17 августа с.г. в «Урядовом курьере» опубликован (а значит — вступил в силу) Указ Президента Украины № 811/2010 «Вопросы системы хозяйственных судов Украины» от 12 августа с.г., вызвавший резонанс в юридической среде. Официальное опубликование сняло вопрос с Хозяйственным судом Волынской области — в печатной версии приложения № 2 он уже появился (напомним, на сайте, где его «потеряли» вследствие технической ошибки), но другие вопросы остались. Ключевыми из них являются вопросы продолжения карьеры судей ликвидированных судов и момента прекращения работы ликвидированных судов, а также начала деятельности нового, Ровенского апелляционного хозяйственного суда.
Сегодня суды продолжают работу в рамках системы, существовавшей до 17 августа, в ожидании распоряжений «свыше». Например, в приемной председателя Житомирского апелляционного хозяйственного суда на вопрос редакции сообщили, что об Указе им известно, но никаких предписаний по прекращению работы не поступало, поэтому суд продолжает деятельность в обычном режиме. Председатель Запорожского апелляционного хозяйственного суда Иван Федоров сообщил, что за исполнение Указа № 811 ответственны не суды, поэтому меры в суде никакие не предпринимаются. Ждут указаний из Киева, продолжая рассматривать дела, по которым открыто производство.
Как стало известно редакции, по новым апелляционным жалобам ликвидируемые суды производство не открывают — такое разъяснение судам дали в Высшем хозяйственном суде Украины (ВХСУ).
Можно предполагать, что для ликвидации судов понадобится не более месяца — в Государственной судебной администрации (ГСА) Украины уже разработан план ликвидации судов (в соответствии с правилами прекращения государственных учреждений). Председатель ГСА Украины Иван Балаклицкий обмолвился, что ГСА сейчас также занимается ликвидацией и военных судов. Поскольку военным судам Переходные положения Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» отмерили времени до 15 сентября, не исключено, что в этот срок будет исполнен и Указ № 811.
Кстати, в ГСА не намерены откладывать в долгий ящик создание Ровенского апелляционного хозяйственного суда и ждать средств в следующем бюджетном году. По словам Ивана Балаклицкого, поиск подходящего помещения для суда в г. Ровно уже ведется, а также разработаны предложения к Закону Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год», для того чтобы предусмотреть расходы на создание и обеспечение деятельности нового суда уже в текущем году. Напомним, в 2010 году расходы бюджета утверждены по каждому отдельному суду, поэтому просто перераспределить средства на новый суд за счет «старых» ГСА не имеет права. Правда, беспокоиться надо также и об обеспечении судей служебным жильем в г. Ровно — маловероятно, что штат нового суда сформируют исключительно из местных судей.
Что касается штатной численности нового суда, сколько судей будет в нем, и изменится ли количество судей в судах, которым расширили территориальную юрисдикцию, — сведений нет. Г‑н Балаклицкий отметил, что приказ об утверждении штатной численности судей Ровенского суда еще не издавал, хотя представление министра юстиции уже поступило. Впрочем, вряд ли в один суд будут трудоустроены все судьи, которые сейчас работают в ликвидируемых.
По данным с сайта ВСХУ, всего в Киевском межобластном, Днепропетровском, Запорожском и Житомирском судах по состоянию на дату вступления Указа в силу правосудие осуществляли 66 судей. Все, возможно с небольшим исключением, — назначенные бессрочно. Но гарантий, что они продолжат карьеру судьи, никаких нет, хотя на том же сайте ВХСУ радужно воспринимают перспективу, что эти судьи могут перевестись на работу в местные хозяйственные суды, апелляционные хозяйственные или административные. Так, «массовый» перевод судей из ликвидированных судов в другие не предусмотрен Указом № 811. Следственно, будет осуществляться в общем порядке, по результатам конкурса и при наличии вакансий.
Вопросы перевода судей, избранных бессрочно, урегулированы в статье 80 Закона. Так, в пределах одной специализации и уровня суда перевод осуществляется Президентом Украины, по письменному заявлению судьи, к которому прилагается справка Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС) о наличии вакантных должностей в соответствующем суде. Если судья пожелает изменить инстанцию (как на повышение, так и на понижение) — это компетенция Верховного Совета Украины. Также парламент принимает решение об избрании судьи бессрочно, если судья хочет изменить юрисдикцию. В последнем случае обязательным является сдача квалификационных экзаменов в ВККС. В первом — наличие рекомендации этой комиссии. В любом случае надо подавать документы как для избрания бессрочно — все справки, декларации, послужные списки. Ключевым же фактором, на наш взгляд, станет наличие вакансий в суде, в который судья хочет перевестись. А их, как можно предполагать, хватит не на всех. К слову, отметим, что некоторые судьи ликвидируемых судов уже подумывают об уходе в отставку. По информации «Юридической практики», заявление об отставке уже подал председатель Киевского межобластного апелляционного хозяйственного суда Николай Стахурский.
Относительно изменения территориальной юрисдикции апелляционных хозяйственных судов (см. карту на обложке этого номера), возможно, оно пойдет на пользу системе. Но отметим отдельные пункты. Сходу можно спрогнозировать значительный прирост дел в Донецком апелляционном хозяйственном суде (который, в довесок, лишился председателя — Виктор Татьков недавно перевелся в ВХСУ и рассматривается наиболее вероятным кандидатом на кресло председателя «вышки»), в юрисдикции которого три наиболее индустриальные области. Львовский апелляционный хозсуд Указом № 811 «разгрузили» на две области, которые отдали в юрисдикцию Ровенскому апелляционному хозсуду, вместе с тремя немаленькими областями Житомирского апелляционного округа. Справятся ли с задачей в новом суде — покажет время.
Впрочем, изменение юрисдикции, кажущееся наименьшей проблемой, может повлечь проблемы для сторон. Если «старые» суды не принимают больше апелляционные жалобы, то стороны из Винницкой, Волынской, Житомирской, Ровенской и Хмельницкой областей лишены права на апелляционное обжалование. Согласно новым предписаниям Хозяйственного процессуального кодекса Украины, стороны имеют право подать апелляционную жалобу в течение 10 дней (на определения — 5), а суд должен принять решение о принятии ее к производству в течение 3 дней. С учетом новых правил применения сроков давности (не в пользу апеллянта) и отсутствия права на кассационное обжалование решений, которые не пересматривались апелляционным судом, вопрос «Куда подать?» для многих субъектов может стать остро, и пока законодательные механизмы его разрешения не видны.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…