Тендер-сюрприз — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Тендер-сюрприз

Некоторые нововведения в процедуру госзакупок, предложенные МЭРТ, могут стать для недобросовестных субъектов закупок сюрпризом

Светлана ТАРАСОВА «Юридическая практика»

Какими бы прозрачными и удобными ни были механизмы и инструменты ведения бизнеса, некоторые недобросовестные субъекты хозяйственной деятельности ищут различные схемы и возможности для получения собственной выгоды. Например, если рассматривать новые процедуры государственных закупок и введение системы ProZorro, то, как неоднократно отмечалось, это прогрессивный и прозрачный механизм, который в первую очередь стимулирует конкуренцию. С другой стороны, с каждым годом появляются новые схемы, позволяющие не соблюдать принципы добросовестной конкуренции в таких процедурах.

Напомним, что Закон Украины «О публичных закупках» (Закон), принятый 25 декабря 2015 года, за недолгий период своего действия претерпел массу изменений, направленных именно на усовершенствование процедур, но, видимо, желаемый результат так и не был достигнут. Министерством экономического развития и торговли Украины (МЭРТ) разработан и вынесен на общественное обсуждение законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О публичных закупках» и некоторые другие законодательные акты Украины относительно усовершенствования публичных закупок».

«Эти изменения охватывают практически каждую статью действующей редакции Закона и направлены на имплементацию новых положений, процедур закупок, базовых элементов Директив 2014/24/ЕС и 2014/25/ЕС к Закону, а также на совершенствование закупочного процесса и создание предпосылок для развития конкурентной среды в сфере публичных закупок путем урегулирования ряда проблемных вопросов, которые были наработаны именно при применении субъектами сферы публичных закупок положений Закона и их реализации в электронной системе закупок», — говорится в анализе регуляторного влияния. Таким образом, Закон этим документом предлагается изложить в новой редакции.

Первое, на что обращают внимание авторы законопроекта, — это невозможность вносить исправления в тендерную документацию в части незначительных технических неточностей, не влияющих на характеристики предмета закупки и цену. К слову, именно эти неточности зачастую являются предметом отказа. Законопроектом предоставляется возможность исправления участником торгов несоответствий в информации (документах), представленной им в своем тендерном предложении, которые были обнаружены заказчиком после раскрытия тендерных предложений в течение 24 часов с момента размещения заказчиком в электронной системе закупок сообщения с требованием об устранении таких несоответствий.

Следующий момент, на котором неоднократно делали акцент как эксперты, так и бизнес, касается злоупотреблений недобросовестными участниками в части обжалования процедур закупок в Антимонопольном комитете Украины. Уменьшить количество злоупотреблений предлагается путем введения новых правил подачи жалобы и возвращения ее оплаты участнику, а также посредством запрета отмены тендера или признания его несостоявшимся заказчиком при рассмотрении жалобы на данный тендер органом обжалования. Так, например, новая норма предусматривает, что в случае, если жалоба внесена в реестр жалоб Антимонопольного комитета Украины и по ней сформирована регистрационная карточка, такая жалоба не может быть отозвана.

«С целью создания условий для эффективного осуществления закупок заказчиками и противодействия «ценовому демпингу» в сфере публичных закупок в проекте закона регламентирован новый инструмент в электронной системе закупок, который широко применяется в европейской закупочной практике, — аномально низкая цена тендерного предложения участника процедуры закупки», — разъясняется в анализе регуляторного акта необходимость внесения очередных изменений в сфере государственных закупок.

Новый инструмент, в частности, направлен на выявление автоматически электронной системой аномально низкой цены тендерного предложения и обращает внимание заказчика на существование соответствующего риска. Заказчику предоставляется возможность в случае выявления аномально низкой цены получить обоснование от участника размещения заказа, а в случае отсутствия обоснования (или недостаточной аргументации) отклонить тендерное предложение такого участника.

Интересным нововведением для участников торгов может стать новый подход к определению критериев оценки тендерных предложений. Так, предусмотрена возможность применения альтернативных критериев оценки, одним из которых является оценка стоимости жизненного цикла. Авторы поясняют, что такая оценка стоимости широко применятся в европейской практике и помогает заказчику оценить все дальнейшие издержки при эксплуатации предмета закупки.

Кроме того, предлагается расширить перечень конкурентных процедур закупок. Например, дополнить этот список процедурой с ограниченным участием. Данная процедура, детально прописанная в статьях 36–39 законопроекта, применяется в случае необходимости предварительной проверки квалификации участников путем проведения квалификационного отбора, а также в случае, если товары, работы или услуги вследствие их сложного или специализированного характера могут быть предложены ограниченным количеством участников, требующих обязательной предварительной проверки квалификации, и стоимость таких товаров и услуг равна или превышает 133 тыс. евро, работ — 5150 тыс. евро.

Следующие изменения направлены на предоставление права заказчику для планирования закупок и подготовки к процедурам закупок проводить предварительные рыночные консультации с целью анализа рынка, в том числе запрашивать и получать рекомендации и информацию от субъектов хозяйствования. Также предоставляется возможность заключать один договор о закупке с победителем нескольких или всех лотов в рамках единой процедуры закупки.

Частично изменения касаются переговорной процедуры и порядка отклонения тендерных предложений.

Вместе с тем в заключительных и переходных положениях к законопроекту предложено установить, что до 1 января 2022 года заказчик может образовывать тендерный комитет (комитеты) для организации и проведения процедур закупок. Также он вправе определять уполномоченное лицо и тендерный комитет, но при условии, что каждый из них будет ответственным за организацию и проведение конкретных процедур закупок.

«Для целей настоящего Закона тендерный комитет — это служебные (должностные) и другие лица заказчика, назначенные ответственными за организацию и проведение процедур закупки в соответствии с Законом», — разъясняются данные положения в законопроекте. Также детально прописан порядок создания тендерного комитета и порядок его работы.

Изменения также могут коснуться и ответственности за нарушения процедуры закупки. Статью 16414 Кодекса Украины об административных нарушениях предложено изложить в новой редакции: в частности, речь идет об ответственности за неисполнение решения органа обжалования в виде штрафа от двух тысяч до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан. Отметим, что такие штрафные санкции налагаются на руководителя заказчика.

«Приобретение товаров, работ и услуг до/без проведения процедур, определенных законодательством, и заключение договоров, предусматривающих оплату заказчиком товаров, работ и услуг до/без проведения процедур, определенных законодательством, влечет за собой наложение штрафа на руководителя заказчиков в размере 2500 необлагаемых минимумов доходов граждан» — такая ответственность будет установлена новым положением статьи.

Безусловно, ряд спорных процедур будет урегулирован новой редакцией Закона и позволит, по мнению авторов, повысить эффективность проведения публичных закупок, что обеспечит прозрачность их осуществления, развитие конкурентной среды и добросовестной конкуренции в сфере закупок в Украине.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA