Университетский курс — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №25-26 » Университетский курс

Университетский курс

В Министерстве юстиции Украины намерены взять курс 
на улучшение юридического образования: юристы-практики 
будут привлекаться к преподаванию права

Алина Назарчук • «Юридическая практика»

Значимость диплома о высшем юридическом образовании в Украине с каждым годом снижается из-за наличия на рынке труда большого количества дипломированных специалистов с низкой квалификацией. Как следствие, сегодня работодатель не может ориентироваться на наличие диплома государственного образца как подтверждение минимального уровня юридической компетенции. К тому же работодатели отмечают низкий уровень практических навыков у выпускников юридических факультетов, ведь в таком случае они вынуждены тратить много ресурсов на обучение молодых специалистов.

Впрочем, первые положительные шаги для решения данной проблемы были сделаны в 2017 году, когда Министерство образования и науки Украины ввело единое профессиональное вступительное испытание (по аналогии с внешним независимым оцениванием) для поступления на магистерские программы по специальности «Право».

Но, как показали результаты оценивания, уровень подготовки будущих юристов  не всегда отвечает требованиям работодателей. Как исправить эту ситуацию и повысить качество обучения юридической профессии? На эти вопросы попытались ответить в Министерстве образования и науки Украины и в Министерстве юстиции Украины. В результате сотрудничества двух министерств был разработан проект Концепции реформирования юридического образования (Концепция). Срок реализации Концепции составляет пять лет.

Юрист или дипломат

Как известно, при приеме на государственную службу, прохождении конкурсов на занятие должностей, связанных с осуществлением юридической профессиональной деятельности, требуется наличие высшего юридического образования. При этом возникает вопрос: какое образование можно считать юридическим? Причиной дискуссии в частности, стала специальность «Международное право», которой сейчас обучаются будущие дипломаты, а не юристы.

Отметим, что по этому поводу недавно высказал свою позицию Верховный Суд в составе Кассационного административного суда: образование по специальности «Международное право» приравнивается к юридическому образованию (постановление от 24 апреля 2019 года по делу № 826/9779/17).

Устранить данные разногласия предлагается и в Концепции, согласно которой специальность 293 «Международное право» из области знаний «Международные отношения» переносится в область знаний 08 «Право» с шифром 082.

К тому же во избежание противоречий в будущем рекомендуется четко определить, что высшим юридическим образованием считается высшее образование в области знаний 08 «Право» по специальностям 081 «Право», 082 «Международное право», полученное по образовательной степени магистра на основе образовательной степени бакалавра в области знаний 08 «Право».

Вступительное слово

Быть частью юридического сообщества — прерогатива интеллектуалов, поэтому установить «фильтры» для доступа к юридической профессии необходимо еще на начальном этапе. В связи с этим предлагается повысить требования к поступающим и проводить более строгий конкурсный отбор.

Так, лицо, согласно Концепции, сможет поступить на образовательную программу подготовки бакалавра в области знаний 08 «Право» на основе полного общего среднего образования по результатам внешнего независимого оценивания по четырем предметам: украинский язык и литература, история Украины, математика, иностранный язык. Для поступления на такие конкурсные позиции будут устанавливаться соответствующие пороговые баллы — не менее 150.

Поступление на обучение на магистерском уровне по специальностям 081 «Право» и 082 «Международное право» осуществляется по результатам единого профессионального вступительного экзамена (ЕПВЭ) и единого вступительного экзамена по иностранному языку (ЕВЭ). Как и сейчас, ЕПВЭ будет предусматривать применение организационно-технологических процессов проведения внешнего независимого оценивания (ВНО). Экзамен по иностранному языку также будет проводиться по аналогии с ВНО, но вступительный экзамен возможен только по английскому, немецкому, французскому или испанскому языку.

Аттестация соискателей степени высшего образования магистра по специальностям «Право» и «Международное право» будет осуществляться в форме единого для обоих специальностей государственного квалификационного экзамена, который охватывает нормативные программные результаты учебы и компетентности как бакалаврского, так и магистерского уровней образования.

Больше практики!

Проблемой, которая требует разрешения, также является несоответствие качества подготовки в юридических школах современным требованиям рынка труда и, как следствие, низкий уровень трудоустройства выпускников. Такая ситуация, в частности, сложилась из-за недостаточности практической составляющей в большинстве образовательных программ подготовки юристов и отсутствия системного привлечения юристов-практиков к преподаванию права.

На вопрос, удовлетворен ли работодатель нынешним уровнем подготовки юристов, ответила HR-менеджер МЮФ Baker McKenzie Оксана Третяк: «Ежегодно мы получаем около ста заявок на участие в летней программе стажировки. Исходя из опыта многих лет, можно сказать, что у студентов есть сильная теоретическая подготовка, однако понимание практической составляющей работы почти отсутствует. Поэтому одним из критериев отбора для нас является то, насколько студент готов учиться, как он умеет находить и анализировать необходимую информацию, его отношение к работе и умение выстраивать отношения в коллективе. Наконец, большинству процессов приходится учить с нуля. И это для нас является серьезной инвестицией усилий и времени».

Существенно усилить практическую составляющую предлагается путем привлечения юристов-практиков к преподаванию отдельных курсов или проведения занятий для будущих юристов. К примеру, как сообщила Оксана Третяк, юристы МЮФ Baker McKenzie уже активно привлекаются к преподаванию: «Год назад киевский офис Baker McKenzie подписал меморандум о сотрудничестве с Институтом международных отношений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко и Национальным университетом «Киево-Могилянская академия». С тех пор наши юристы и партнеры начали проводить лекции для студентов старших курсов. Мы предлагаем взглянуть именно на практические вопросы работы, рассматриваем конкретные дела, так называемые case studies. Это наш вклад в реформу юридического образования уже сегодня».

Кроме того, соискатели образования, согласно Концепции, будут совмещать учебу с деятельностью в юридических клиниках, а также с прохождением практики, стажировки. Во исполнение этого ключевого задания объем практической подготовки будет составлять не менее 30 кредитов по европейской кредитной трансфертно-накопительной системе (ЕКТС).

«Мы обратили внимание, что студенты начинают направлять запросы на стажировку со второго-третьего курса. На четвертом курсе многие уже работают или получают практический опыт. Это свидетельствует о том, что сами студенты не очень верят, что за партой в аудитории их могут сделать полноценными специалистами. Они стремятся получить практический опыт, увидеть прикладную составляющую профессии в реальной жизни. Поэтому такое предложение однозначно должно быть реализовано», — комментирует Оксана Третяк.

Прохождение практики будет происходить на принципах взаимного мониторинга со стороны юридической школы, баз практики и соответствующих профессиональных юридических сообществ с целью приобретения прикладных навыков будущим юристом.

Юридические школы должны содействовать развитию юридических клиник в виде отдельных структурных подразделений высших учебных заведений и введению в образовательный процесс учебных курсов по юридической клинической практике.

Вместе с тем в Концепции подчеркивается, что образовательные программы и учебные планы должны разрабатываться с привлечением представителей юридических сообществ и отображать процессы и тенденции, имеющие место в правоприменении. Особое внимание будет уделяться обзору и использованию решений национальных и международных судов, в частности, практике Европейского суда по правам человека, планируется ее включение в образовательный процесс в соответствии с рекомендациями Совета Европы. К тому же учебные программы по подготовке юристов будут предусматривать глубокое изучение иностранных языков стран Совета Европы.

Разработчики ожидают, что реализация Концепции будет способствовать повышению конкурентоспособности выпускников юридических школ в условиях глобализации на рынке юридических услуг.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA