Реформы адвокатуры избежать не удастся — это и требование времени, и обязательство перед Советом Европы и другими международными организациями. Если предыдущие два года с учетом избирательного процесса и проведения «более актуальных» реформ было не до адвокатуры, то в этом году, как говорится, «руки дошли».
За столь важную с точки зрения защиты прав человека реформу взялась Комиссия по укреплению демократии и утверждению верховенства права при Президенте Украины (Комиссия): 27 апреля 2011 года на своем заседании она утвердила проект соответствующего закона, который будет направлен в Венецианскую комиссию для получения замечаний и рекомендаций.
Работала Комиссия над текстом законопроекта не «с нуля», а дорабатывала с учетом своего видения и ранее высказанных замечаний Венецианской комиссии по проекту Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» № 1430.
Выбор основы для проекта не случаен. Он был предопределен Указом Президента Украины «О Плане мероприятий по исполнению обязанностей и обязательств Украины, следующих из ее членства в Совете Европы» № 24/2011 от 12 января 2011 года (абзац 4 подпункта 4 пункта 1 Плана).
Собственно, поскольку Комиссия является консультационно-совещательным органом, в компетенцию которого входит работа по выполнению обязательств Украины перед Советом Европы, именно на основании проекта № 1430, с учетом экспертного заключения Совета Европы от 13 октября 2009 года, был предложен проект реформы.
Напомним, что проект № 1430 был зарегистрирован народными депутатами Юрием Мирошниченко, Юрием Кармазиным и Дмитрием Шенцевым в январе 2008 года, но после того, как адвокаты высказали массу замечаний к нему, согласился доработать его с учетом предложений адвокатского сообщества и внести «на замену». Для согласования спорных положений 18 марта 2008 года была создана общая рабочая группа, а в июле 2008 года большинством, хоть и без всеобщей поддержки, был утвержден «согласованный» законопроект. Затем после доработки в Минюсте он был зарегистрирован как проект № 1430 на замену. Этот проект, отметим, в свое время был рекомендован для принятия за основу, но по состоянию на 19 апреля 2011 года — возвращен инициатору для доработки.
Напомним, что в 2008 году в законопроекте было три пункта, ставших камнями преткновения: формы адвокатской деятельности, структура адвокатского самоуправления и унификация в рамках адвокатуры адвокатов и практикующих юристов.
В проекте, подготовленном Комиссией, предлагается установить четыре формы адвокатской деятельности: адвокатский кабинет, адвокатское бюро, адвокатское объединение и работа по трудовому контракту в адвокатском объединении.
Получив право на осуществление адвокатской деятельности, адвокат должен выбрать одну из предложенных форм. Кстати, требования к адвокату предлагают ужесточить: полное высшее юридическое образование («правоведение», «международное право» или «правоохранительная деятельность»), три года работы в отрасли права (любые должности, для занятия которых квалификационными требованиями установлена необходимость наличия полного высшего юридического образования), сдача квалификационного экзамена и прохождение полугодовой стажировки у адвоката. «Откосить» от стажировки могут лишь те, кто не менее двух лет до дня подачи заявления о сдаче экзамена и после получения полного высшего юридического образования работал помощником адвоката. При этом адвокатом не может быть лицо, имеющее судимость, лишенное такого права за нарушение присяги в течение 7 лет после лишения и уволенное с государственной службы, из суда, правоохранительного органа за коррупционные действия или нарушение присяги в течение трех лет после такого увольнения.
В адвокатском кабинете или бюро может работать только один адвокат индивидуально. Разница состоит в том, что адвокатское бюро является юридическим лицом, а кабинет — нет.
Адвокатское объединение может учреждаться исключительно адвокатами в трех формах: без создания юридического лица в форме простого (партнерского) общества; путем создания юридического лица в форме непредпринимательского общества; с созданием юридического лица в форме предпринимательского общества. Главным условием является то, что вид деятельности объединения любого вида — адвокатская деятельность.
По трудовому найму адвокат может работать только в адвокатском объединении, бюро или кабинете. При этом если наемный адвокат работает в предпринимательском адвокатском объединении, он не имеет права осуществлять собственную практику. Но в проекте предлагают установить гарантии независимости такого адвоката: условия трудового контракта не могут сужать гарантий адвокатской деятельности, а работодатель — влиять на правовую позицию наемного адвоката.
Отдельные разделы законопроекта посвящены организации адвокатуры Украины. Стоит отметить, что под адвокатурой понимается специально уполномоченный Конституцией Украины общественный публичный самоуправляемый институт, в состав которого входят все адвокаты, на профессиональной основе обеспечивающий защиту прав, свобод и законных интересов физических, юридических лиц, государства, территориальных общин (органов местного самоуправления) и доступ к правосудию.
Адвокатуру Украины образуют все адвокаты Украины, объединенные на началах членства в Национальной палате адвокатов Украины (всеукраинская независимая организация профессионального самоуправления адвокатов).
Отдельно создаются системы квалификационно-дисциплинарных комиссий и региональных палат адвокатов. Первые обеспечивают прием квалификационных экзаменов, стажировку будущих адвокатов и рассмотрение вопросов относительно их дисциплинарной ответственности. Апелляционным органом является Высшая квалификационно-дисциплинарная комиссия, где можно обжаловать решения региональных комиссий. Также на Высшую квалификационно-дисциплинарную комиссию возлагаются полномочия по разработке порядка сдачи экзаменов, однако утверждение всех документов, регулирующих деятельность адвокатуры, — прерогатива Съезда адвокатов или Совета адвокатов. Принцип формирования региональных квалифкомиссий особо не изменился, разве что Союз адвокатов Украины и местные советы лишаются права на своего представителя. Эти места отданы конференциям адвокатов. В состав ВККА входят 27 членов (представители от всех регионов), которые избираются Съездом адвокатов.
Собственно, Национальная палата адвокатов и региональные палаты — довольно условные институции. Их работа реализуется через Съезд адвокатов Украины или конференции адвокатов регионов и через постоянно действующие Совет адвокатов Украины или советы адвокатов регионов, соответственно. Проект содержит четкую регламентацию порядка и сроков созыва съезда (конференций), а также определяет компетенцию того или иного органа.
Важно отметить, что проект предполагает осуществление адвокатами отчислений на самоуправление (их размер устанавливает Съезд адвокатов), а также предусматривает статьи расходов, которые могут покрываться за счет полученных средств. Также проект ограничивает право участия адвоката в работе совета адвокатов двумя трехлетними сроками подряд и предусматривает ротацию состава органа — на треть ежегодно.
На Всероссийском съезде адвокатов, который состоялся 26 апреля с.г., президент Федеральной палаты адвокатов Евгений Семеняко заявил, что объединение юридических профессий — это не монополизация, а создание равных конкурентных условий. Такой же принцип положен и в основу проекта, подготовленного Комиссией.
Его переходные положения предполагают, что по истечении полугода после вступления в силу Закона будет запрещено осуществление адвокатской деятельности на профессиональных началах без свидетельства о праве на осуществление адвокатской деятельности. В этот же период всем юристам предлагается получить свидетельство адвоката. Причем если лицо соответствует требованиям, установленным для адвокатов, и имеет практический опыт профессиональной деятельности по предоставлению юридических услуг (правовой помощи) более трех лет, оно может получить свидетельство без сдачи квалификационного экзамена и прохождения стажировки. Такое право предоставляется лицам, которые работали юристами в юридических лицах любой организационной формы, основным видом деятельности которых было предоставление юридических услуг, а также физическим лицам — субъектам предпринимательской деятельности, если юридические услуги были основным видом их деятельности.
Пожалуй, единственное замечание, которое хотелось бы высказать, — это целесообразность рассмотрения проекта не как нового закона, а как новой редакции старого, прогрессивности которого надо отдать должное. Да и профессиональный праздник переносить не придется.
Так был доработан по спорным пунктам законопроект, «выдержанный» в парламенте три года. Возможно, реформы так и надо проводить: после жарких дебатов и с переоценкой предложений спустя некоторое время. Главное, чтобы в конечном продукте не осталось собравшегося на дне осадка.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…