Очередной законодательной инициативой Президента Украины, направленной на реализацию административной реформы и оптимизацию системы органов исполнительной власти, стал законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно национальных комиссий, осуществляющих государственное регулирование естественных монополий, в сфере связи и информатизации, рынков ценных бумаг и финансовых услуг» (регистрационный № 8403).
Предполагается обеспечить, прежде всего, унифицированный подход к порядку их формирования и компетенции. Для всех комиссий предусмотрен единый статус — национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в соответствующей сфере; государственный коллегиальный орган, подчиненный Президенту Украины, подотчетный Верховному Совету Украины и Кабинету Министров Украины.
Таких регуляторов будет пять: Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации; Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг; Национальная комиссия по ценным бумагам; Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, и Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики. Интересно, что в Схеме организации и взаимодействия центральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента Украины № 1085 от 9 декабря 2010 года, комиссии-регуляторы не учтены (кроме Госкомфинуслуг), а в тексте законопроекта используется как термин «органы исполнительной власти», так и «коллегиальные государственные органы», хотя последние по своей сути наделены компетенцией в сфере исполнительной власти.
Согласно законопроекту № 8403, количественный состав всех Нацкомиссий — 9 членов. Ныне, отметим, единого подхода нет: ГКЦБФР состоит из председателя и 6-ти членов, НКРЭ — председателя и 5-ти членов, Госкомфинуслуг — председателя, первого заместителя, 4-х заместителей и 4-х членов — директоров департаментов.
Унифицировать предлагается и порядок назначения членов национальных комиссий: по три члена каждой национальной комиссии назначаются и увольняются Верховным Советом Украины, Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины.
Предложение само по себе довольно рационально (если не обращать внимания на неизбежную политизацию нацкомиссий), но решить данный вопрос, внеся изменения лишь в профильные законы, вряд ли получится — ведь полномочия Президента и парламента определяются исключительно Конституцией Украины, ныне не предусматривающей назначения ими трети состава национальных комиссий. Таким образом, порядок формирования нацкомиссий (в случае принятия предложенной модели) можно будет обжаловать в Конституционном Суде Украины, да и сам факт назначения членов нацкомиссий парламентом или Президентом Украины может стать предметом судебного разбирательства.
По мнению специалистов Главного научно-экспертного управления Верховного совета Украины, предложенный порядок назначения членов национальных комиссий следует предварительно согласовать с Конституцией Украины.
Срок полномочий члена национальной комиссии будет составлять 6 лет. При этом предусматривается, что одно и то же лицо не сможет быть членом соответствующей нацкомиссии более двух сроков подряд. Согласно проекту № 8403, национальная комиссия будет полномочна с момента назначения двух третей ее общего количественного состава.
Председатель национальной комиссии будет избираться из числа членов соответствующей комиссии большинством их голосов. После чего должен быть издан акт Президента Украины об утверждении председателя соответствующей комиссии. Аналогичная процедура предусмотрена и для увольнения председателя национальной комиссии.
«Типовыми» требованиями к членам национальных комиссий являются: гражданство Украины, наличие полного высшего (профильного, экономического или юридического) образования, опыт работы на руководящих должностях в соответствующей сфере не менее трех лет в течение последних десяти лет и безукоризненная деловая репутация. Также члену нацкомиссии запрещается владеть, соответственно, корпоративными правами профессиональных участников фондового рынка, финансовых учреждений, естественных монополий и субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на смежных рынках.
Не менее «унифицированно» член национальной комиссии может быть уволен с занимаемой должности назначившим его органом по собственному желанию, по состоянию здоровья, в случае признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим, прекращения гражданства или выезда за пределы Украины на постоянное местожительства, совершения преступления, грубого нарушения служебных обязанностей, несоответствия его деятельности требованиям закона или потери безукоризненной деловой репутации, а также при возникновении обстоятельств, исключающих возможность лица быть членом такой комиссии.
Похоже, что использование в вышеприведенных критериях и основаниях оценочных категорий («безупречная репутация» и ее «потеря», «обстоятельства, исключающие возможность лица быть членом комиссии») не будет способствовать единству и унификации правоприменительной практики, в подобных формулировках заложена возможность избавления от «неугодных» членов нацкомиссий.
Основной формой работы национальной комиссии (напомним, «коллегиального госоргана») будут заседания, которые проводятся по решению председателя комиссии. Такие заседания будут правомочны, если на них присутствует не менее половины общего количественного состава соответствующей национальной комиссии. Решение национальной комиссии принимается большинством голосов ее членов. Таким образом, для принятия решения на заседании, в котором принимают участие 5 членов нацкомиссии, необходимо, чтобы они голосовали единогласно. При принятии решений председатель и каждый член национальной комиссии имеют один голос.
Положение о соответствующей национальной комиссии утверждается Президентом Украины. Структура аппарата национальной комиссии определяется этим положением. По решению национальной комиссии при ней могут создаваться консультационно-экспертный совет, другие совещательные органы.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…