Положения Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС среди прочего предусматривает внесение изменений в законы, регулирующие правовую охрану прав на географические указания. Соответствующий законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усовершенствовании правовой охраны прав на географические указания» был разработан Министерством экономического развития и торговли и внесен правительством на рассмотрение Верховного Совета Украины (рег. № 6023). Предложенным проектом предусматривается имплементация требований статей 204–207 Соглашения об ассоциации, а также положений Регламента (ЕС) № 1151/2012 Европейского парламента и Совета от 21 ноября 2012 года о качестве сельскохозяйственных продуктов и продуктов питания.
Среди прочего законопроект предусматривает пересмотр понятийного аппарата, уточнение условий предоставления правовой охраны географическому указанию и оснований для отказа в ее предоставлении; определение условий предоставления правовой охраны одинаковым географическим указаниям; уточнение круга лиц, имеющих право на государственную регистрацию географического указания; уточнение перечня прав и обязанностей, вытекающих из государственной регистрации географических указаний.
Предусмотрено внесение изменений в Закон Украины «Об охране прав на указание происхождения товаров» № 752-XIV, название которого меняется на следующее — «О правовой охране географических указаний». Унифицируется используемая терминология, к примеру, предлагается следующее определение географического указания — это «наименование места, идентифицирующего товар, который происходит из определенного географического места и имеет особое качество, репутацию или другие характеристики, обусловленные главным образом этим географическим местом происхождения, и хотя бы один из этапов его производства (изготовление (добыча) и/или переработка и/или приготовление) осуществляется на определенной географической территории».
Что касается, прав, возникающих из регистрации географического указания, то они определяются новой редакцией статьи 17 Закона № 752-XIV. В частности, регистрация дает право использовать географическое указание и принимать меры по запрещению его использования лицами, не имеющими на это право. Также можно осуществлять деятельность по обеспечению соответствия товара, для которого зарегистрировано географическое указание, спецификации товара, согласованной специально уполномоченным органом; распространять информацию и проводить другую деятельность, направленную на информирование потребителей об особых качествах товара, для которого зарегистрировано географическое указание.
Устанавливается, что лица, имеющие право использовать зарегистрированное географическое указание, имеют право запрещать, если иное не предусмотрено законом, любое прямое или опосредованное коммерческое использование зарегистрированного географического указания для товара, который не охватывается регистрацией географического указания, или когда такое использование приводит к злоупотреблению репутацией географического указания, в том числе если этот товар используется как составная иного товара. Запрет также распространяется на любое неправомерное использование, или имитацию, или другое воплощение зарегистрированного географического указания, даже если отмечается истинное место происхождения товара или если зарегистрированное указание переводится, излагается в транскрипции или транслитерации, сопровождается такими словами, как «стиль», «тип», «способ», «произведенный в», «имитация», «вкус», «подобный» и т.д., в том числе если этот товар используется как составная иного товара. Как видим, многие распространенные маркетинговые ухищрения могут оказаться под запретом. Более того, перечень запретов в законопроекте не является исчерпывающим, и может быть запрещено любое другое использование, «которое способно ввести в заблуждение потребителя относительно действительного происхождения товара».
Но в то же время, лица, имеющие право использовать зарегистрированное географическое указание, не могут запрещать другим лицам использовать географическое указание для товара, ранее введенного с этим указанием в гражданский оборот лицом. Также нельзя запретить добросовестное использование имен или адресов, названий сортов растений или породы животных.
Что касается использования незарегистрированных одинаковых географических указаний, то в законопроекте для этой ситуации предусмотрены следующие правила: такое указание нельзя запретить использовать в течение пяти лет с даты, следующей за датой регистрации географического указания, если было подано возражение, в котором указано о проблеме, возникшей в связи с идентичностью географических указаний, и если такая регистрация может подвергать риску существование товара, непрерывно и добросовестно вводившегося в гражданский оборот не менее чем в течение пяти лет до даты публикации спецификации товара. Если же соответствующий товар присутствовал на рынке не меньше 25 лет, то «отсрочка» запрета составит 15 лет.
Законопроектом № 6023 также предусмотрены: уточнение требований к заявке на регистрацию; усовершенствование порядка проведения экспертизы заявок на географические указания; определение требований к техническим условиям, которым должен соответствовать товар. В целом предложенные изменения, по мнению разработчиков законопроекта, «обеспечат достижение европейского уровня охраны прав интеллектуальной собственности и исполнение обязательств, которые взяла Украина в соответствии с Соглашением об ассоциации, имплементацию в национальное законодательство положений Соглашения об ассоциации, адаптацию национальных актов законодательства к праву Европейского Союза, усовершенствование правового регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности о правовой охране географических указаний».
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…