6 сентября 2018 года Верховная Рада Украины приняла как Закон Украины законопроект № 7010 «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и некоторые другие законы Украины относительно внедрения механизма «единого окна» и оптимизации осуществления контрольных процедур при перемещении товаров через таможенную границу Украины» (Закон).
Главной функцией этого нормативного акта является внедрение в законодательство правил подачи документов с целью соблюдения требований в отношении перемещения товаров, транспортных средств коммерческого предназначения через таможенный контроль Украины исключительно в электронной форме с дальнейшим внесением сведений в информационную систему единого окна. Это нормативное нововведение влечет за собой изменения в процедуре контроля грузов и судов при пересечении таможенной границы страны.
Что же именно изменилось в сфере морских отношений? Прежде всего пунктом 191 статьи 4 Таможенного кодекса (ТК) Украины Закон дает определение данному механизму. Как известно, отсутствие точного определения вызывало ряд проблем, а данное новшество вносит ясность в обозначение границ правоотношений. Таким образом, механизм единого окна определяется как механизм взаимодействия декларантов, их представителей и других заинтересованных лиц с органами доходов и сборов, другими государственными органами, учреждениями и организациями, уполномоченными на совершение соответствующих разрешительных или контрольных функций относительно перемещения товаров, транспортных средств коммерческого предназначения через таможенную границу Украины. Таким образом, у нас наконец-то появилось представление об этом механизме в юридической плоскости.
Изменение процедуры
Для оптимизации таможенного контроля законодатель внес изменения в статью 319 ТК Украины, касающиеся процедуры государственного контроля. Согласно принятым в законодательство изменениям, исчерпывающий перечень товаров (с описанием и кодом украинской классификации товаров для внешнеэкономической деятельности), которые подлежат официальному контролю, устанавливается Кабинетом Министров Украины (КМУ). Данные мероприятия проводятся органами доходов и сборов с помощью предварительного контроля документов, перечень которых также устанавливается КМУ.
Также законодатель внес изменения в дефиницию предварительного документального контроля. Отныне формулировка не содержит цели проведения этого контроля, ограничиваясь только общим описанием действий, совершаемых таможенными органами. Теперь предварительный документальный контроль будет состоять в проведении в пунктах пропуска (пунктах контроля) через государственную границу Украины должностными лицами органов доходов и сборов проверки соответствующих документов и сведений, а в случае необходимости, по результатам использования автоматизированной системы управления рисками — визуального инспектирования товаров, транспортных средств. Напомним, что согласно статье 363 ТК Украины принципы и параметры функционирования автоматизированной системы управления рисками регулируются Порядком совершения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками и определения форм и объемов таможенного контроля, утвержденным приказом Министерством финансов Украины от 31 июля 2015 года № 684.
Возвращаясь к сути вопроса, определим, как же именно будет происходить процедура контроля. Начинается все с момента предъявления товаров, транспортных средств коммерческого предназначения и документов на товары контролирующим органам. Большое преимущество в том, что сокращаются временные рамки назначения контролирующими органами осмотра товаров и устанавливается срок для проведения предварительного документального контроля.
В первом случае теперь у должностных лиц есть 12 часов вместо 24-х, как было ранее. Для предварительного документального контроля дается два часа, и за это время служебное лицо должно принять решение либо о пропуске товаров через таможенную границу, либо о прекращении предварительного документального контроля и привлечения для дальнейших мер официального контроля соответствующего профильного органа. У такого органа с момента его назначения тоже есть два часа, чтобы вынести решение о пропуске товаров, запрете или взятии дополнительных проб для дальнейшего исследования.
Однако возможность взятия дополнительных проб может стать причиной затягивания процесса таможенных формальностей и злоупотребления правами со стороны контролирующих органов. Пока не совсем ясно, будут ли органы контроля придерживаться установленных временных рамок и соответственно нести ответственность за несвоевременное проведение таможенного контроля. Посмотрим, как сложится практика по данным вопросам.
Утрата полномочий
Внесенными изменениями из Закона Украины «Об охране окружающей среды» исключено положение о перечне полномочий Государственной экологической инспекции Украины (Госэкоинспекция) в отношении функций осуществления радиологического контроля товаров и транспортных средств, которые перемещаются через таможенную границу страны. Указанные права и обязанности переходят к другому органу.
Полномочия по проверке радиоактивного загрязнения транспортных средств и грузов, ввозимых на таможенную территорию Украины, в том числе с целью транзита, передаются Государственной пограничной службе Украины в связи с изменениями, статья 19 Закона Украины «О Государственной пограничной службе» дополняется пунктом 61. Однако сама процедура проведения данного контроля остается загадкой, поскольку законодательство четко не устанавливает прав и обязанностей пограничников, основываясь только на общих положениях, которые трактуются субъектами правоотношений по-разному. Такая несогласованность может привести к злоупотреблению правами как со стороны государственных служащих, так и со стороны лиц, пересекающих таможенную границу.
На наш взгляд, изменив субъект контроля, законодатель не устранил проблемы отсутствия четкого порядка его проведения, что является малоэффективным.
Расширение поля
Новоиспеченный правовой акт вносит изменения в Закон Украины «О морских портах», расширяя полномочия Администрации морских портов Украины (АМПУ) «в обеспечении соблюдения законодательства об охране окружающей среды, в том числе путем участия в пределах установленной законодательством компетенции в выявлении случаев выброса судами (плавсредствами) загрязняющих веществ в границах акватории порта». Внесенные в пункт 9 части 1 статьи 15 вышеупомянутого закона изменения расширили поле функционирования АМПУ.
В таком случае что же именно стоит понимать под «участием в выявлении случаев выброса судами загрязняющих средств»? Согласно Закону, порядок участия АМПУ в данных отношениях будет урегулирован Кабинетом Министров Украины, у которого есть три месяца для внесения изменений в действующие подзаконные акты для их соответствия принятому закону, как указано в заключительных положениях законопроекта. Изменения должны быть внесены в том числе в обязательные постановления по порту, которые принимаются АМПУ по согласованию с капитаном морского порта и центральным органом исполнительной власти.
Таким образом, теперь за действиями Госэкоинспекции будет следить АМПУ, что можно рассматривать как позитивное новшество. Законодатель таким образом попытался устранить бюрократическую систему экологического контроля, что в свою очередь должно оказать позитивный эффект на процедуру. В то же время органам власти придется еще поработать над установлением процедуры проведения контроля и порядком взаимодействия органов, чтобы восполнить оставшиеся пробелы в законодательстве.
Официальный контроль
Раньше статья 319 ТК Украины определяла, что товары, которые ввозятся на таможенную территорию страны, могут подлежать определенным видам контроля (государственному санитарно-эпидемиологическому, экологическому, радиологическому и т.д.). Однако после принятия указанных изменений все виды контроля получили название «Меры официального контроля», определение которого законодатель предоставляет в пункте 131 статьи 4 вышеуказанного Кодекса.
Таким образом, под мерами официального контроля мы можем подразумевать фитосанитарный контроль, ветеринарно-санитарный контроль, государственный контроль над соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровье и благополучии животных. Законодатель исключил в определении такие виды контроля, как радиологический и экологический, при этом функции радиологического контроля переходят к Государственной пограничной службе Украины. Порядок проведения этих видов контроля остается пока неизвестным.
МАРЧЕНКО Татьяна — юрист LeGran.TТ, г. Одесса
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…