Вексель — важнейшее финансовое средство, обусловившее в свое время переход к безналичной форме расчетов. Сегодня практика стран с развитой рыночной экономикой подтверждает целесообразность использования финансовых инструментов, в том числе и векселей, свободно обращающихся на фондовых рынках этих стран, которые, в свою очередь, не только обеспечивают проведение соответствующих расчетов, но и выступают в качестве товара на фондовых биржах.
К сожалению, того же нельзя сказать об Украине, где использование векселей существенно ограничено отсутствием практического опыта в организации последнего и четкой законодательной базы по вопросам его регулирования. Следует отметить, что правовой основой вексельного обращения в нашем государстве является огромное количество национальных законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, положения которых очень часто противоречат друг другу, что, в свою очередь, указывает на «сдерживание» со стороны государства обращения векселей. К тому же не следует забывать и о так называемом теневом факторе, а именно: массовом распространении векселей исключительно как инструментов спекулятивных фондовых операций, что противоречит экономической сущности самого векселя. Именно теневой фактор обуславливает существование «серого», непрозрачного рынка векселей, с помощью которого и строятся схемы необоснованного перевода денежных средств.
Все вышеуказанное обуславливает актуальность изучения проблем вексельного обращения на Украине. К сожалению, современные ученые, специализирующиеся в области вексельного права, почему-то рассматривают только правовую сторону векселя и не исследуют экономическую сущность этой ценной бумаги.
Вообще, вексель в качестве товара находился в обороте на фондовом рынке Украины до мая 2001 года, то есть до принятия Закона Украины «Об обращении векселей на Украине» (Закон). В указанном нормативном акте вексель рассматривается только как средство платежа, используемое в рамках расчетных операций: «…выдавать переводные и простые векселя можно только для оформления денежного долга за фактически поставленные товары, выполненные работы, предоставленные услуги…». Вексель фактически переведен законодателем в статус расписки, а его свойства как ценной бумаги проигнорированы.
После вступления в силу указанного Закона, согласно решению Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 18 марта 2002 года № 103, прекращается оформление гражданско-правовых сделок с векселями на организационно оформленных рынках — биржах и торгово-информационных системах, что, как следствие, сводит на нет все попытки вывести из тени украинский вексельный рынок. Несмотря на то что указанные организационно оформленные рынки позволяли увеличить прозрачность торговли и давали определенную гарантию безопасности сделки, ГКЦБФР (Комиссия) определила, что биржи превратились в способ обесценивания векселей, ссылаясь на примеры, когда отдельные векселя продавались по цене 10-20 % от номинала, и пообещала подтвердить указанные факты соответствующей статистикой после окончания проверки всех организаторов торговли. Но фактически принятие этого решения было обусловлено тем, что на Комиссию возложена обязанность контролировать фондовые биржи со стороны государства, поэтому в случае возникновения каких-либо проблем все претензии предъявлялись к Комиссии и она признавалась виновной стороной.
Правда, и до принятия указанного решения Комиссии ни одной из отечественных бирж так и не удалось наладить активную торговлю векселями. Правила торгов на фондовых биржах и недостаточная заинтересованность в биржевой торговле создавали условия для формирования биржевых цен, значительно отличающихся от цен на внебиржевом рынке. Векселя, продававшиеся по цене 50 % от номинала на бирже, на внебиржевом рынке предлагались по цене 10-20 % от номинала. Завышение цены на бирже объяснялось исключительно монопольным положением продавца ценной бумаги. Еще сильнее снизил интерес к биржам биржевой сбор. А поскольку на внебиржевом рынке не существовало никаких ограничений в виде лицензий, он и сконцентрировал в себе основную массу вексельного обращения и сформировал реальную рыночную цену находящихся в обороте векселей. Именно поэтому среди участников вексельного оборота можно было встретить как лицензированных торговцев ценными бумагами, так и юридических лиц, не имевших лицензии на торговлю ценными бумагами. Последние строили свою деятельность таким образом: де-факто субъект хозяйствования осуществлял сделку купли или продажи векселя как ценной бумаги, а де-юре, по условиям договора, финансовые отношения отсутствовали — то есть вексель продавался или покупался не за деньги, а обменивался на любой товар в рамках осуществления бартерных операций. Такой субъект хозяйствования мог осуществлять неограниченное количество таких сделок, которые ввиду специфики отечественного законодательства не подпадали под определение «операция с ценными бумагами».
В настоящее время существует еще одна проблема обращения векселей на рынке ценных бумаг. Так, согласно Закону Украины «О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг на Украине», торговля на биржах и через торгово-информационные системы обездвиженными ценными бумагами осуществляется только с обязательным участием депозитария. Нормы этого Закона можно легко распространить на все документарные ценные бумаги, в том числе и векселя, еще не обездвиженные и способные обращаться на организационно оформленном рынке без участия депозитария. Таким образом, учитывая сложившуюся практику оборота на биржах векселей как дисконтных долговых обязательств, можно задаться вопросом относительно целесообразности включения векселей в перечень ценных бумаг, обслуживаемых депозитарной системой. Дело в том, что вексель, вследствие своих специфических свойств, не может обращаться в бездокументарной форме на счетах в ценных бумагах собственников, так как отчуждение требует обязательной передачи векселя в натуре. Возможно, следует просто ввести процедуру государственной регистрации векселей, которая бы позволяла предоставлять эмитированным векселям кредитные рейтинги. Благодаря этому покупатель ценной бумаги может получать информацию о приобретаемом им товаре.
Значительно улучшило правовое положение векселя принятие Верховным Советом Украины Хозяйственного кодекса. В данном нормативном акте законодатель указывает именно на то, что вексель является ценной бумагой, поскольку положение статьи 21 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже», где вексель определен как «…ценная бумага, удостоверяющая безусловное денежное обязательство…», на данный момент является мертвой нормой закона; кроме того, Хозяйственный кодекс четко определяет, что на фондовой бирже с ценными бумагами, в том числе и векселем, могут осуществляться операции купли-продажи.
Можно утверждать, что при подготовке и принятии этого кодифицированного акта был сделан верный и своевременный вывод относительно целесообразности объединения традиционных свойств векселя как инструмента проведения хозяйственных операций с возможностью его обращения как дисконтных долговых обязательств на фондовом рынке, что дает результаты в виде получения чистого дохода, то есть прибыли.
Также среди неразрешенных вопросов вексельного обращения присутствует проблема «круга участников» операций на организационно оформленном рынке. В мире действуют две основные модели организации рынка ценных бумаг: немецко-японская, при которой определяющими субъектами являются банки, и англо-американская, позволяющая другим финансово-кредитным институтам играть активную роль на фондовом рынке ценных бумаг. Пока на Украине продолжаются дискуссии относительно целесообразности присутствия на бирже банковских учреждений, уже свыше 50 % членов Первой финансовой торговой системы (ПФТС) — крупнейшего отечественного субъекта внебиржевого рынка — это именно банки.
В марте 2003 года вступило в силу Положение «О порядке осуществления банками операций с векселями в национальной валюте на территории Украины», утвержденное постановлением правления Национального банка Украины, зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 28 февраля 2003 года под № 174/1795. Этот нормативный акт закрепил положение, согласно которому «право на получение дисконта» имеют только банковские учреждения. При таком условии сфера вексельного обращения становится очень привлекательной для банковских учреждений, поскольку фактически данное положение позволяет последним единолично получать материальное вознаграждение в виде прибыли во время осуществления операций купли-продажи векселей как ценной бумаги. Таким образом, объединяя привлекательность вексельного обращения для банков и исключительную его важность для всей экономической системы, можно говорить о том, что операции банковских учреждений с векселями в настоящее время приобретают все большую значимость.
Несмотря на то что вексельное право на Украине изобилует пробелами, а нормативно-правовая база, регулирующая вексельный оборот, весьма сложна и ее содержание достаточно противоречиво, следует признать, что эти ценные бумаги остаются финансовым инструментом, широко используемым предприятиями, поскольку при хроническом недостатке оборотных средств они являются своеобразным средством взаимного кредитования.
Нетрудно сделать вывод, что следующим этапом формирования вексельного права должно стать принятие единого унифицированного акта. А пока что, в период его разработки, необходимо внесение изменений и дополнений в действующие законы и подзаконные акты Украины, и прежде всего — в Закон об обращении векселей на Украине, где следует отметить, что вексель — это все-таки ценная бумага, дать определение дисконта, четко обозначить, что с векселем как с товаром можно осуществлять операции купли-продажи.
В Законе Украины «О банках и банковской деятельности» следует предусмотреть, что одним из источников получения прибыли для банка является осуществление биржевых операций с векселями. Также необходимо закрепить положение, согласно которому банковские учреждения могли бы выпускать банковские (финансовые) векселя, так как сегодня, согласно действующему законодательству, эта сфера получения прибыли для банков закрыта, хотя и остается очень привлекательной.
В Закон о депозитарной системе целесообразно внести изменения относительно особенностей обращения векселей, процедуры ведения государственного реестра по предоставлению кредитных рейтингов эмитированных векселей.
Существование положения, согласно которому на Украине вексель, номинированный в иностранной валюте, погашается только в национальной валюте или по индивидуальной лицензии НБУ, сдерживает движение иностранных инвестиций на Украину. Целесообразно изменить эту норму и разрешить расчеты по указанным видам векселей в иностранной валюте без получения соответствующей лицензии. Кроме того, необходимо урегулировать и коллизию относительно участников вексельного обращения — физических лиц. Так, на сегодня расчеты по векселю должны осуществляться только в безналичной форме, что для физического лица является довольно-таки проблематичным. Возможно, таким участникам вексельной формы взаиморасчетов стоит разрешить наличные расчеты по выданному векселю, что повысило бы интерес со стороны физических лиц к вексельному обращению.
Все указанные изменения могут содействовать более эффективному использованию функциональных возможностей векселя как ценной бумаги.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…