Учесть умею — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №8 (1000) » Учесть умею

Учесть умею

Рубрика Тема номера
­Минюст определяется лишь как орган принудительного исполнения, но не как орган Государственной исполнительной службы

Многие должники, даже осознавая справедливость требований взыскателя, будут до последнего сопротивляться иcполнению своего обязательства — вплоть до завершающей стадии судебного производства. Отчасти это связано с довольно популярным в нашей стране принципом «долги отдают только трусы». И, к сожалению, само общество сегодня воспринимает игнорирование правосудия как нормальное поведение. Государство, которое мало уделяет внимания вопросу воспитания у граждан правового сознания, пытается решить эту проблему путем корректировки инструментария и процедур. Что поменялось в судебном порядке обжалования действий исполнителя в связи с последними законодательными изменениями, попробуем разобраться.

 

Минюст — не ГИС

Статья 74 Закона «Об исполнительном производстве» от 2 июня 2016 года (Закон) определяет два субъекта обжалования — это исполнитель (государственный либо частный) и должностное лицо органов Государственной исполнительной службы.

В данном контексте интересно отметить, что в соответствии со статьей 6 Закона Украины «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» Министерство юстиции Украины (Минюст) не входит в перечень органов Государственной исполнительной службы. Однако в настоящее время ключевым подразделением в Минюсте, осуществляющим руководство в сфере исполнения решений, является Департамент Государственной исполнительной службы, поэтому действия (бездействие) и решения должностных лиц Департамента Государственной исполнительной службы Минюста не могут быть обжалованы в порядке данной статьи.

Определенная логика в этом исключении есть, поскольку, согласно статье 5 Закона, принудительное исполнение решений осуществляется только органами Государственной исполнительной службы. А Минюст определяется лишь как орган принудительного исполнения, но не как орган Государственной исполнительной службы.

Наше внимание к правильному определению субъекта обжалования связано с тем, что процессуальные кодексы, непосредственно регламентирующие процедуру судебного обжалования, определяют иной состав субъекта обжалования.

Так, в хозяйственном (статья 1212 Хозяйственного процессуального кодекса (ХПК) Украины) и административном (статья 181 Кодекса административного судопроизводства (КАС) Украины) судопроизводстве им является орган Государственной исполнительной службы и частный исполнитель, а в гражданском процессе (статья 383 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) Украины) — только исполнитель (государственный и частный) и должностное лицо органов Государственной исполнительной службы.

 

Иные — кто угодно

Следующая особенность связана с субъектом подачи жалобы. Упомянутая статья 74 Закона предусматривает, что в случае выбора судебного порядка жалоба может быть подана сторонами, а также иными участниками и лицами. В отношении сторон (кто ими может быть и кто может их представлять) вопросы не возникают. Другое дело — иные участники и лица. Статья 14 Закона определяет, кто может быть участником исполнительного производства и кто является лицом, привлекаемым к участию в проведении исполнительных действий. Таким образом, определение «иные участники и лица» по своему субъектному составу может быть значительно шире предусмотренного статьей 14 Закона. Другими словами, статья 74 Закона устанавливает возможность судебного обжалования кем угодно, кто имеет хоть какое-либо отношение к исполнительному производству.

Однако возможности обжалования какими угодно лицами, предусмотренные Законом, значительно сужаются упомянутыми процессуальными кодексами. Так, ГПК Украины (статья 383) и ХПК Украины (статья 1212) предусматривают возможность обжалования только сторонами исполнительного производства (ХПК Украины также включает в этот перечень прокурора).

Только КАС Украины (статья 181) предусматривает возможность обжалования всеми участниками исполнительного производства, а также лицами, которые привлекаются к участию в проведении исполнительных действий. Но опять же, это касается только лиц, определенных статьей 14 Закона, и их перечень немного уже предусмотренного статьей 74 Закона.

В этой связи также необходимо отметить, что ГПК и ХПК Украины определяют возможность рассмотрения жалобы, а КАС Украины — искового заявления на действия (бездействие) и решения в исполнительном производстве.

 

Что, где, когда?

Статьей 74 Закона предусматривается возможность обжалования решений, действий или бездействия исполнителей и должностных лиц органов Государственной исполнительной службы. Расшифровка этих абстрактных понятий содержится в статье 13 Закона, в которой оговаривается, что действия осуществляются, а решения принимаются путем вынесения постановлений, предупреждений, внесения представлений, составления актов и протоколов, выдачи поручений, распоряжений, требований, подачи запросов, заявлений, сообщений или иных процессуальных документов, предусмотренных Законом и другими нормативно-правовыми актами.

То есть фактически предметом обжалования является конкретный документ исполнительного производства (решение, действие) либо факт его отсутствия (бездействие). Поскольку в исполнительном производстве ведется электронный документооборот (работа в реестре), документ может быть как электронным, так и на бумажном носителе.

Статья 74 Закона предусматривает общее правило, согласно которому в случае исполнения судебного решения обжалование осуществляется в суде, выдавшем исполнительный документ. Однако при исполнении решений судов по делам об административных правонарушениях Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) совсем не предусматривает возможности рассмотрения жалоб. В данном случае судебный порядок обжалования может быть использован только через КАС Украины.

Этот же вывод подтвержден постановлением пленума Высшего административного суда Украины «О практике применения административными судами законодательства в делах по поводу обжалования решений, действий или бездействия государственной исполнительной службы» от 13 декабря 2010 года № 3 (пункт 2). Здесь же оговариваются и пределы юрисдикции административных судов — она не распространяется на обжалование по исполнительным документам, выданным общими и хозяйственными судами.

Кроме того, статья 74 Закона определяет сроки обжалования — десять рабочих дней с момента, когда лицо узнало о нарушении его права. Однако ГПК Украины и КАС Украины определяют возможность обжалования в течение десяти календарных дней. И только ХПК Украины предусматривает возможность подачи жалобы в течение десяти рабочих дней.

Появились в законодательстве и сокращенные сроки подачи жалобы на постановление об отложении проведения исполнительных действий — три дня (при этом различия в календарных и рабочих днях аналогичны, как и в общем порядке обжалования).

 

Только через суд

Как и раньше, должник может обжаловать решения, действия или бездействие исполнителя исключительно в суде, и сделать это он может в течение десяти календарных дней. Также исключительно в суде теперь можно обжаловать результаты определения стоимости или оценки имущества, причем независимо от того, кто проводил оценку: исполнитель или оценщик (статья 57 Закона). Напомним, что предыдущая редакция Закона допускала возможность проведения рецензии оценки другим оценщиком.

А вот нарушение сроков принятия решений и проведения исполнительных действий исполнителями больше не является основанием для отмены такого решения или действия, кроме случаев, когда они были приняты или осуществлены с нарушением процедуры, предусмотренной Законом (статья 13). Следовательно, обжаловать факт нарушения сроков можно, и в качестве факта нарушения это может быть признано судом, однако отмена решения возможна только по существу нарушения процедуры его принятия. Такое нововведение должно пресечь формирование искаженной судебной практики.

 

СОЛОМКО Алексей — советник Spenser & Kauffmann, г. Киев


Мнение

Можно запутаться

Артем ПАСЬКО, адвокат АФ «Династия»

Столько различных процедур обжалования предусмотрено для разных случаев, что даже юристы (адвокаты) могут в них запутаться, а что уж говорить о юридически неграмотных лицах. Действия исполнителя и других должностных лиц ГИС обжалуются взыскателем и другими участниками (кроме должника) начальнику отдела, которому подчинен исполнитель, в органе высшего уровня или в суде. Если говорить о должнике, то он имеет право обжаловать действия исполнителя и других должностных лиц ГИС исключительно в судебном порядке. В свою очередь действия начальника отдела ГИС могут быть обжалованы в вышестоящем органе ГИС. А уже Департамент ГИС Минюста рассматривает исключительно жалобы на действия начальников управлений ГИС в регионах. Действия исполнителя или другого должностного лица ГИС по исполнению судебного решения могут быть также обжалованы сторонами в суде, выдавшем исполнительный документ, а другими участниками исполнительного производства и лицами, привлекаемыми к проведению исполнительных действий, — в соответствующем админсуде. Действия исполнителя или другого должностного лица ГИС по исполнению решений других органов (должностных лиц) могут быть обжалованы также в админсуде.

Вот как во всем этом можно не запутаться, зачем такие сложности, кому от этого легче? Только за прошлый год Верховный Суд Украины принял несколько решений, в которых разъяснил порядки обжалования, поскольку даже кассационные инстанции выносят решения, противоречащие друг другу в аналогичных ситуациях.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

ЮП-1000

Момент открытия

Акцент

Кадр-бланш

Государство и юристы

Зачет по географии

Кто не работает, тот ест

Стандартный напор

Ограниченное общество

Документы и аналитика

Знак согласия

Книжная полка

Общественная полиция

Новости законотворчества

Отрасли практики

Техническое регулирование в сфере СТС возложат на СБУ

Предлагается возобновить специальный режим налогообложения НДС

Могут создать основания для деятельности объединений еврорегионального сотрудничества

Новости из зала суда

Судебная практика

Апелляционный суд считает, что госслужащие могут проводить тренинги

Суд впервые признал админнарушением необнародование информации об использовании средств госпредприятием

Новости юридических фирм

Частная практика

Специалисты Interlegal осуществили расчет демереджа по договору купли-продажи агропродукции на условиях CIF

Pavlenko Legal Group отстояла правовую позицию украинского банка

ЮФ AVELLUM консультировала Deutsche Beteiligungs AG по вопросам инвестиций в Dieter Braun Gmbh

Asters представляет украинского инвестора в арбитраже ICSID против Латвии

Integrites укрепляет партнерский состав в Москве

ЮФ Aequo — юрсоветник группы «Эпицентр» в связи с приобретением торговых центров

ЮФ «Ильяшев и Партнеры» защитила интересы собственника ТМ «MILDRONATE»

Отрасли практики

И один в поле ВОИС

Раскрытие показало

Выше внимание

Берлинская сцена

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Legal Banking Forum

Самое важное

Образцовые решения

Программный продукт

Суровые 90

Судебная практика

Уловить суд

КСУ — новые правила

Тема номера

Залоговая загрузка

Учесть умею

Частная игра

На старый вклад

Частная практика

Стратегический запал

Кто кого съезд?

ЮП-1000

Творческая кухня «ЮП»

Читают все!

Главные слова

Інші новини

PRAVO.UA