Украина относится к энергодефицитным странам, то есть странам, не обеспечивающим свои потребности в топливно-энергетических ресурсах за счет собственной добычи и производства. В частности, в последние годы наблюдается устойчивая тенденция к росту цен на ТЭР. Например, цена природного газа, поставляемого из России, в IV квартале 2011 года может достичь 350 долларов США за 1000 куб. метров.
Согласно Указу Президента Украины «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 30 мая 2008 года «О состоянии реализации государственной политики в отношении эффективного использования топливно-энергетических ресурсов» № 679/2008 от 28 июля 2008 года, состояние рынка энергоэффективности и эффективность государственного регулирования в отрасли признаны угрожающими национальной безопасности государства.
В соответствии с положениями Государственной целевой программы по энергоэффективности на 2010—2015 годы, одной из первоочередных стратегических задач государства является создание условий для приближения энергоемкости валового внутреннего продукта к стандартам стран Европейского Союза, повышение (в течение срока действия программы) энергоэффективности на 20 % по сравнению с показателями 2008 года. Суммарный объем требуемых средств составляет более 285,32 млрд грн, из которых 240,22 млрд грн планируется привлечь за счет внебюджетного финансирования, в том числе в виде инвестиций частного сектора.
Основными нормативными актами, регулирующими вопросы энергоэффективности, являются законы Украины «Об энергосбережении» от 1 июля 1994 года, «Об альтернативных видах топлива» от 14 января 2000 года, «Об альтернативных источниках энергии» от 20 февраля 2003 года, «О комбинированном производстве тепловой и электрической энергии (когенерации) и использовании сбрасываемого энергопотенциала» и др., в том числе регулирующие градостроительные, земельные, налоговые и таможенные аспекты проектов по энергоэффективности.
Особая роль в системе законодательных актов, регулирующих инвестиционную деятельность в сфере энергосбережения, отводится Закону Украины «Об энергосбережении». Данным Законом определяется понятие энергосбережения, устанавливается экономический механизм функционирования и стимулирования рынка энергосбережения. Но хотя Закон был принят еще в 1994 году, до сих пор не создан действенный механизм реализации государственной политики в сфере энергоэффективности, не определены конкретные источники финансирования инвестиционных проектов в сфере энергосбережения.
Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении стимулирования мероприятий по энергосбережению» от 16 марта 2007 года (Закон об изменениях) изменен ряд законов Украины, направленных на стимулирование рынка энергоэффективности и привлечение инвестиций. В частности, внесены существенные изменения в раздел ІІ Закона Украины «Об энергосбережении», определяющий особенности функционирования экономического механизма энергосбережения.
Так, согласно новой редакции статьи 12 Закона, источниками финансирования мероприятий по эффективному использованию ТЭР являются Государственный фонд энергосбережения, собственные и заемные средства предприятий, учреждений и организаций, Государственный и местные бюджеты, а также другие источники. Статья 13 Закона определяет источники финансирования фонда, а статья 14 предусматривает возможность использования средств фондов на предоставление льготных кредитов и субсидий для разработки и внедрения энергосберегающих мероприятий и программ, финансовую поддержку нетрадиционной энергетики и производства альтернативных видов топлива (АВТ), а также другие энергосберегающие мероприятия.
В соответствии со статьей 16 Закона Украины «Об энергосбережении» выделены четыре основных вида преференций: а) предоставление налоговых льгот предприятиям — производителям энергосберегающего оборудования, техники и материалов, средств учета, контроля и управления затратами ТЭР; производителям нетрадиционных и возобновляемых источников энергии; предприятиям, использующим оборудование, работающее на нетрадиционных и возобновляемых источниках энергии и АВТ; б) приоритетное кредитование мероприятий по обеспечению рационального использования и экономии ТЭР; приобретения (по инициативе предприятий — потребителей ТЭР) энергоэффективного оборудования, технологий и материалов; инвестиций в создание энергоэффективных технологий, оборудования, материалов, средств учета, контроля и управления затратами ТЭР; создания и внедрения технологий использования нетрадиционных видов энергии и АВТ (при этом льготные кредиты предоставляются при наличии положительного экспертного вывода органов управления энергосбережением, размер возмещения процентов определяется уровнем достигнутого энергосбережения, а источником возмещения процентов по кредитам являются средства Государственного фонда энергосбережения; в) определение повышенных норм амортизации энергосберегающих основных фондов; г) предоставление государственных и других субсидий.
Размер налоговых льгот определяется специальным законодательством Украины, а механизмы предоставления других способов стимулирования — Кабинетом Министров Украины.
Согласно Закону Украины «О едином таможенном тарифе» от 5 февраля 1992 года, освобождено от уплаты ввозной пошлины оборудование, работающее на нетрадиционных и возобновляемых видах топлива, а также материалы и оборудование, ввозимые на таможенную территорию Украины и используемые для производства такого оборудования.
Согласно положению 197.16 Налогового кодекса Украины (НК), освобождаются от обложения НДС операции по ввозу на таможенную территорию оборудования, работающего на возобновляемых источниках энергии; энергосберегающего оборудования и материалов, средств учета, контроля и управления затратами ТЭР; оборудования и материалов для производства АВТ или производства энергии с АВТ; материалов, оборудования и комплектующих для производства: оборудования, работающего на возобновляемых источниках энергии; материалов, сырья оборудования и комплектующих, которые будут использоваться для производства АВТ, или производства энергии из возобновляемых источников; энергосберегающего оборудования и материалов, изделий, эксплуатация которых обеспечивает рациональное использование ТЭР; средств измерения, контроля и управления затратами ТЭР. Такая норма распространяется на товары, ввозимые для собственных нужд, при условии, что идентичные товары не производятся на территории Украины.
В соответствии с положениями 158.1 и 158.2 НК освобождается от налогообложения 80 % прибыли предприятий, полученной от продажи на таможенной территории Украины товаров собственного производства согласно перечню, определенному Кабинетом Министров Украины: оборудование, работающее на возобновляемых источниках энергии, материалы, сырье, оборудование и комплектующие, которые будут использоваться в производстве энергии из возобновляемых источников энергии; энергоэффективное оборудование и материалы, изделия, эксплуатация которых обеспечивает экономию и рациональное использование ТЭР; средства учета, контроля и управления затратами ТЭР; оборудование для производства АВТ. Также освобождается от налогообложения 50 % прибыли, полученной от реализации энергоэффективных мероприятий и проектов предприятий, включенных в Государственный реестр предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих разработку, внедрение и использование энергоэффективных мероприятий и проектов (Государственный реестр). Льготы по уплате налога на прибыль предоставляются сроком на 5 лет с момента получения первой прибыли в результате повышения эффективности производства.
В государственный реестр вносятся юрлица, включенные в отраслевые программы по энергоэффективности и по результатам проведения экспертизы в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов, получившие вывод о соответствии мероприятий и проектов критериям энергоэффективности.
Центральным органом исполнительной власти по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов является Национальное агентство Украины по вопросам эффективного использования энергетических ресурсов (НАЭР).
Порядок включения предприятий, учреждений и организаций в Государственный реестр регулируется приказом НАЭР № 49 от 1 апреля 2008 года (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 16 апреля 2008 года под № 318/15009). Для включения в реестр предприятие должно обратиться в НАЭР с заявлением и предоставить следующие документы: копии учредительных документов; вывод государственной экспертизы по энергосбережению о соответствии энергосберегающих проектов и мероприятий, уже реализованных на предприятии или находящихся в стадии разработки и внедрения, критериям энергосбережения; копию утвержденной и согласованной в установленном порядке отраслевой программы энергосбережения, содержащей энергосберегающие мероприятия и проекты юридического лица, заверенную соответствующим органом исполнительной власти; расчеты ожидаемых потерь госбюджета в связи с предоставлением юридическому лицу налоговых льгот и предложения по их покрытию; ходатайство министерства, другого центрального органа исполнительной власти соответствующей отрасли о включении юридического лица в Государственный реестр с подтверждением источников покрытия потерь госбюджета.
Даже исходя из перечня документов, требуемых у соискателя для получения налоговых льгот, можно сделать вывод о непрозрачности и избыточном участии государственных органов в процедуре. Более того, механизмы получения других преференций либо отсутствуют, либо представляют для инвестора не менее, а часто и более сложную задачу по сравнению с получением налоговых льгот, что вызывает сомнения в реальной заинтересованности государства в инвестициях в энергосбережение и реализации его стратегических задач.
БУРТОВОЙ Александр — ассоциированный партнер ЮФ «Антика», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…