудия) относятся по подсудности к юрисдикции Высшего административного суда Украины (ВАСУ), если, конечно, касаются выполнения им функций органа власти. И КАС Украины не ограничивает кого-либо в праве обратиться с иском ко ВСЮ. А вот профильные нормативные акты используют другой подход: только участник дисциплинарного производства может обжаловать принятое в рамках этого производства решение ВСЮ.

Как быть в случае, когда решение ВСЮ затрагивает, по мнению лица, его законные права и интересы, но такое лицо не является участником дисциплинарного производства ВСЮ, разобрался Верховный Суд Украины (ВСУ), выразив свою позицию по этому вопросу в постановлении от 24 января 2017 года по делу № 21-3309а16.

В настоящем деле гр-н Ж. обратился в ВАСУ как в суд первой инстанции с иском в порядке статьи 1711 КАС Украины ко ВСЮ, в котором просил признать незаконным решение Совета от 18 февраля 2016 года об отказе во внесении представления в Верховный Совет Украины об увольнении гр-на С. с должности судьи за нарушение присяги (решение ВСЮ). Истец полагал: незаконность решения ВСЮ в том, что действия судьи гр-на С. при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении истца были неправомерными и подрывали авторитет правосудия и судебных органов, следовательно, являются нарушением присяги судьи.

ВАСУ определением от 25 августа 2016 года отказал в открытии производства ввиду того, что, согласно пункту 1 части 3 статьи 17 КАС Украины, юрисдикция административных судов не распространяется на публично-правовые дела, которые относятся к юрисдикции Конституционного Суда Украины. При этом ВАСУ отметил, что порядок дисциплинарного производства в отношении судьи урегулирован пунктом 3 части 1 статьи 131 Конституции Украины, статьями 83, 89, 113, 114 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений (Закон о судоустройстве 2010 года), статьями 3, 37 Закона Украины «О Высшем совете юстиции» в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений (Закон о ВСЮ), поэтому граждане, которые не являются субъектами дисциплинарного производства в отношении судей, не имеют права оспаривать решения (в настоящем случае — ВСЮ) по результатам такого производства. То есть административная процессуальная дееспособность заявителя относительно решения вопроса дисциплинарной ответственности судьи ограничена (статья 99 Закона о судоустройстве 2010 года), поэтому суд счел, что указанное административное дело не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

Пересматривая решение ВАСУ по заявлению гр-на Ж., коллегия судей Судебной палаты по административным делам ВСУ пришла к выводу, что заявление подлежит частичному удовлетворению на таких основаниях.

В соответствии со статьей 55 Конституции Украины каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездействия органов государственной власти и каждый имеет право любыми не запрещенными законом средствами защищать свои права и свободы от нарушений и противоправных посягательств.

Задача административного судопроизводства, согласно части 1 статьи 2 КАС Украины, состоит в защите прав, свобод и интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, других субъектов при осуществлении ими властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе функций, связанных с исполнением делегированных полномочий, путем справедливого, непредвзятого и своевременного рассмотрения административных дел.

Статьей 6 КАС Украины установлено право на судебную защиту и предусмотрено, что каждое лицо имеет право в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, обратиться в административный суд, если считает, что решениями, действиями или бездействием субъекта властных полномочий нарушены его права, свободы или интересы.

В своем постановлении ВСУ обращает внимание на то, что Конституционный Суд в решении № 19-рп/2011 о толковании части 2 статьи 55 Конституции Украины отметил: лицо, в отношении которого субъект властных полномочий принял решение, совершил действие или допустил бездействие, имеет право на защиту. Утверждение правового государства заключается, в частности, в обеспечении каждому судебной защиты прав и свобод, а также во внедрении механизма такой защиты.

При этом ВСУ напоминает, что отношения, возникающие между физическим лицом и представителями органов власти при осуществлении ими властных полномочий, являются публично-правовыми. Решения, принятые субъектами властных полномочий, действия, совершенные ими при осуществлении управленческих функций, а также невыполнение полномочий, установленных законодательством (бездействие), могут быть обжалованы в суде в соответствии с частями 1, 2 статьи 55 Конституции Украины, статьями 2, 6 КАС Украины.

Следовательно, по мнению ВСУ, обязательным условием предоставления правовой защиты судом является наличие соответствующего нарушения субъектом властных полномочий прав, свобод или интересов лица на момент его обращения в суд. Нарушение должно быть реальным, касаться индивидуально выраженных прав и законных интересов лица, утверждающего их нарушение, то есть гарантированное статьей 55 Конституции Украины право на судебную защиту предполагает возможность обращения в суд за защитой нарушенного права, но требует, чтобы утверждение о нарушении было обоснованным.

Однако в решении, которое просит пересмотреть заявитель, ВАСУ, сославшись на положения статей 83, 89, 99 Закона о судоустройстве 2010 года, не учел обстоятельства, предшествовавшие подаче заявления, и в итоге пришел к выводу о наличии оснований для отказа в открытии производства в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 109 КАС Украины. ВСУ отмечает, что применение этой нормы связано со статьей 17 КАС Украины, определяющей юрисдикцию административных судов, и в случае отказа в открытии производства по административному делу на таком основании суд должен был прийти к выводу, что ни один административный суд Украины не может рассмотреть дело по данному иску. Кроме того, согласно требованиям части 6 статьи 109 КАС Украины, ВАСУ должен был разъяснить истцу, к юрисдикции какого суда относится рассмотрение его дела.

Но в настоящем случае, подчеркивает ВСУ, ВАСУ отметил, что граждане, не выступающие субъектами дисциплинарного производства в отношении судей, не имеют права обжаловать решение ВСЮ по результатам этого производства. Такая формулировка свидетельствует о том, что спор по этому делу является административным, однако истец не имеет права на обращение в суд за его решением. Следовательно, ВАСУ допустил противоречие, что является нарушением статьи 165 КАС Украины в сочетании со статьей 159 КАС Украины, поскольку должен был либо установить, что спор не является административным, либо указать, в какой суд следует обратиться истцу для защиты права, о нарушении которого тот утверждает.

Поскольку ВСУ в пределах своих полномочий лишен возможности устранить выявленные нарушения, он пришел к выводу, что судебное решение ВАСУ от 25 августа 2016 года подлежит отмене с направлением материалов в тот же суд для решения вопроса об открытии производства по делу.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

ЮП-1000

Момент открытия

Акцент

Кадр-бланш

Государство и юристы

Зачет по географии

Кто не работает, тот ест

Стандартный напор

Ограниченное общество

Документы и аналитика

Знак согласия

Книжная полка

Общественная полиция

Новости законотворчества

Отрасли практики

Техническое регулирование в сфере СТС возложат на СБУ

Предлагается возобновить специальный режим налогообложения НДС

Могут создать основания для деятельности объединений еврорегионального сотрудничества

Новости из зала суда

Судебная практика

Апелляционный суд считает, что госслужащие могут проводить тренинги

Суд впервые признал админнарушением необнародование информации об использовании средств госпредприятием

Новости юридических фирм

Частная практика

Специалисты Interlegal осуществили расчет демереджа по договору купли-продажи агропродукции на условиях CIF

Pavlenko Legal Group отстояла правовую позицию украинского банка

ЮФ AVELLUM консультировала Deutsche Beteiligungs AG по вопросам инвестиций в Dieter Braun Gmbh

Asters представляет украинского инвестора в арбитраже ICSID против Латвии

Integrites укрепляет партнерский состав в Москве

ЮФ Aequo — юрсоветник группы «Эпицентр» в связи с приобретением торговых центров

ЮФ «Ильяшев и Партнеры» защитила интересы собственника ТМ «MILDRONATE»

Отрасли практики

И один в поле ВОИС

Раскрытие показало

Выше внимание

Берлинская сцена

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Legal Banking Forum

Самое важное

Образцовые решения

Программный продукт

Суровые 90

Судебная практика

Уловить суд

КСУ — новые правила

Тема номера

Залоговая загрузка

Учесть умею

Частная игра

На старый вклад

Частная практика

Стратегический запал

Кто кого съезд?

ЮП-1000

Творческая кухня «ЮП»

Читают все!

Главные слова

Інші новини

PRAVO.UA