Институт референдума достаточно неоднозначный. Проблема состоит в том, что органы власти могут использовать референдум не с целью выяснения реального мнения народа, а с целью манипуляции общественным сознанием и принятия выгодного для власти решения. Для ответа на вопрос «Как все же законодательно урегулировать проведение референдумов, чтобы этот институт был безопасен для общества?» в Комитете Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики и правосудия 24 сентября с.г. состоялся круглый стол «Проблемы законодательного обеспечения проведения референдумов в Украине» с участием украинских и международных экспертов.
Открывая мероприятие, модератор круглого стола Александр Черненко, председатель подкомитета по вопросам выборов и референдумов, напомнил, что в Украине отсутствует механизм реализации права на референдум, что делает невозможным их организацию и проведение. Дело в том, что в результате обращения в Конституционный Суд Украины (КСУ) в 2014 году 57 народных депутатов в апреле с.г. Закон Украины «О всеукраинском референдуме» 2012 года (Закон 2012 года) был признан неконституционным (решение КСУ № 4-р/2018 от 26 апреля 2018 года). Критики Закона 2012 года, среди которых и субъекты конституционного обращения, разработали свое видение законодательного регулирования проведения и организации референдумов. Так, в 2015 году в парламенте был зарегистрирован проект закона Украины о всеукраинском референдуме (№ 2145а), который и стал предметом дискуссии круглого стола.
Народный депутат Украины Светлана Залищук, один из авторов законопроекта № 2145а, в начале своего выступления подчеркнула, что понятие «референдум» в последнее время используется в контексте возникновения опасности, что связано с нашим национальным опытом. «Несмотря на такой негативный контекст, мы должны осознавать, что референдум — это демократический способ волеизъявления, и наша задача — не дать злоупотреблять этим демократическим инструментом», — считает народный депутат Украины.
Говоря о причинах признания Закона 2012 года неконституционным, участники дискуссии, в частности, отметили следующее. Так, Закон 2012 года не предоставлял политическим партиям возможность быть субъектами процесса референдума, а, наоборот, позволял органам государственной власти существенно влиять на процесс проведения референдумов, а также не предлагал ни одного эффективного механизма для участия международных наблюдателей, которые контролировали бы процесс проведения референдумов.
В свою очередь авторы законопроекта № 2145а попытались учесть все вышеперечисленные замечания КСУ. Так, законопроект № 2145а наделяет политические партии статусом субъекта референдума, и они смогут агитировать за и против проведения референдума. Учтен также и принцип равенства между оппонентами и сторонниками референдума. Светлана Залищук заявила, что таким образом законопроект защитит государство от проведения манипулятивных референдумов.
По мнению руководителя проектов по вопросам конституционного права Центра политико-правовых реформ Юлии Кириченко, принимавшей непосредственное участие в разработке проекта закона № 2145а, в законопроект удалость заложить отличную формулу проведения так называемых отменяющих законодательных референдумов. В частности, законопроект № 2145 предоставляет народу право отменять законы или его отдельные положения, и в случае если народ выскажется против закона, такой закон утрачивает силу, соответственно парламент не может принять аналогичные законодательные положения в течение последующих трех лет. «Это реальный механизм контроля над парламентом», — считает Юлия Кириченко.
В том, что референдум не должен заменять законодательный орган, уверен народный депутат Украины III—VI созывов Юрий Ключковский. По его убеждению, на референдумы должны выноситься вопросы только об отмене закона или его отдельных положений, а не о принятии новых: «По народной инициативе может существовать только народное вето. Компетенции народа сказать, что закон плохой, может быть достаточно, но компетенции заменить его хорошим законом, как правило, будет не хватать». И все же, по мнению эксперта, сейчас Украина не готова к принятию закона о референдумах из-за отсутствия понимания его предназначения. «Мы должны осознать, что власть народа, которая непосредственно реализуется через референдум, должна быть ограниченной, в этом и заключается один из аспектов принципа верховенства права», — резюмировал Юрий Ключковский.
Эксперты сообщили, что уже подготовили предложения ко второму чтению, однако парламент с 2015 года блокирует рассмотрение этого вопроса. Несмотря на это, авторы законопроекта настроены довольно оптимистично и намерены направить законопроект № 2145а в Венецианскую комиссию для предоставления оценки.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…