Преюдиционный не факт — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №39 (1031) » Преюдиционный не факт

Преюдиционный не факт

Казалось бы, в понятии «преюдиция», которое при первом его применении способно ввести в состояние когнитивного ступора любого человека, далекого от юриспруденции, нет ничего непонятного и/или удивительного для юриста-практика, а тем более для юриста, осуществляющего судебное представительство. Это понятие означает освобождение от доказывания обстоятельств, которые установлены вступившим в силу судебным решением в конкретных правоотношениях между определенными сторонами. Такое правило в отечественных процессуальных законах называется освобождением от доказывания и закреплено в соответствующих нормах (в статье 61 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) Украины, статье 35 Хозяйственного процессуального кодекса (ХПК) Украины, статье 72 Кодекса административного судопроизводства (КАС) Украины). Закрепленное в упомянутых кодексах правило звучит следующим образом: обстоятельства, установленные судебным решением по гражданскому, хозяйственному или административному делу, вступившим в законную силу, не доказываются при рассмотрении других дел, в которых участвуют те же лица или лицо, в отношении которого установлены эти обстоятельства. Однако не всегда эти положения могут быть применены на практике.

В данной статье, основываясь на практической ситуации, которая возникла в трудовых правоотношениях, предлагаем рассмотреть интересный случай применения преюдиции (а точнее — ее неприменения) в гражданском процессе Украины, сравнить подходы судебной практики разных юрисдикций к данному вопросу и осветить тренды нового процессуального закона в поднятой теме.

 

Практическая ситуация

Ситуация такова: в 2012 году работник увольняется с работы. Взаимных претензий работник и работодатель друг к другу не имеют за исключением того, что работодатель в нарушение действующего трудового законодательства не выдал при увольнении работнику его трудовую книжку, даже не предложил забрать, а какие-либо обращения работника просто игнорировал. Поскольку работнику не остается ничего другого, в конце 2012 года он обращается в суд с иском к работодателю, требуя вернуть ему трудовую книжку и выплатить среднемесячный заработок за время вынужденного прогула за период с момента увольнения до даты подачи иска в суд. В ходе судебного разбирательства суд на основании предоставленных истцом документов устанавливает размер среднедневного заработка, необходимый для определения компенсации, в сумме N.

В свою очередь, ответчик-работодатель избрал тактику защиты, согласно которой он оспаривал факт неполучения работником трудовой книжки и, соответственно, указывал на безосновательность требований о взыскании компенсации.

В ходе судебных разбирательств в судах разных инстанций иск работника был удовлетворен полностью: на работодателя возложена обязанность вернуть трудовую книжку работнику, в пользу работника взыскан среднемесячный заработок за время вынужденного прогула за период с момента увольнения до момента обращения с иском в суд первой инстанции. При этом размер среднемесячного заработка определялся судом, исходя из среднедневного размера заработной платы в сумме N. Решение вступило в законную силу, и через некоторое время было исполнено в принудительном порядке.

 

Второй иск

В дальнейшем работник обратился в суд со вторым иском к работодателю, желая взыскать среднемесячный заработок за период, начиная от даты обращения в суд с первым иском до даты фактического возвращения ему работодателем трудовой книжки. При расчете сумм компенсации за время вынужденного прогула истец-работник основывался на вступившем в силу судебном решении, которым были установлены следующие обстоятельства: а) факт невыдачи работодателем трудовой книжки; б) среднедневной размер заработка для определения суммы компенсации в размере N. Считая эти обстоятельства преюдициальными, поскольку они возникли между теми же сторонами в том же споре, истец-работник использовал их в расчете суммы компенсации за время вынужденного прогула во вторичном иске.

Однако в новом судебном споре по второму иску ответчик применил другую тактику защиты, ссылаясь на неправильность расчетов истца суммы компенсации и предоставив суду доказательства, это подтверждающие. Но при рассмотрении первого иска такие доказательства истец не подал. Именно поэтому ответчик просил не считать установленный судом в ходе первого разбирательства размер среднедневного заработка в сумме N преюдициальным по отношению ко второму иску. В конце концов второй иск работника был удовлетворен частично: в его пользу взыскана сумма компенсации за время вынужденного прогула, которая рассчитывалась, исходя из среднедневного размера дохода работника в сумме L, на основании предоставленных ответчиком доказательств.

Исход: в результате мы имеем два разных судебных решения в споре между одними же и теми сторонами в одних и тех же правоотношениях. В одном случае компенсация взыскана на основании установленной судом суммы N, а в другом — компенсация взыскана на основании суммы L. При этом оба решения приобрели законную силу.

 

Спорная преюдиция

В этом контексте появляется закономерный вопрос: а как же преюдиция установленной в первом судебном решении суммы N? Разве при втором рассмотрении дела суд не должен был учесть уже установленный размер суммы N?

Ответ на эти вопросы можем частично найти в постановлении Пленума Верховного Суда Украины (ВСУ) «О судебной практике в делах о защите права собственности и других вещных прав» от 7 февраля 2014 года № 5, которое хотя и не имеет никакого отношения к трудовым правоотношениям, но содержит некоторый ответ на вопрос применения статьи 61 ГПК Украины. В частности, ВСУ отмечает: «…если суд придет к иным выводам, чем те, которые содержатся в судебном решении по ранее решенному делу, он должен привести соответствующие мотивы. При этом суд должен исходить из того, что правовые выводы суда и установленные им обстоятельства не являются тождественными понятиями. Выводы (суждение) суда по правам и обязанностям сторон, сделанные на основании установленных при рассмотрении дела обстоятельств, не является преюдициальными…». Следует отметить, что цитируемое положение касается случая, когда в дело вступают лица, которые не были привлечены к рассмотрению отдельно взятого дела. В таком случае, если эти лица не были привлечены к участию в деле, в отношении них в будущем факты, установленные вступившим в силу решением, не будут считаться преюдициальными.

Однако во втором случае ситуация абсолютно другая, поскольку в дело не вступали иные лица, кроме работника и работодателя. Получается, что судебная инстанция должна была применить размер дохода N для расчета компенсации, а не сумму L, рассчитанную на основании доказательств ответчика?

Принимая во внимание упомянутое выше постановление Пленума ВСУ, которое предписывает судам отличать «правовые выводы суда» от «установленных судом обстоятельств», можно сделать вывод, что в данном конкретном случае размер среднедневного заработка не должен считаться обстоятельством, которое не подлежит доказыванию на основании статьи 61 ГПК Украины. Дело в том, что размер суммы N был установлен на основании доказательств, которые были поданы исключительно истцом-работником. При этом ответчик не воспользовался своим правом доказать обратное. Суду не оставалось ничего другого, как принимать законное решение по имеющимся в материалах дела доказательствам. В то же время у ответчика появился шанс подать эти же доказательства, свидетельствующие о неправильности расчета суммы N, и просить суд о взыскании компенсации на основании суммы L уже в новом деле по второму иску, что, собственно, суд и сделал.

 

Любопытная позиция

Считаю, что в обоснование такого подхода следует сослаться на любопытную позицию Высшего административного суда Украины (ВАСУ), которая хотя и касается административного судопроизводства, однако по духу и справедливости может применяться к описанной автором ситуации. В частности, речь идет о постановлении ВАСУ от 15 сентября 2016 года по делу № К/800/37663/15, согласно которому ВАСУ сделал следующие выводы: «…предусмотренное частью 1 статьи 72 КАС Украины освобождение от доказывания не имеет абсолютного характера и не может восприниматься судами как невозможность опровержения в ходе судебного разбирательства обстоятельств, указанных в другом судебном решении… Для опровержения преюдициальных обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 72 КАС Украины, участник административного процесса, который эти обстоятельства отрицает, должен представить суду надлежащие и допустимые доказательства… Если суд приходит к выводу о том, что обстоятельства по рассматриваемому делу являются иными, чем установленные при рассмотрении другого административного, гражданского или хозяйственного дела, то дело предстоит решить в соответствии с теми обстоятельствами, которые установлены непосредственно судом, рассматривающим дело».

Конечно же, в гражданских и хозяйственных делах ссылаться на такой подход для административных судов пока что будет немного сложно. Однако обращаю внимание читателей на процессуальные новшества, которые уже находятся на рассмотрении украинского парламента и которые, возможно, в скором времени начнут активно применяться на практике.

В частности, речь идет о частях 5 и 7 статьи 83 проекта ГПК Украины. Часть 5 дублирует вывод постановления Пленума ВСУ № 5 от 7 февраля 2014 года, а часть 7 однозначно является новеллой процессуального закона, предоставляя судам более широкие полномочия определять, что же все-таки подлежит доказыванию, а что является преюдициальным и не должно доказываться в общем порядке.

СИВОВНА Юрий — адвокат АК «Правочин», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Суд дела

Государство и юристы

Валютный курс

Спорится работа

Продать ценность

Хранение залога у кредитора

Править балл

Да здравствует контроль!

Помним, скорбим, ценим

Альтернативное в энергетике

Инициатива наказуема

Документы и аналитика

Минимальные требования

Книжная полка

Краткое задержание

Новости законотворчества

Самое важное

Внесен новый законопроект о лоббизме

Доступность медицины в селах повысят

Изменены правила получения телекомуслуг

Новости из зала суда

Судебная практика

«Укртуринвест» добился отмены налогового уведомления-решения на сумму более 5 млн грн

Доводы НБУ о нарушении права реализации спорного имущества преждевременны — суды

Новости юридических фирм

Частная практика

Baker McKenzie сопровождает реформу корпоративного управления «Укрэнерго»

Ярослав Огневьюк избран в состав Комитета INTA по борьбе с контрафактом

BPU и Asters выступили советниками компаний ViDi Group в первой на Украине реструктуризации задолженности перед государственным банком

Елена Перцова и Сергей Бенедисюк возглавили созданный комитет по корпоративному праву ААУ

Interlegal взыскал с должника бункерный долг и причитающиеся штрафные санкции

Отрасли практики

Проектная аргументация

Преюдиционный не факт

С мерой в будущее

Скорая помощь

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Успешный код

Самое важное

Антирейдерские советы

Наполнить профиль

Налоговый ответ

Судебная практика

План или пропал

Срочное завещание

Даром не надо

Истинный шанс

Тема номера

Плохая наследственность

Переселение душ

Частная практика

Современное преобразование

Коробка передач

Інші новини

PRAVO.UA