Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №40 (1084) » Граница в окне

Граница в окне

Рубрика Тема номера
Для полноценной работы механизма «единого окна» необходимо оптимизировать контрольные процедуры при пересечении таможенной границы страны

6 сентября 2018 года Верховная Рада Украины приняла как Закон Украины законопроект № 7010 «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и некоторые другие законы Украины относительно внедрения механизма «единого окна» и оптимизации осуществления контрольных процедур при перемещении товаров через таможенную границу Украины» (Закон).

Главной функцией этого нормативного акта является внедрение в законодательство правил подачи документов с целью соблюдения требований в отношении перемещения товаров, транспортных средств коммерческого предназначения через таможенный контроль Украины исключительно в электронной форме с дальнейшим внесением сведений в информационную систему единого окна. Это нормативное нововведение влечет за собой изменения в процедуре контроля грузов и судов при пересечении таможенной границы страны.

Что же именно изменилось в сфере морских отношений? Прежде всего пунктом 191 статьи 4 Таможенного кодекса (ТК) Украины Закон дает определение данному механизму. Как известно, отсутствие точного определения вызывало ряд проблем, а данное новшество вносит ясность в обозначение границ правоотношений. Таким образом, механизм единого окна определяется как механизм взаимодействия декларантов, их представителей и других заинтересованных лиц с органами доходов и сборов, другими государственными органами, учреждениями и организациями, уполномоченными на совершение соответствующих разрешительных или контрольных функций относительно перемещения товаров, транспортных средств коммерческого предназначения через таможенную границу Украины. Таким образом, у нас наконец-то появилось представление об этом механизме в юридической плоскости.

 

Изменение процедуры

Для оптимизации таможенного контроля законодатель внес изменения в статью 319 ТК Украины, касающиеся процедуры государственного контроля. Согласно принятым в законодательство изменениям, исчерпывающий перечень товаров (с описанием и кодом украинской классификации товаров для внешнеэкономической деятельности), которые подлежат официальному контролю, устанавливается Кабинетом Министров Украины (КМУ). Данные мероприятия проводятся органами доходов и сборов с помощью предварительного контроля документов, перечень которых также устанавливается КМУ.

Также законодатель внес изменения в дефиницию предварительного документального контроля. Отныне формулировка не содержит цели проведения этого контроля, ограничиваясь только общим описанием действий, совершаемых таможенными органами. Теперь предварительный документальный контроль будет состоять в проведении в пунктах пропуска (пунктах контроля) через государственную границу Украины должностными лицами органов доходов и сборов проверки соответствующих документов и сведений, а в случае необходимости, по результатам использования автоматизированной системы управления рисками — визуального инспектирования товаров, транспортных средств. Напомним, что согласно статье 363 ТК Украины принципы и параметры функционирования автоматизированной системы управления рисками регулируются Порядком совершения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками и определения форм и объемов таможенного контроля, утвержденным приказом Министерством финансов Украины от 31 июля 2015 года № 684.

Возвращаясь к сути вопроса, определим, как же именно будет происходить процедура контроля. Начинается все с момента предъявления товаров, транспортных средств коммерческого предназначения и документов на товары контролирующим органам. Большое преимущество в том, что сокращаются временные рамки назначения контролирующими органами осмотра товаров и устанавливается срок для проведения предварительного документального контроля.

В первом случае теперь у должностных лиц есть 12 часов вместо 24-х, как было ранее. Для предварительного документального контроля дается два часа, и за это время служебное лицо должно принять решение либо о пропуске товаров через таможенную границу, либо о прекращении предварительного документального контроля и привлечения для дальнейших мер официального контроля соответствующего профильного органа. У такого органа с момента его назначения тоже есть два часа, чтобы вынести решение о пропуске товаров, запрете или взятии дополнительных проб для дальнейшего исследования.

Однако возможность взятия дополнительных проб может стать причиной затягивания процесса таможенных формальностей и злоупотребления правами со стороны контролирующих органов. Пока не совсем ясно, будут ли органы контроля придерживаться установленных временных рамок и соответственно нести ответственность за несвоевременное проведение таможенного контроля. Посмотрим, как сложится практика по данным вопросам.

 

Утрата полномочий

Внесенными изменениями из Закона Украины «Об охране окружающей среды» исключено положение о перечне полномочий Государственной экологической инспекции Украины (Госэкоинспекция) в отношении функций осуществления радиологического контроля товаров и транспортных средств, которые перемещаются через таможенную границу страны. Указанные права и обязанности переходят к другому органу.

Полномочия по проверке радиоактивного загрязнения транспортных средств и грузов, ввозимых на таможенную территорию Украины, в том числе с целью транзита, передаются Государственной пограничной службе Украины в связи с изменениями, статья 19 Закона Украины «О Государственной пограничной службе» дополняется пунктом 61. Однако сама процедура проведения данного контроля остается загадкой, поскольку законодательство четко не устанавливает прав и обязанностей пограничников, основываясь только на общих положениях, которые трактуются субъектами правоотношений по-разному. Такая несогласованность может привести к злоупотреблению правами как со стороны государственных служащих, так и со стороны лиц, пересекающих таможенную границу.

На наш взгляд, изменив субъект контроля, законодатель не устранил проблемы отсутствия четкого порядка его проведения, что является малоэффективным.

 

Расширение поля

Новоиспеченный правовой акт вносит изменения в Закон Украины «О морских портах», расширяя полномочия Администрации морских портов Украины (АМПУ) «в обеспечении соблюдения законодательства об охране окружающей среды, в том числе путем участия в пределах установленной законодательством компетенции в выявлении случаев выброса судами (плавсредствами) загрязняющих веществ в границах акватории порта». Внесенные в пункт 9 части 1 статьи 15 вышеупомянутого закона изменения расширили поле функционирования АМПУ.

В таком случае что же именно стоит понимать под «участием в выявлении случаев выброса судами загрязняющих средств»? Согласно Закону, порядок участия АМПУ в данных отношениях будет урегулирован Кабинетом Министров Украины, у которого есть три месяца для внесения изменений в действующие подзаконные акты для их соответствия принятому закону, как указано в заключительных положениях законопроекта. Изменения должны быть внесены в том числе в обязательные постановления по порту, которые принимаются АМПУ по согласованию с капитаном морского порта и центральным органом исполнительной власти.

Таким образом, теперь за действиями Госэкоинспекции будет следить АМПУ, что можно рассматривать как позитивное новшество. Законодатель таким образом попытался устранить бюрократическую систему экологического контроля, что в свою очередь должно оказать позитивный эффект на процедуру. В то же время органам власти придется еще поработать над установлением процедуры проведения контроля и порядком взаимодействия органов, чтобы восполнить оставшиеся пробелы в законодательстве.

 

Официальный контроль

Раньше статья 319 ТК Украины определяла, что товары, которые ввозятся на таможенную территорию страны, могут подлежать определенным видам контроля (государственному санитарно-эпидемиологическому, экологическому, радиологическому и т.д.). Однако после принятия указанных изменений все виды контроля получили название «Меры официального контроля», определение которого законодатель предоставляет в пункте 131 статьи 4 вышеуказанного Кодекса.

Таким образом, под мерами официального контроля мы можем подразумевать фитосанитарный контроль, ветеринарно-санитарный контроль, государственный контроль над соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровье и благополучии животных. Законодатель исключил в определении такие виды контроля, как радиологический и экологический, при этом функции радиологического контроля переходят к Государственной пограничной службе Украины. Порядок проведения этих видов контроля остается пока неизвестным.

 

МАРЧЕНКО Татьяна — юрист LeGran.TТ, г. Одесса

 

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Акцент

И старт и млад

Государство и юристы

Uber выплатит США 148 млн долларов из-за сокрытия утечки персональных данных

Скоростной пуск

Суд ЕС встал на защиту персональных данных депутатов Европарламента

Капитал очевидность

Отечественную и международную санкционные политики хотят синхронизировать

За отдельные преступления предлагается лишать права голоса на выборах

Вступили в силу новые правила парковки автомобилей

Сертификат с отличием

Конспект

Школьные оды

Отрасли практики

Разрешительное действие

Привести в чувство

Безоборотная отговорка

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

С места — в карьеру

Самое важное

Холодные игры

Манипуляция со знанием

Нестандартное лишение

Уместный спорт

Судебная практика

Процедура увольнения председателя КААС нарушала право на справедливый суд

Эксгумация может составлять вмешательство в личную жизнь

Знать мэру

Споры, связанные с реализацией корпоративных прав, не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного искового производства

Осадок в банке

ВС отменил три из пяти обжалованных ОСД подпунктов Регламента ВККС

Суд отменил оправдательный приговор в связи с нарушением процесса

Тема номера

Грузовой перевал

По коду движения

Водный курс

Граница в окне

Частная практика

Укрепить иммунитет

ЮФ Asters защитила интересы АО КБ «ПриватБанк» в Верховном Cуде

Внешний гид

Гарантийный эталон

ЮФ «Ильяшев и Партнеры» защищает интересы «Укринтерэнерго» в споре с «Интер РАО ЕЭС»

ЮФ Sayenko Kharenko — консультант Mriya Agro Holding в связи с успешной реструктуризацией задолженности и последующей продажей

МЮФ Baker McKenzie предоставила юридическую поддержку компании Monsanto в процессе строительства завода в Украине

Другие новости

PRAVO.UA

0
Оставить комментарийx
()
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: