Какой быть интеграции? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №31 (293) » Какой быть интеграции?

Какой быть интеграции?

В последнее время неоднократно звучало предложение о создании единого экономического пространства (далее — ЕЭП) на территории Украины, Российской Федерации, Казахстана и Республики Беларусь, а в перспективе — и на территории других государств — участников СНГ. Не секрет, что при создании ЕЭП практически неизбежным будет конфликт принципов свободной торговли и свободного оборота товаров с некоторыми из принципов охраны прав на товарные знаки, а именно с территориальным принципом охраны прав на товарные знаки в пределах государства, в котором предоставлена такая охрана. К примеру, компания, производящая и осуществляющая реализацию своих товаров под товарным знаком «Х», зарегистрированным на Украине, не сможет свободно продавать свои товары в Российской Федерации, руководствуясь принципом свободной торговли и свободного оборота товаров, в том случае, если в Российской Федерации такой же товарный знак (или схожий с ним до степени смешения) уже зарегистрирован на имя другого субъекта хозяйствования. Причиной возникновения таких проблем будет возможное юридическое преследование в рамках законодательства Российской Федерации об охране прав на товарные знаки и законодательства о конкуренции на рынке.

ОХРАНА ПРАВ НА ЗНАКИ

Первые шаги и некоторые заявления декларативного характера в направлении решения указанной проблемы уже сделаны. 22 мая 2003 года Верховный Совет Украины принял Постановление «Об обращении Верховного Совета Украины к Председателю Совета межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств» (далее — Постановление), в котором определены общие положения о необходимости создания межгосударственной системы охраны прав на товарные знаки в рамках СНГ. В Постановлении указано, что, «принимая во внимание договоренности, достигнутые между Украиной, Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Казахстаном, относительно создания зоны свободной торговли, вопрос создания региональной межгосударственной системы охраны торговых марок является довольно актуальным, и создание такой организации может рассматриваться как один из конкретных механизмов обеспечения дальнейших интеграционных процессов между государствами — участниками СНГ».

Основными предпосылками к созданию межгосударственной системы правовой охраны прав на товарные знаки, в соответствии с Постановлением, являются следующие:

— существование геополитического региона с общей историей, приблизительно одинаковым уровнем социально-экономического и политического развития;

— взаимный интерес государств — участников СНГ и субъектов хозяйственной деятельности в постоянном развитии экономических отношений между собой;

— одинаковые основополагающие подходы государств — участников СНГ при формировании и применении национальных систем охраны прав на товарные знаки.

В Постановлении указаны и основные направления, в соответствии с которыми необходимо развивать идею о создании межгосударственной системы охраны прав на товарные знаки:

— создание единого органа, компетентного осуществлять регистрацию товарных знаков, в результате которой товарному знаку будет предоставляться правовая охрана на территории всех государств — участников СНГ;

— нормативное закрепление и введение в действие на территории государств — участников СНГ единой процедуры регистрации товарных знаков на основе единой заявки, уплаты единой пошлины, внесения в единый реестр, публикации в едином бюллетене и выдачи охранного документа.

Кроме указанных направлений следовало бы также провести работу по унификации законов государств — участников СНГ в сфере охраны прав на товарные знаки.

ОПЫТ УЧАСТНИКОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

История уже знает случаи создания и функционирования ЕЭП, а также и некоторые пути решения проблем, связанных с конфликтом принципа свободной торговли с принципом территориальной охраны прав на товарные знаки. Речь идет об опыте европейских стран, приобретенном при создании и функционировании Европейских сообществ и Европейского Союза.

Как известно, фундаментальными принципами создания и существования Европейских сообществ и Европейского Союза, закрепленными еще в Римском договоре 1957 года, являются создание единого рынка, свободная торговля и свободный оборот товаров и услуг в пределах государств-членов. Вместе с тем до недавнего времени указанные принципы не могли быть в полной мере реализованы. Эта ситуация существовала, главным образом, вследствие некоторых обстоятельств.

Для обеспечения охраны прав на товарный знак на территории всех 15 государств-членов нужно было пройти 13 национальных процедур (получение правовой охраны в Бельгии, Нидерландах и Люксембурге возможно на основе единой регистрации), каждая из которых является довольно продолжительной и сложной.

До недавнего времени законы государств-членов не были достаточно унифицированы (в части оснований для предоставления охраны и отказа в предоставлении охраны). Это в некоторых случаях приводило к тому, что в отношении одного и того же товарного знака в одном государстве могла быть предоставлена правовая охрана, а в другом — нет. Поэтому возникла необходимость введения межгосударственной единой системы регистрации товарных знаков, которая действовала бы наряду с национальными системами и Мадридской системой охраны прав на товарные знаки. В этих целях были разработаны два общеевропейских акта. На данный момент они составляют основу правового регулирования отношений в сфере охраны прав на товарные знаки в Европе.

В декабре 1988 года была принята Первая Директива «О гармонизации законов государств — участников в сфере охраны товарных знаков» (далее — Директива). Ее основная идея — создание единых унифицированных критериев предоставления правовой охраны и признания регистрации недействительной. При этом в документе указано, что цель Директивы — гармонизация тех положений законов, которые непосредственно оказывают влияние на формирование и функционирование внутреннего рынка.

Однако гармонизация законов не могла полностью разрешить проблему свободного движения товаров, поэтому в 1993 году был принят Регламент «О товарных знаках сообщества» (далее — Регламент), основной идеей которого является внедрение и охрана так называемых товарных знаков сообщества. Предоставление такой охраны стало возможным на основе единой заявки, единой регистрационной процедуры, уплаты единой пошлины. Для обеспечения функционирования системы охраны товарных знаков сообщества был создан специальный орган, ответственный за осуществление регистрации товарных знаков сообщества — Офис по вопросам гармонизации на внутреннем рынке. Система регистрации и охраны товарных знаков сообщества действует с 1996 года.

Таким образом, при разработке межгосударственной системы охраны прав на товарные знаки в рамках СНГ было бы полезно учесть опыт и наработки, имеющиеся у государств — участников Европейского Союза в этой сфере. Кроме того, в этой статье раскрыт только аспект охраны прав на товарные знаки, хотя при формировании ЕЭП подобные проблемы могут возникать и в отношении других объектов права интеллектуальной собственности.

ТКАЧЕНКО Сергей — адвокат в юридической фирме «Шевченко, Дидковский и партнеры», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Хозяйственные суды подводят итоги

Деловая практика

Ликвидационная процедура

Законодательная практика

«Земельная Конституция»: плюсы и минусы

Зарубежная практика

Какой быть интеграции?

Комментарии и аналитика

Аспекты использования сроков давности в вексельных правоотношениях

Неделя права

На Украине заведен «Черный список»

Суд отказал Ингулецкому ГОКу

В центре внимания — Семейный кодекс

Отголоски событий в «Норд Осте»

Новости из-за рубежа

Отменен избыточный контроль за доходами

Телеканал манипулирует информацией

Международный трибунал рассмотрит иск против Блэра

Новости профессии

Василий Онопенко выиграл суд

Минюст работает над законопроектом «О нормативно-правовых актах»

Задержание бывшего главбуха ЕЭСУ незаконно

Прецеденты

Признание уведомления-решения недействительным

Признание авторских прав нарушенными

Отмена постановления Высшего хозяйственного суда

Судебная практика

Мелочей в судебном процессе нет

Нет здоровья — нет и сделки?!

Военные отдают, а прокурор возвращает

Тема номера

Все формы собственности равноправны

Правовое регулирование конкуренции

Новый закон — новый опыт

Трибуна

Компетентное мнение о проекте закона о нотариате

Частная практика

Риски сведены к минимуму

Юридический форум

Привлечение инвестиций или манипуляция интересами?

Награда нашла художника

Інші новини

PRAVO.UA