Кабинет Министров Украины (КМУ) зарегистрировал давно обещанный проект Закона Украины «О приватизации государственного имущества» № 7066 (законопроект № 7066). Документ был подан 4 сентября 2017 года, а уже 19 сентября правительство подготовило доработанный текст.
От мала до велика
Многочисленные бюрократические этапы были исключены, что означает ускорение приватизации.
Статья 13 законопроекта № 7066 устанавливает следующие способы приватизации:
1) путем продажи объектов права государственной собственности на аукционе, в том числе:
— на аукционе с условиями;
— на аукционе без условий;
— на аукционе по методу пошагового снижения стартовой цены и последующей подачи ценовых предложений;
— на аукционе со снижением стартовой цены;
— на аукционе по методу изучения ценовых предложений;
2) посредством выкупа объектов приватизации.
Уточняется определение объектов крупной приватизации (часть 3 статьи 5 законопроекта № 7066). К объектам крупной приватизации относятся объекты государственной собственности (единые имущественные комплексы госпредприятий и пакеты акций (долей) субъектов хозяйствования, в уставном капитале которых более 50 % акций (долей) принадлежит государству), стоимость активов которых, по данным финансовой отчетности за последний отчетный год, превышает 250 млн грн. В изначальной версии проекта говорилось о том, что перечень таких объектов определяет КМУ по представлению Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ). В целом создается впечатление, что законопроект оперирует более простым понятием: в целях рационализации процесса он делит объекты приватизации на объекты большой и малой приватизации (часть 1 статьи 5 законопроекта № 7066).
При этом была исключена выгодная для бизнеса норма. Изначально часть 6 статьи 12 законопроекта № 7066 содержала положения о том, что государство может взять на себя долговые обязательства объектов, которые подлежат приватизации, но имеют общественную или иную ценность, являются градообразующими или особо опасными субъектами хозяйствования, по отдельному решению КМУ (порядок принятия такого решения определялся бы самим КМУ).
Объекты и цена
Радикально меняется подход к определению объектов приватизации (статья 4 законопроекта № 7066). Снимается ограничение на продажу национальных учреждений социально-культурного назначения, имущества Национальной академии наук Украины и отраслевых академий наук, имущества городского электротранспорта, международных аэропортов.
Проект позволяет существенно расширить перечень объектов приватизации. Нормы предусматривают возможность приобрести даже имущество, находящееся в собственности Службы безопасности или Вооруженных Сил Украины. Для этого достаточно такого основания, как необеспечение выполнения установленных законодательством задач. Имущество предприятий, приватизация которых запрещена, также может отчуждаться, если оно более трех лет не использовалось в производстве.
Существенные дополнения были сделаны в части определения стартовой цены (статья 22 законопроекта № 7066). Стартовая цена объекта малой приватизации как целостного имущественного комплекса устанавливается аукционной комиссией на уровне балансовой стоимости объекта (активов объекта) малой приватизации, за вычетом задолженности по финансовым обязательствам в случае их наличия. Если в течение месяца с момента опубликования объявления об изучении спроса не поступило трех аукционных предложений от потенциальных покупателей, стартовая цена объекта малой приватизации определяется на уровне оценочной стоимости. Любопытно, что исчезла важная гарантия: объекты продаются по цене не меньше одной гривны (часть 3 статьи 22 первоначального проекта в редакции от 4 сентября с.г.).
Размер гарантийного взноса за участие в аукционе снижается (с 10 % до 5 % от стартовой цены объекта), что позволит привлечь больше покупателей.
Роль советников
Одним из нововведений законопроекта является участие советников в процессе приватизации отдельных крупных объектов. Документ устанавливает лишь приблизительные требования к советникам (наличие опыта реализации «подобных заданий», компетентность).
Задания для советников могут, в частности, включать:
— сбор информации и анализ экономических, технических и финансовых показателей деятельности предприятия;
— приведение основных показателей бухгалтерской отчетности предприятия в соответствие со стандартами бухучета;
— проведение аудита;
— предоставление письменных рекомендаций по стартовой цене и подготовку информационного пакета по объекту приватизации;
— подготовку документации о предприятии в соответствии с требованиями законодательства о защите экономической конкуренции;
— осуществление мероприятий по поиску потенциального инвестора.
Контроль
Важно отметить изменения в обязательствах, возлагаемых на покупателей. Не допускается увольнение работников приватизированного предприятия по инициативе нового собственника или уполномоченного им органа в течение шести месяцев со дня перехода к нему права собственности, кроме случаев приватизации объектов путем продажи без условий.
Проект, как и действующее законодательство, предусматривает ответственность за недопущение представителей ФГИУ на предприятие с целью проверки состояния выполнения условий приватизации. Однако процедурные новации могут усложнить наложение штрафа в размере 17 тыс. грн за недопуск. Необходимо, чтобы факт недопущения работников ФГИУ к проверке подтверждался составленным в присутствии «соответствующих правоохранительных органов» актом (часть 5 статьи 29 законопроекта № 7066). Но кем должны быть эти должностные лица, не уточняется.
Прозрачность
Проект отображает стремление к прозрачности. Статья 21 законопроекта № 7066 в доработанной редакции, в отличие от изначального текста, содержит требования к информационному сообщению об изучении аукционных предложений потенциальных покупателей объекта малой приватизации (наименование; данные о здании; условия продажи и эксплуатации объекта приватизации (при их наличии); конечный срок подачи аукционных предложений потенциальных покупателей объекта малой приватизации по стартовой цене объекта малой приватизации; время и место проведения осмотра объекта; информационный пакет).
Также предъявляются требования к транспарентности инвесторов. Покупателями не могут выступать лица, зарегистрированные в офшорной зоне, или лица, акции (доли) которых в совокупности больше чем на 50 % уставного капитала принадлежат прямо или косвенно таким лицам (перечень таких зон определяет КМУ), или странах, включенных FAТF в список стран, не сотрудничающих в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем. Также из пула покупателей будут исключены субъекты, которые прямо или косвенно находятся под контролем лиц, конечными бенефициарными собственниками (контролерами) которых являются лица, определенные в этой части, или их связанные лица. Отметим, что подобные нормы существуют и сейчас, но в другой формулировке. Есть определенная судебная практика: если объект перешел под контроль офшорной фирмы после приватизации, суды не считают это нарушением.
Иностранный элемент
Как и сегодня, споры, связанные с приватизацией, могут быть перенесены в арбитраж в другой юрисдикции (Стокгольм). Кроме того, устанавливается срок исковой давности — три года. Ранее правительство заявляло, что приватизация будет осуществляться по английскому праву для стимулирования привлечения иностранных инвестиций. Речь шла о праве ФГИУ определить в договоре купли-продажи объекта крупной приватизации, что к правоотношениям, возникающим из него, применяется право иностранного государства (кроме положений о переходе права собственности, регулируемых императивными нормами права Украины). Из части 1 статьи 26 законопроекта № 7066 данная норма исключена, но содержится в переходных положениях. Применение иностранного права будет возможно до 2021 года и только на основании заключения аукционной комиссии. Главное научно-экспертное управление парламента предлагает уточнить, что такие положения нужно распространить только на случаи, когда покупателями являются иностранные физические и юридические лица.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…