Частная игра — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №8 (1000) » Частная игра

Частная игра

Рубрика Тема номера

Поспешная ре­форма системы ис­полнения судебных решений принесла c собой много вопросов и дискуссий и в сфере страхования. Несмотря на то что Закон Украины «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» (Закон № 1403) содержит требование к частному исполнителю относительно страхования гражданско-правовой ответственности перед третьими лицами, заключительные и переходные положения этого Закона не предусматривают необходимость внесения изменений в законодательство о страховании. Так, законодатель оставляет за кадром вопрос, на каком правовом основании будет осуществляться это «обязательное» для исполнителя страхование?

 

Обязан добровольно

Картина для украинских реформ вполне типичная: обязательство есть, а механизм реализации отсутствует, как, впрочем, и критерии определения страхового риска и страхового случая. То, что законодатель оставил без внимания данный вопрос, вовсе не умаляет его важности, поскольку обязанность страховать свою ответственность по сути является сдерживающим механизмом от злоупотреблений со стороны коллекторов, которые посредством реформы могут узаконить свою деятельность.

Страхование ответственности частных исполнителей целесообразно предусмотреть в обязательной форме (как, например, у частных нотариусов) или добровольной (как у арбитражных управляющих), хотя удачной форму страхования ответственности арбитражных управляющих нельзя назвать ввиду явного диссонанса между установленной законом формой «добровольного» страхования и «обязанностью» арбитражного управляющего застраховать свою деятельность. Как показывает практика, такой механизм добровольного страхования себя не оправдал, а значит, применять его для частных исполнителей, которые в силу закона именно обязаны застраховать свою деятельность, неэффективно.

С другой стороны, дополнение законодательства еще одним видом обязательного страхования и разработка подзаконных нормативных актов для его реализации — процесс длительный и, как показывает практика страхования частных нотариусов, сопровождается различными сложностями. К тому же маловероятно, что в ближайшие несколько лет количество частных исполнителей увеличится настолько, что система страхования будет нуждаться во внедрении еще одного обязательного его вида. Таким образом, чтобы не сбылись предсказания противников реформы и частные исполнители не превратились в «коллекторов в законе», необходимо в самое ближайшее время заполнить на регуляторном уровне недостающие звенья, поскольку их отсутствие может дискредитировать всю реформу исполнительного производства в целом.

Учитывая ограничения во времени, можно предположить, что проблемы со страхованием ответственности исполнителей будут решены наиболее простым путем: для страховых компаний Нацкомфинуслуг разработает типовой договор, в котором пропишут недостающие в законе № 1403-VIII определения страхового риска, страхового случая, порядка его подтверждения и прочие условия. А деятельность по страхованию ответственности частных исполнителей будет осуществляться на основании общей лицензии добровольного страхования, несмотря на наличие ряда противоречий законодательству о финансовых услугах.

Риски страховиков

Предложенная модель страхования вызывает довольно много вопросов, ответы на которые исполнители, бизнес и простые граждане рассчитывают получить от регулятора в ближайшее время.

Наибольшее количество противоречий, как ни странно, связано именно со страховыми компаниями. Во-первых, для страхования ответственности частных исполнителей, пусть даже на основании общей лицензии, страховщик должен сформировать страховые резервы для возможных выплат. А если предположить, какие в перспективе страховые суммы в договорах с частными исполнителями могут фигурировать и какой потенциальный размер страховой выплаты может быть, не все страховые компании будут иметь финансовую возможность осуществлять такой вид страхования.

Во-вторых, страховщик не защищен от возможных злоупотреблений со стороны третьих лиц и самих исполнителей, поскольку порядок подтверждения страхового случая законом не регламентирован. Проведя параллель со страхованием ответственности нотариусов, можно предположить, что страховой случай будет подтверждаться согласованной между исполнителем и пострадавшим претензией (например, если причинен имущественный ущерб) или же судебным решением.

Наглядным примером такого злоупотребления может быть заведомо согласованная исполнителем претензия третьего лица на возмещение ущерба, направленная страховщику на рассмотрение. Безусловно, в такой ситуации страховщик не сможет удостовериться, даже при наличии минимального пакета документов, являются ли изложенные в претензии обстоятельства правдой или нет. А это означает, что решение о выплате страхового возмещения зависит от степени изобретательности исполнителя и его «пострадавшего» соратника.

Кроме того, не до конца понятно, кто в Законе № 1403 относится к категории «третьи лица», перед которыми исполнитель должен застраховать свою ответственность. Поскольку в Законе № 1403 понятия «должник», «взыскатель» и «третьи лица» употребляются через запятую, можно предположить, что должник и взыскатель не входят в круг лиц, имеющих право на страховое возмещение в случае недобросовестных действий со стороны частного исполнителя.

 

Чего ожидать

Сейчас все выглядит таким образом, что для начала работы исполнитель из своего кармана должен будет заплатить страховой платеж, размер которого может быть запредельно высок, в связи с той же необходимостью в формировании дополнительных страховых резервов. Будет ли такой платеж одноразовым или его разобьют по месяцам? Сможет ли исполнитель досрочно расторгнуть договор и вернуть часть страхового платежа за период, который остался до его окончания, в случае быстрого исполнения решения? Ответы на эти вопросы напрямую влияют на намерения исполнителя принимать в работу тот или иной документ.

Неопределенность с размером страхового платежа и порядком расчета страхового тарифа позволяет предположить, что запредельно высокие для исполнителя страховые платежи косвенно послужат причиной повышения стоимости его услуг. Если размер основного вознаграждения для решений имущественного характера составит 10 %, то дополнительное вознаграждение и авансирование затрат исполнительного производства останется на усмотрение самого исполнителя.

Крупные кредиторы, в первую очередь банки, имеющие родственные страховые компании, в сложившихся обстоятельствах будут заинтересованы в сотрудничестве со «своим» исполнителем. Последний же в целях минимизации собственных затрат будет страховать свою ответственность у родственного банку страховщика. Круг страховых компаний, которые смогут страховать ответственность частных исполнителей, пока не ограничен. Такое положение вещей само по себе нарушает заложенные в Законе № 1403-VIII принципы независимости, непредвзятости и объективности исполнителей.

Для остальных кредиторов подобная ситуация может означать, что частному исполнителю ничего не мешает переложить свой финансовый груз на плечи взыскателя. Отпугнет ли это потенциальных взыскателей от обращения к частному исполнителю, покажет практика.

Поскольку институт ответственности государственных исполнителей за причиненный третьим лицам ущерб до реформы оставался весьма номинальным, наличие такой важной гарантии в работе частного исполнителя, как страхование его ответственности, должно быть безусловным преимуществом. Но, как показывает анализ нынешней ситуации, регулятору еще многое нужно сделать и предусмотреть, чтобы система страхования ответственности частных исполнителей служила гарантией защиты от возможных злоупотреблений с их стороны, была показателем независимой работы, не нарушая при этом интересы ни страховых компаний, ни должников и уж тем более не дискредитируя исполнительную реформу в целом.

 

ГАНЗИЕНКО Дарья — cтарший юрист практики альтернативного разрешения споров МЮФ Integrites, г. Киев


Комментарии

Увеличение расходов

Денис СПЕРОВ, юрист LCF

Расходы частного исполнителя, понесенные им для организации профессиональной деятельности, в том числе затраты на страхование ответственности перед третьими лицами, не влияют напрямую на затраты сторон исполнительного производства.

Так, Законом Украины «Об исполнительном производстве» предусмотрен единственный обязательный платеж для взыскателя — это авансовый взнос, размер которого четко установлен Законом. Однако в некоторых случаях, если расходы исполнительного производства превышают размер уплаченного авансового взноса, возможно дополнительное авансирование затрат.

В то же время статьей 31 Закона Украины «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» предусмотрено, что соглашением между частным исполнителем и взыскателем может устанавливаться дополнительное вознаграждение частного исполнителя.

Таким образом, увеличение расходов взыскателя на исполнительное производство возможно только по его собственному согласию. В свою очередь, незаключение с частным исполнителем соглашения о дополнительном вознаграждении не может служить основанием для непринятия к исполнению исполнительного документа, предъявленного к исполнению в соответствии с требованиями Закона.

 

Страховой случай

Любомир МУЖИК, старший юрист ЮФ N&D

Основаниями для обращения за страховым возмещением служат совершение непреднамеренных действий или ошибки частного исполнителя. Страховым случаем является событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика осуществить страховую выплату. При этом, согласно действующему законодательству, минимальный размер страховой суммы должен составлять 10 % от общей суммы взыскания по исполнительным документам, находящимся на исполнении у частного исполнителя в течение года, но не менее 1 тыс. минимальных размеров заработной платы (3 200 000 грн).

Заявленное событие признается страховым случаем при одновременном наличии следующих условий: событие имело место в течение срока действия договора; присутствует причинно-следственная связь между осуществлением страхователем деятельности частного исполнителя и причинением вреда третьему лицу; требование (претензия) третьего лица о возмещении причиненного страхователем вреда заявлено в письменной форме в течение срока действия договора; факт причинения вреда третьему лицу обоснован и аргументирован надлежащими доказательствами.

 

Недостаточное регулирование

Вячеслав ЛАБА, ICF Legal Service

Внедрение института страхования для частных исполнителей должно обеспечить реальное возмещение вреда взыскателю, в случае противоправных действий исполнителя. Однако, институт страхования ответственности частных исполнителей недостаточно урегулирован и имеет свои недостатки. К примеру, Закон не предусматривает перечня страховых рисков и исключений, порядка взаимодействия страховщиков с органами власти и т.д. Эти недостатки значительно усложняют работу страховщиков

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

ЮП-1000

Момент открытия

Акцент

Кадр-бланш

Государство и юристы

Зачет по географии

Кто не работает, тот ест

Стандартный напор

Ограниченное общество

Документы и аналитика

Знак согласия

Книжная полка

Общественная полиция

Новости законотворчества

Отрасли практики

Техническое регулирование в сфере СТС возложат на СБУ

Предлагается возобновить специальный режим налогообложения НДС

Могут создать основания для деятельности объединений еврорегионального сотрудничества

Новости из зала суда

Судебная практика

Апелляционный суд считает, что госслужащие могут проводить тренинги

Суд впервые признал админнарушением необнародование информации об использовании средств госпредприятием

Новости юридических фирм

Частная практика

Специалисты Interlegal осуществили расчет демереджа по договору купли-продажи агропродукции на условиях CIF

Pavlenko Legal Group отстояла правовую позицию украинского банка

ЮФ AVELLUM консультировала Deutsche Beteiligungs AG по вопросам инвестиций в Dieter Braun Gmbh

Asters представляет украинского инвестора в арбитраже ICSID против Латвии

Integrites укрепляет партнерский состав в Москве

ЮФ Aequo — юрсоветник группы «Эпицентр» в связи с приобретением торговых центров

ЮФ «Ильяшев и Партнеры» защитила интересы собственника ТМ «MILDRONATE»

Отрасли практики

И один в поле ВОИС

Раскрытие показало

Выше внимание

Берлинская сцена

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Legal Banking Forum

Самое важное

Образцовые решения

Программный продукт

Суровые 90

Судебная практика

Уловить суд

КСУ — новые правила

Тема номера

Залоговая загрузка

Учесть умею

Частная игра

На старый вклад

Частная практика

Стратегический запал

Кто кого съезд?

ЮП-1000

Творческая кухня «ЮП»

Читают все!

Главные слова

Інші новини

PRAVO.UA