Попасть в положение — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №25-26 » Попасть в положение

Попасть в положение

Наиболее распространенными нарушениями на рынках премиум-контента являются злоупотребления доминирующим положением и антиконкурентные согласованные действия

Александр ДЯКУЛИЧ Специально для «Юридической практики»

Рынок платного телевидения (Pay-TV) — это динамичная индустрия, которая за последние десять лет изменилась до неузнаваемости. Спутниковое кодирование, сервисы интернет-телевидения, онлайн-кинотеатры, модели Triple Play (одновременно три сервиса — высокоскоростной доступ в интернет, кабельное телевидение и телефонная связь) — размер мирового рынка Pay-TV уже составляет более 200 млрд долларов США и является одной из наиболее прогрессирующих индустрий мира.

На Pay-TV-рынках отдельной категорией товара/услуг выступает так называемый премиум-контент (права на показ спортивных чемпионатов, новых крупнобюджетных фильмов и сериалов), который охватывает огромную аудиторию во всем мире и имеет стабильный спрос. Что касается, в частности, спортивных трансляций, то структурная особенность просмотра такого контента в прямом эфире делает права на их показ исключительными. Стоимость приобретения прав на трансляции крупных чемпионатов достигают миллиардов долларов США.

Более того, дополнительным стимулом для телеканалов получить права на трансляции наиболее популярных спортивных чемпионатов является реклама, доходы от которой при наличии такого контента существенно увеличиваются. Но, как правило, правообладателями и дистрибьюторами премиум-контента выступают одна-две медиакомпании в каждой отдельной стране. Согласно антимонопольному законодательству такие компании потенциально могут занимать доминирующее положение на рынке (эксклюзивные права на трансляцию премиум-контента), и именно по этой причине на рынках Pay-TV в последние годы проводятся многочисленные расследования со стороны конкурентных ведомств государств Европы и мира.

Нечестная игра

Как показывают исследования рынков премиум-контент, права на каждый национальный (местный) и наиболее популярные чемпионаты (чемпионаты мира и Европы, Лига чемпионов УЕФА, Лига Европы УЕФА) представляют собой отдельные объекты для целей антимонопольного регулирования. Потребитель готов платить за платное телевидение только из-за конкретного спортивного события, вызывающего у него интерес. В большинстве случаев права на трансляцию конкретного турнира продаются телеканалу (медиагруппе) на территории конкретной страны. Количество же дистрибьюторов в пределах одной страны является минимальным, отчего и возникают риски, связанные с конкурентным законодательством.

Наиболее распространенные нарушения на рынках премиум-контента — злоупотребление доминирующим положением (ограничение доступа на рынок, дискриминационные условия предоставления прав на трансляции) и антиконкурентные согласованные действия (картели, сговоры на тендерах).

Злоупотребление доминирующим положением в первую очередь проявляется в следующем:

— в отказе предоставлять права на пакеты матчей другим телеканалам (швейцарский провайдер владел эксклюзивными правами на показы футбольных и хоккейных матчей и отказал в поставках прав на показ чемпионатов для других конкурентов, за что был оштрафован на 64,9 млн евро);

— в дискриминационных условиях для конкурентов (один спортивный транслятор дискриминировал других операторов путем введения исключительных условий на приобретение прав на трансляцию португальского футбольного чемпионата, за что был оштрафован на 3,73 млн евро);

— в установлении для разных операторов разных условий (испанский дистрибьютор платного телевидения Mediapro заключал более благоприятные контракты с отдельными поставщиками услуг (провайдерами), чем с передовыми поставщиками).

Интересным был случай на рынке Египта, когда перед чемпионатом Европы по футболу Евро-2016 (который длится всего один месяц) транслятор beIN отменил трех- и шестимесячные подписки на свой канал, тем самым связав одномесячный турнир с подпиской минимум на год. Египетское конкурентное ведомство определило такую практику как нарушение конкурентного законодательства, и хозяйственный суд приговорил компанию к штрафу в размере 18 млн евро.

Отдельный вопрос касается невозможности показа правообладателем всех матчей чемпионата в прямом эфире. То есть это ограничение потребителя в выборе того, что он может посмотреть, а отказ продажи пакета матчей другим трансляторам — следствие отсутствия конкуренции на рынке и злоупотребление доминирующем положением со стороны правообладателей.

Потенциально рискованным с точки зрения конкурентного законодательства также является распределение продажи пакетов трансляции матчей на тендерах, где могут быть замешаны не только спортивные медиакомпании, но и организаторы чемпионатов (примером может служить сговор между двумя основными трансляторами, которые были организатором чемпионата Lega Calcio, и швейцарской консалтинговой компанией относительно распределения пакетов на права показов матчей итальянской серии А 2015—2018 годов, общий штраф за это составил 66 млн евро). Похожее расследование сговора в тендерном процессе проводится и в Германии.

Сегодня также ведется расследование Еврокомиссии на предмет существования картеля между медиакомпаниями Европы относительно распределения ими рынков. Это первое официальное расследование в данной индустрии в масштабах Европейского Союза, которое в итоге может привести к штрафам для ведущих спортивных трансляторов мира, изменению условий на рынках премиум-контента с последующей тенденцией тщательного контроля этого сектора.

Экспансия в пиратскую гавань

Естественно, вследствие высокоразвитого пиратства на рынках ТВ-контента Украины и неудовлетворительной борьбы с ним со стороны органов власти Pay-TV-рынок развивается в нашей стране значительно медленнее. Учитывая наши «рыночные традиции» и невысокие доходы населения, можно говорить о том, что у украинцев просто нет стимула переходить на контент официальных дистрибьюторов, если эти же услуги можно приобрести дешевле у недобросовестных провайдеров (пиратов). Тем не менее спортивные трансляции являются популярной услугой у украинского потребителя, и большинство провайдеров пытаются включить в свои пакеты такой контент.

Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) в последнее время демонстрировал, что следит за деятельностью конкурентных ведомств Европы и старается соответствовать мировым тенденциям. Адаптация украинского конкурентного законодательства к европейским стандартам и лучшим практикам, исследования рынков, которые находятся «на слуху» в ЕС (рынки послепродажного автомобильного обслуживания, авиаперевозок, фармацевтики) — все это является предметом деятельности АМКУ в последние годы. Более того, ситуация на украинском рынке спортивных телетрансляций аналогична ситуации на европейских рынках с точки зрения предпосылок для антимонопольных нарушений и последующего внимания со стороны антимонопольного регулятора — рынок является высококонцентрированным.

Совсем недавно (в апреле 2019 года) в Украине впервые был проведен централизованный тендер на показ матчей футбольной украинской премьер-лиги, правда, не совсем удачно, но не исключено, что его проведут снова. Международная практика показывает, что проведение таких торгов должно быть тщательно регламентированным и соответствующим конкурентному законодательству.

Следует отметить, что к украинскому рынку стали проявлять интерес крупные иностранные трансляторы, что говорит о повышении конкуренции на рынке за счет интервенции иностранных игроков. Однако неизвестно, как отреагируют на такой «приход гостей» украинские трансляторы.

Резюмируя, можно констатировать, что в Украине наблюдается тенденция роста Pay-TV-рынков (хоть и незначительного), и защита конкуренции в столь важной индустрии является важной задачей для АМКУ. Но смогут ли мирно сосуществовать национальные и зарубежные трансляторы? Не будет ли ограничений доступа на рынок? Добросовестно ли проводятся в Украине тендеры, равнозначны ли их условия?

Устоять на трех китах

У рынка в ответ на указанные вопросы всегда остается возможность «самонастроиться и самоотрегулироваться», провести «домашнюю работу» и запустить системы антимонопольного комплаенса (если это еще не сделано). И точно не стоит дожидаться вмешательства со стороны АМКУ с последующими оборотными штрафами, поведенческими предписаниями и другими неприятными антимонопольными ограничениями, которые, безусловно, последуют, если на рынке будет нарушаться конкуренция и интересы телезрителей.

При этом важно помнить, что рынок Pay-TV является одним из наиболее сложных в антимонопольном регулировании, так как находится на стыке трех тесно связанных между собой «китов»:

1) понимания технической и технологической специфики организации и функционирования рынка платного телевидения;

2) знания локальной особенности нормативного и правоприменительного регулирования прав на интеллектуальную собственность (именно правовыми инструментами сферы интеллектуальной собственности в большей мере регулируются отношения между правообладателями премиум-контента и трансляторами, а также профильными задействованными организациями, проводящими спортивные мероприятия);

3) знания антимонопольного законодательства и практики его применения (в том числе зарубежной).

Только умелое и продуманное (с учетом возможных антимонопольных рисков) комбинирование преимуществ всех указанных «китов» и позволит в итоге оставаться на «светлой стороне», избегая антимонопольных нарушений и потенциальных штрафных санкций.

ДЯКУЛИЧ Александр — советник АО Arzinger, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA