Многие должники, даже осознавая справедливость требований взыскателя, будут до последнего сопротивляться иcполнению своего обязательства — вплоть до завершающей стадии судебного производства. Отчасти это связано с довольно популярным в нашей стране принципом «долги отдают только трусы». И, к сожалению, само общество сегодня воспринимает игнорирование правосудия как нормальное поведение. Государство, которое мало уделяет внимания вопросу воспитания у граждан правового сознания, пытается решить эту проблему путем корректировки инструментария и процедур. Что поменялось в судебном порядке обжалования действий исполнителя в связи с последними законодательными изменениями, попробуем разобраться.
Минюст — не ГИС
Статья 74 Закона «Об исполнительном производстве» от 2 июня 2016 года (Закон) определяет два субъекта обжалования — это исполнитель (государственный либо частный) и должностное лицо органов Государственной исполнительной службы.
В данном контексте интересно отметить, что в соответствии со статьей 6 Закона Украины «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» Министерство юстиции Украины (Минюст) не входит в перечень органов Государственной исполнительной службы. Однако в настоящее время ключевым подразделением в Минюсте, осуществляющим руководство в сфере исполнения решений, является Департамент Государственной исполнительной службы, поэтому действия (бездействие) и решения должностных лиц Департамента Государственной исполнительной службы Минюста не могут быть обжалованы в порядке данной статьи.
Определенная логика в этом исключении есть, поскольку, согласно статье 5 Закона, принудительное исполнение решений осуществляется только органами Государственной исполнительной службы. А Минюст определяется лишь как орган принудительного исполнения, но не как орган Государственной исполнительной службы.
Наше внимание к правильному определению субъекта обжалования связано с тем, что процессуальные кодексы, непосредственно регламентирующие процедуру судебного обжалования, определяют иной состав субъекта обжалования.
Так, в хозяйственном (статья 1212 Хозяйственного процессуального кодекса (ХПК) Украины) и административном (статья 181 Кодекса административного судопроизводства (КАС) Украины) судопроизводстве им является орган Государственной исполнительной службы и частный исполнитель, а в гражданском процессе (статья 383 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) Украины) — только исполнитель (государственный и частный) и должностное лицо органов Государственной исполнительной службы.
Иные — кто угодно
Следующая особенность связана с субъектом подачи жалобы. Упомянутая статья 74 Закона предусматривает, что в случае выбора судебного порядка жалоба может быть подана сторонами, а также иными участниками и лицами. В отношении сторон (кто ими может быть и кто может их представлять) вопросы не возникают. Другое дело — иные участники и лица. Статья 14 Закона определяет, кто может быть участником исполнительного производства и кто является лицом, привлекаемым к участию в проведении исполнительных действий. Таким образом, определение «иные участники и лица» по своему субъектному составу может быть значительно шире предусмотренного статьей 14 Закона. Другими словами, статья 74 Закона устанавливает возможность судебного обжалования кем угодно, кто имеет хоть какое-либо отношение к исполнительному производству.
Однако возможности обжалования какими угодно лицами, предусмотренные Законом, значительно сужаются упомянутыми процессуальными кодексами. Так, ГПК Украины (статья 383) и ХПК Украины (статья 1212) предусматривают возможность обжалования только сторонами исполнительного производства (ХПК Украины также включает в этот перечень прокурора).
Только КАС Украины (статья 181) предусматривает возможность обжалования всеми участниками исполнительного производства, а также лицами, которые привлекаются к участию в проведении исполнительных действий. Но опять же, это касается только лиц, определенных статьей 14 Закона, и их перечень немного уже предусмотренного статьей 74 Закона.
В этой связи также необходимо отметить, что ГПК и ХПК Украины определяют возможность рассмотрения жалобы, а КАС Украины — искового заявления на действия (бездействие) и решения в исполнительном производстве.
Что, где, когда?
Статьей 74 Закона предусматривается возможность обжалования решений, действий или бездействия исполнителей и должностных лиц органов Государственной исполнительной службы. Расшифровка этих абстрактных понятий содержится в статье 13 Закона, в которой оговаривается, что действия осуществляются, а решения принимаются путем вынесения постановлений, предупреждений, внесения представлений, составления актов и протоколов, выдачи поручений, распоряжений, требований, подачи запросов, заявлений, сообщений или иных процессуальных документов, предусмотренных Законом и другими нормативно-правовыми актами.
То есть фактически предметом обжалования является конкретный документ исполнительного производства (решение, действие) либо факт его отсутствия (бездействие). Поскольку в исполнительном производстве ведется электронный документооборот (работа в реестре), документ может быть как электронным, так и на бумажном носителе.
Статья 74 Закона предусматривает общее правило, согласно которому в случае исполнения судебного решения обжалование осуществляется в суде, выдавшем исполнительный документ. Однако при исполнении решений судов по делам об административных правонарушениях Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) совсем не предусматривает возможности рассмотрения жалоб. В данном случае судебный порядок обжалования может быть использован только через КАС Украины.
Этот же вывод подтвержден постановлением пленума Высшего административного суда Украины «О практике применения административными судами законодательства в делах по поводу обжалования решений, действий или бездействия государственной исполнительной службы» от 13 декабря 2010 года № 3 (пункт 2). Здесь же оговариваются и пределы юрисдикции административных судов — она не распространяется на обжалование по исполнительным документам, выданным общими и хозяйственными судами.
Кроме того, статья 74 Закона определяет сроки обжалования — десять рабочих дней с момента, когда лицо узнало о нарушении его права. Однако ГПК Украины и КАС Украины определяют возможность обжалования в течение десяти календарных дней. И только ХПК Украины предусматривает возможность подачи жалобы в течение десяти рабочих дней.
Появились в законодательстве и сокращенные сроки подачи жалобы на постановление об отложении проведения исполнительных действий — три дня (при этом различия в календарных и рабочих днях аналогичны, как и в общем порядке обжалования).
Только через суд
Как и раньше, должник может обжаловать решения, действия или бездействие исполнителя исключительно в суде, и сделать это он может в течение десяти календарных дней. Также исключительно в суде теперь можно обжаловать результаты определения стоимости или оценки имущества, причем независимо от того, кто проводил оценку: исполнитель или оценщик (статья 57 Закона). Напомним, что предыдущая редакция Закона допускала возможность проведения рецензии оценки другим оценщиком.
А вот нарушение сроков принятия решений и проведения исполнительных действий исполнителями больше не является основанием для отмены такого решения или действия, кроме случаев, когда они были приняты или осуществлены с нарушением процедуры, предусмотренной Законом (статья 13). Следовательно, обжаловать факт нарушения сроков можно, и в качестве факта нарушения это может быть признано судом, однако отмена решения возможна только по существу нарушения процедуры его принятия. Такое нововведение должно пресечь формирование искаженной судебной практики.
СОЛОМКО Алексей — советник Spenser & Kauffmann, г. Киев
Можно запутаться
Артем ПАСЬКО, адвокат АФ «Династия»
Столько различных процедур обжалования предусмотрено для разных случаев, что даже юристы (адвокаты) могут в них запутаться, а что уж говорить о юридически неграмотных лицах. Действия исполнителя и других должностных лиц ГИС обжалуются взыскателем и другими участниками (кроме должника) начальнику отдела, которому подчинен исполнитель, в органе высшего уровня или в суде. Если говорить о должнике, то он имеет право обжаловать действия исполнителя и других должностных лиц ГИС исключительно в судебном порядке. В свою очередь действия начальника отдела ГИС могут быть обжалованы в вышестоящем органе ГИС. А уже Департамент ГИС Минюста рассматривает исключительно жалобы на действия начальников управлений ГИС в регионах. Действия исполнителя или другого должностного лица ГИС по исполнению судебного решения могут быть также обжалованы сторонами в суде, выдавшем исполнительный документ, а другими участниками исполнительного производства и лицами, привлекаемыми к проведению исполнительных действий, — в соответствующем админсуде. Действия исполнителя или другого должностного лица ГИС по исполнению решений других органов (должностных лиц) могут быть обжалованы также в админсуде.
Вот как во всем этом можно не запутаться, зачем такие сложности, кому от этого легче? Только за прошлый год Верховный Суд Украины принял несколько решений, в которых разъяснил порядки обжалования, поскольку даже кассационные инстанции выносят решения, противоречащие друг другу в аналогичных ситуациях.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…