За последние три года была сформирована законодательная база, способствующая эффективному развитию конкурентных отношений на Украине. В частности, были внесены соответствующие изменения в Законы Украины «Об Антимонопольном комитете Украины», «О защите от недобросовестной конкуренции», приняты новые Законы Украины «О естественных монополиях» и «О защите экономической конкуренции». Однако на сегодняшний день не все положения указанных законов применяются на практике. Поэтому важно понимать как содержание отдельных положений конкурентного законодательства, так и полномочия органов Антимонопольного комитета Украины (далее — АМКУ).
Система органов АМКУ представлена непосредственно АМКУ в составе его председателя и десяти государственных уполномоченных и территориальными отделениями АМКУ, которые являются юридическими лицами, статус и полномочия которых определены Законом Украины «Об Антимонопольном комитете Украины», Законом Украины «О защите экономической конкуренции», а также Положением о территориальном отделении АМКУ, утвержденным распоряжением АМКУ № 32-р от 23 февраля 2001 года, Положением о порядке проведения проверок соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции, утвержденным распоряжением АМКУ № 182-р от 25 декабря 2001 года, и др.
АМКУ — это центральный орган исполнительной власти со специальным статусом, целью деятельности которого является государственная защита конкуренции в предпринимательской деятельности. АМКУ руководствуется исключительно Конституцией и законами Украины и не зависит от иных органов государственной власти, административно-хозяйственного управления и контроля, местного самоуправления и субъектов хозяйствования. Любое вмешательство или влияние на деятельность работников АМКУ запрещено и влечет ответственность. С другой стороны, органы государственной власти и местного самоуправления, административно-хозяйственного управления и контроля обязаны согласовывать с АМКУ решения, которые могут привести к ограничению конкуренции на соответствующих рынках Украины.
Объем полномочий АМКУ свидетельствует о наличии у него достаточных правовых рычагов и механизмов в сфере регулирования и контроля за состоянием экономической конкуренции на Украине, пресечением нарушений и применением санкций к виновным лицам. Идеология современного конкурентного законодательства Украины направлена на то, чтобы АМКУ выступал органом, регулирующим конкурентные отношения и не допускал ограничений конкуренции и монополизации рынка. Так, с целью предупреждения нарушений законодательства о защите экономической конкуренции органы АМКУ могут давать субъектам хозяйствования заключения в форме рекомендательных разъяснений. Например, относительно наличия в действиях субъектов хозяйствования признаков: антиконкурентных согласованных действий субъектов хозяйствования, злоупотребления монопольным (доминирующим) положением. Кроме того, АМКУ вправе давать рекомендации органам государственной власти и местного самоуправления, органам административно-хозяйственного управления и контроля, субъектам хозяйствования в отношении пресечения действий, содержащих признаки нарушения законодательства о защите экономической конкуренции. Необходимо также обратить внимание на то, что органы АМКУ не могут вмешиваться в работу субъектов хозяйствования. Данная норма прямо закреплена в пункте 5 Положения о территориальном отделении Антимонопольного комитета Украины.
Полномочия АМКУ и его территориальных отделений при реализации контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции закреплены в статье 8 Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины». К таким полномочиям относятся: определение границ товарного рынка и монопольного положения субъектов хозяйствования, предоставление субъектам хозяйствования обязательных для исполнения решений о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, о принудительном разделе монопольных образований; применение санкций (в т.ч. штрафов) и др. Следует заметить, что перечень полномочий АМКУ и его территориальных отделений не носит закрытый характер — его расширение возможно исключительно на основании закона.
Работники АМКУ наделены различными полномочиями в зависимости от их статуса. Рядовые служащие АМКУ и его территориальных отделений имеют меньше прав, и в отличие от государственных уполномоченных, председателей территориальных отделений и лиц, исполняющих их обязанности, не могут: рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать административные взыскания, беспрепятственно входить на предприятия и в учреждения, иметь доступ к документам и иным материалам, необходимым для проведения проверки.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о полномочиях АМКУ относительно проведения расследований нарушений законодательства о защите экономической конкуренции. Порядок проведения таких расследований определен Законом Украины «О защите экономической конкуренции», Временными правилами рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденными Распоряжением АМКУ № 5 от 19 апреля 1994 года (далее — Временные правила). Законом Украины «О защите экономической конкуренции» устанавливаются три основания для начала рассмотрения дела: заявление физических или юридических лиц о нарушении их прав в результате нарушения антимонопольного законодательства; представление органов государственной власти и местного самоуправления о нарушении законодательства об экономической конкуренции; собственная инициатива органов АМКУ. Временные правила устанавливают компетенцию органов АМКУ в отношении той или иной категории дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Дела о нарушениях конкурентного законодательства могут рассматриваться: непосредственно АМКУ, постоянно действующей административной коллегией АМКУ, временной административной коллегией АМКУ, государственным уполномоченным АМКУ и административной коллегией территориального отделения Антимонопольного комитета Украины. Заявление о нарушении прав в связи с нарушением конкурентного законодательства физическое или юридическое лицо подает в административную коллегию территориального отделения АМКУ (которое определяется по месту совершения нарушения, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту наступления последствий нарушения) или непосредственно в АМКУ.
Следует обратить внимание, что распоряжение о начале производства по делу или об отказе в его рассмотрении может принять государственный уполномоченный АМКУ (если дело подведомственно Антимонопольному комитету Украины или его административным коллегиям) и административная коллегия территориального отделения АМКУ.
В процессе рассмотрения дела органы АМКУ могут объединять, выделять производства, приостанавливать рассмотрение дела, получать письменные и устные объяснения, изымать письменные и вещественные доказательства, накладывать арест на предметы, документы и иные носители информации. При этом, в случае изъятия документов при рассмотрении дела органом АМКУ, лицо, у которого они были изъяты, может ходатайствовать о предоставлении их заверенных копий, которые имеют силу оригинала. Копии документов должны быть предоставлены в течение трех дней.
На практике часто возникают проблемные ситуации, связанные с тем, что органы АМКУ направляют не вполне обоснованные запросы о предоставлении информации и документов. В таких случаях субъектам хозяйствования очень важно правильно оценить законность требований служащих АМКУ и объемы информации, которая должна быть предоставлена в силу прямого указания закона. Однако следует иметь в виду, что непредставление органам АМКУ запрашиваемой информации (подача информации не в полном объеме либо недостоверной информации) рассматривается в качестве нарушения и влечет ответственность. Одновременно служащие АМКУ несут ответственность за хранение изъятых документов, их сокрытие, потерю, а также за разглашение коммерческой тайны.
По результатам рассмотрения дела, в зависимости от вида нарушения, могут применяться такие виды ответственности, как штраф, принудительный раздел субъекта хозяйствования, административная ответственность должностных лиц и других работников субъекта хозяйствования, органа власти, органа местного самоуправления, органа административно-хозяйственного управления и контроля. Для субъектов хозяйствования решения АМКУ носят обязательный характер, а их невыполнение влечет применение соответствующих санкций. Тем не менее сами субъекты хозяйствования могут исполнить решение органа АМКУ в добровольном порядке или обжаловать его в суд. Однако необходимо учитывать, что в соответствии с Законом Украины «Об исполнительном производстве» решения АМКУ и его территориальных отделений являются исполнительными документами, подлежащими исполнению государственной исполнительной службой.
Как будет в дальнейшем формироваться конкурентная политика на Украине, зависит не только от органов Антимонопольного комитета Украины, но и от самих субъектов хозяйствования, которые должны более активно пользоваться правовыми возможностями, закрепленными действующим законодательством.
СЕМЕНЮК Юрий — директор департамента юридической фирмы «Салком», МИХЕЕВА Екатерина — юрист юридической фирмы «Салком», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…