Узаконенное посредничество — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №34 (661) » Узаконенное посредничество

Узаконенное посредничество

Вопрос альтернативного урегулирования споров (процедура медиации) на Украине поднимается давно. Стоит отметить, что уже разработан законопроект о медиации, однако пока никаких движений нет. Данный проект предлагает определить основные функции проведения медиации, установить требования к медиаторам и др.

В Российской Федерации в этом отношении продвинулись вперед, приняв Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», который вступит в силу с 1 января 2011 года.

Как рассказал Андрей Ляхов, партнер МЮФ Integrites, который принимал непосредственное участие в подготовке данного нормативного акта, основной идеей является создание альтернативы судебному или административному разбирательству и разгрузка судов. «Именно поэтому медиацией могут заниматься любые лица старше 18 лет, а стороны могут сделать медиацию обязательной на любой стадии своих отношений. Чтобы уменьшить возможность ошибок медиаторов, компетенция непрофессиональных медиаторов ограничена только внесудебной и досудебной медиацией. Сфера применения медиации по новому закону — не только экономические споры, но и все гражданско-правовые, семейные и трудовые», — комментирует г-н Ляхов.

Законом предусмотрено, что деятельность медиаторов на профессиональной основе могут осуществлять лица, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном правительством Российской Федерации. Кроме того, медиаторы не вправе быть представителем какой-либо стороны, оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь.

Согласно закону, деятельность медиатора не является предпринимательской. Однако в законе содержится норма, согласно которой деятельность по проведению процедуры медиации осуществляется медиаторами как на платной, так и на бесплатной основе, деятельность организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, — на платной основе.

Как отметил Андрей Ляхов, на практике медиаторы смогут систематически получать прибыль от медиации, занимаясь посредничеством профессионально. «В этом смысле правовое положение медиаторов сходно с положением адвокатов, которые систематически извлекают прибыль и при этом формально не являются предпринимателями», — говорит г‑н Ляхов.

Кроме того, проведение процедуры медиации начинается со дня заключения сторонами соглашения о применении процедуры медиации — соглашения сторон, заключенного в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная оговорка) либо после его или их возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением. Также отметим, что законом предусмотрено и такое понятие, как соглашение о проведении процедуры медиации — соглашение сторон, с момента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами.

«Не ясно, обязательно ли наличие обоих соглашений или достаточно только соглашения о проведении процедуры медиации», — рассказывает Андрей Ляхов.

Также, по его словам, закон не указывает, какие отношения возникают между медиатором и сторонами спора, а, следовательно, остается открытым вопрос об их взаимных правах, обязанностях и ответственности. «Только практика применения закона позволит точно установить, как статус медиатора, так и объем его прав и обязанностей по отношению к участникам спора. Поскольку примирительные процедуры основаны на принципе взаимного волеизъявления сторон, конфиденциальности и беспристрастия посредника, сотрудничества и равноправия сторон, внедрение (а правильнее сказать «узаконивание») в практику разрешения споров примирительных процедур должно будет способствовать оптимизации коммерческих отношений, созданию оптимальных правил делового оборота и снижению количества конфликтов. Кроме того, закон направлен на снижение уровня коррупции в судах», — отметил г-н Ляхов.

Кроме того, практика медиации в РФ существует уже не менее 10 лет, подчеркнул г-н Ляхов, закон просто позволил исполнять решения медиации без лишней волокиты рассмотрения спора в суде.

По мнению партнера ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Татьяны Слипачук, безусловно, то, что в РФ создана законодательная основа по урегулированию споров с участием посредников, является положительным.

«Но не менее важным для понимания перспектив развития медиации является ответ на вопрос: готово ли общество и бизнес к такому внесудебному разрешению конфликтов? Действительно, обращение к медиатору может позволить сэкономить время, деньги и выйти из конфликта, не став заклятыми врагами, поскольку в идеале медиативное соглашение достигается путем взаимных уступок. Конфиденциальность медиации также способствует ее популярности. Но считаю, что, несмотря на явно присутствующую потребность в таком механизме разрешения конфликта, ни в России, ни на Украине нет, прежде всего, сформировавшегося понимания требуемого уровня услуг по медиации», — отметила г-жа Слипачук.

Медиация, по ее мнению, должна базироваться не на желании заработать деньги, а на профессиональном и высокоморальном подходе к ней. Эффективность медиации определяется особыми качествами медиатора, который должен обладать способностью к примирению конфликтующих сторон.

«У нас исторически сложилась практика, когда адвокаты и профессиональные юристы, из числа которых, в первую очередь, и будут появляться медиаторы, привыкли отстаивать интересы только одной стороны. Умению слышать две стороны необходимо учиться. Еще одно опасение, связанное с перспективами медиации, лежит в плоскости возможного недоверия к ней. Доверие необходимо культивировать и обеспечивать, причем не только путем законодательного внедрения медиации, но и путем развития культуры медиации, подготовки медиаторов, в том числе с использованием опыта наших иностранных коллег, формирования требований к профессионализму и моральным качествам медиаторов. Думаю, что должно присутствовать также и непримиримое неприятие любого непрофессионализма и непорядочности в процессе медиации самими участниками медиации и обществом в целом», — считает Татьяна Слипачук.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Актуальный документ

Об отказе от представительства

Государственная практика

Судьям надули статус

Законодательная практика

Новеллы в регистрации юрлиц

Бюджетные новации

Зарубежная практика

Узаконенное посредничество

Комментарии и аналитика

Апелляция «дала добро» на 149 ГК

Неделя права

Колесницы Информюста

За удостоверением — в Минюст

Историческое оргбюро

Похозяйничали к Съезду

Самоуправление по спискам

Новости законотворчества

Минюст обнародовал проект закона об изъятии имущества при военном или чрезвычайном положении

Новый закон о борьбе с отмыванием денег вступил в силу

Налоговые каникулы для малого бизнеса

Новости из зала суда

Исковые требования экс-судьи Нины Бабич частично удовлетворены

ВАСУ частично удовлетворил исковые требования экс-судьи Александра Демченко

ВАСУ оставил без рассмотрения иск к Президенту Украины

Новости из-за рубежа

Правоохранительная реформа в Казахстане

Судьи обеспокоены своей безопасностью

Новости профессии

ВСЮ внесут представления на админдолжности в хозсудах

Президент Украины обновил состав двух комиссий

В.Богатырь участвует в визите делегации Украины в США

Адвокаты обсудят вопросы о защите прав в условиях реформирования судебной системы

Хозяйственный суд Волынской области «нашелся»

Фотоновость

Новости юридических фирм

МЮФ Baker & McKenzie и ЮФ «Авеллум Партнерс» сопровождали инвестирование в 40 млн дол. США

МЮФ Salans консультирует ООО «Нобл Ресорсиз Украина»

Татьяна Слипачук включена в список арбитров SIAC

Новости юридического мира

White & Case консультирует Беларусь в рамках дебютного выпуска облигаций

«Гольцблат БЛП» и «Пепеляев Групп» судятся из-за домена

Herbert Smith и Allen & Overy сопровождали получение кредита «Газпром нефть»

Реестр событий

Оптимизация судеб

Новому по-новому

Судебная практика

Судебная практика по админспорам

Корпоративное право одного судьи

Судебные решения

Об обязанности доказывания

Тема номера

Исполнение обеспечения иска

Частная практика

Виртуальное лицо компании

Юридический форум

Критическая оценка

Інші новини

PRAVO.UA