Манипуляция со знанием — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №40 (1084) » Манипуляция со знанием

Манипуляция со знанием

Референдум не должен использоваться как политическая технология манипуляции общественным сознанием, уверены эксперты круглого стола

Институт референдума достаточно неоднозначный. Проблема состоит в том, что органы власти могут использовать референдум не с целью выяснения реального мнения народа, а с целью манипуляции общественным сознанием и принятия выгодного для власти решения. Для ответа на вопрос «Как все же законодательно урегулировать проведение референдумов, чтобы этот институт был безопасен для общества?» в Комитете Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики и правосудия 24 сентября с.г. состоялся круглый стол «Проблемы законодательного обеспечения проведения референдумов в Украине» с участием украинских и международных экспертов.

Открывая мероприятие, модератор круглого стола Александр Черненко, председатель подкомитета по вопросам выборов и референдумов, напомнил, что в Украине отсутствует механизм реализации права на референдум, что делает невозможным их организацию и проведение. Дело в том, что в результате обращения в Конституционный Суд Украины (КСУ) в 2014 году 57 народных депутатов в апреле с.г. Закон Украины «О всеукраинском референдуме» 2012 года (Закон 2012 года) был признан неконституционным (решение КСУ № 4-р/2018 от 26 апреля 2018 года). Критики Закона 2012 года, среди которых и субъекты конституционного обращения, разработали свое видение законодательного регулирования проведения и организации референдумов. Так, в 2015 году в парламенте был зарегистрирован проект закона Украины о всеукраинском референдуме (№ 2145а), который и стал предметом дискуссии круглого стола.

Народный депутат Украины Светлана Залищук, один из авторов законопроекта № 2145а, в начале своего выступления подчеркнула, что понятие «референдум» в последнее время используется в контексте возникновения опасности, что связано с нашим национальным опытом. «Несмотря на такой негативный контекст, мы должны осознавать, что референдум — это демократический способ волеизъявления, и наша задача — не дать злоупотреблять этим демократическим инструментом», — считает народный депутат Украины.

Говоря о причинах признания Закона 2012 года неконституционным, участники дискуссии, в частности, отметили следующее. Так, Закон 2012 года не предоставлял политическим партиям возможность быть субъектами процесса референдума, а, наоборот, позволял органам государственной власти существенно влиять на процесс проведения референдумов, а также не предлагал ни одного эффективного механизма для участия международных наблюдателей, которые контролировали бы процесс проведения референдумов.

В свою очередь авторы законопроекта № 2145а попытались учесть все вышеперечисленные замечания КСУ. Так, законопроект № 2145а наделяет политические партии статусом субъекта референдума, и они смогут агитировать за и против проведения референдума. Учтен также и принцип равенства между оппонентами и сторонниками референдума. Светлана Залищук заявила, что таким образом законопроект защитит государство от проведения манипулятивных референдумов.

По мнению руководителя проектов по вопросам конституционного права Центра политико-правовых реформ Юлии Кириченко, принимавшей непосредственное участие в разработке проекта закона № 2145а, в законопроект удалость заложить отличную формулу проведения так называемых отменяющих законодательных референдумов. В частности, законопроект № 2145 предоставляет народу право отменять законы или его отдельные положения, и в случае если народ выскажется против закона, такой закон утрачивает силу, соответственно парламент не может принять аналогичные законодательные положения в течение последующих трех лет. «Это реальный механизм контроля над парламентом», — считает Юлия Кириченко.

В том, что референдум не должен заменять законодательный орган, уверен народный депутат Украины III—VI созывов Юрий Ключковский. По его убеждению, на референдумы должны выноситься вопросы только об отмене закона или его отдельных положений, а не о принятии новых: «По народной инициативе может существовать только народное вето. Компетенции народа сказать, что закон плохой, может быть достаточно, но компетенции заменить его хорошим законом, как правило, будет не хватать». И все же, по мнению эксперта, сейчас Украина не готова к принятию закона о референдумах из-за отсутствия понимания его предназначения. «Мы должны осознать, что власть народа, которая непосредственно реализуется через референдум, должна быть ограниченной, в этом и заключается один из аспектов принципа верховенства права», — резюмировал Юрий Ключковский.

Эксперты сообщили, что уже подготовили предложения ко второму чтению, однако парламент с 2015 года блокирует рассмотрение этого вопроса. Несмотря на это, авторы законопроекта настроены довольно оптимистично и намерены направить законопроект № 2145а в Венецианскую комиссию для предоставления оценки.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

И старт и млад

Государство и юристы

Uber выплатит США 148 млн долларов из-за сокрытия утечки персональных данных

Скоростной пуск

Суд ЕС встал на защиту персональных данных депутатов Европарламента

Капитал очевидность

Отечественную и международную санкционные политики хотят синхронизировать

За отдельные преступления предлагается лишать права голоса на выборах

Вступили в силу новые правила парковки автомобилей

Сертификат с отличием

Конспект

Школьные оды

Отрасли практики

Разрешительное действие

Привести в чувство

Безоборотная отговорка

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

С места — в карьеру

Самое важное

Холодные игры

Манипуляция со знанием

Нестандартное лишение

Уместный спорт

Судебная практика

Процедура увольнения председателя КААС нарушала право на справедливый суд

Эксгумация может составлять вмешательство в личную жизнь

Знать мэру

Споры, связанные с реализацией корпоративных прав, не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного искового производства

Осадок в банке

ВС отменил три из пяти обжалованных ОСД подпунктов Регламента ВККС

Суд отменил оправдательный приговор в связи с нарушением процесса

Тема номера

Грузовой перевал

По коду движения

Водный курс

Граница в окне

Частная практика

Укрепить иммунитет

ЮФ Asters защитила интересы АО КБ «ПриватБанк» в Верховном Cуде

Внешний гид

Гарантийный эталон

ЮФ «Ильяшев и Партнеры» защищает интересы «Укринтерэнерго» в споре с «Интер РАО ЕЭС»

ЮФ Sayenko Kharenko — консультант Mriya Agro Holding в связи с успешной реструктуризацией задолженности и последующей продажей

МЮФ Baker McKenzie предоставила юридическую поддержку компании Monsanto в процессе строительства завода в Украине

Інші новини

PRAVO.UA