Школьные оды — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №40 (1084) » Школьные оды

Школьные оды

Рубрика Конспект
Лекции Legal High School были посвящены алгоритмам построения эффективных комплаенс-программ в украинских компаниях

На прошлой неделе лекторы Legal High School (LHS) сосредоточили внимание слушателей на тонкостях корпоративного права и комплаенса. В частности, особенностям правовых взаимоотношений участников обществ с ограниченной ответственностью (ООО) была посвящена лекция Олега Мальского, партнера, руководителя практики корпоративного права и M&A МЮГ Eterna Law.

Спикер рассказал об изменениях корпоративного законодательства, связанных с вступлением в силу в июне 2018 года Закона Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (Закон). Лектор подчеркнул, что ранее сведения об участниках общества всегда отображались в уставе, соответственно, без внесения в него изменений невозможно было изменить состав участников общества. «Фактически сложилась ситуация, когда тот, кто имеет на руках оригинал устава, мог контролировать переход права собственности на долю в ООО. Сегодня, как следует из Закона, внесение изменений в устав не обязательно, и мы руководствуемся реестром, в котором можем отображать участников, и непосредственно сам устав не имеет столь большого значения», — отметил Олег Мальский.

Также лектор обратил внимание, что ранее существовавшим механизмом исключения участника из состава общества очень часто злоупотребляли. Сегодня этот механизм изменили в лучшую сторону, считает Олег Мальский. Теперь из состава общества участника можно исключить лишь в случае просрочки внесения взноса или его части в уставный капитал, а также в случае смерти участника или признания его без вести пропавшим.

Олег Мальский считает позитивным повышение ответственности должностных лиц. В этом контексте он отметил, что теперь должностными лицами являются не только представители исполнительного органа, но и члены наблюдательного совета, которые несут ответственность перед хозяйственным обществом.

 

Этика отношений

О том, каким образом повысить уровень этичности своего бизнеса, рассказал слушателям партнер ЮФ Marchenko Partners Александр Алексеенко. «Транснациональные корпорации или международные компании обязаны придерживаться высоких этических стандартов. При этом каждая компания сама определяет для себя объем такой этики», — подчеркнул г-н Алексеенко. По его словам, этика бизнеса — это набор определенных принципов, которых придерживаются сотрудники компаний, также это совокупность правил и представлений, регулирующих поведение и отношения в бизнесе. Этика должна базироваться на принципах честности, открытости и соблюдения действующего законодательства.

Лектор рассказал о конкретных способах соблюдения этических норм в отношении потребителей, сотрудников компании, бизнес-партнеров, конкурентов, а также в отношении общества и государства. В частности, этика в отношениях с потребителями заключается в необходимости предоставлять полную информацию о товарах и технологии их приготовления, учитывать требования потребителей, а также улучшать упаковку и маркировку продукции. Этика в отношениях с сотрудниками — это обеспечение охраны жизни и здоровья и техники безопасности, отсутствие дискриминации, обучение и развитие персонала, а также особый статус сотрудников с ограниченными возможностями.

Этика в отношениях с конкурентами подразумевает прежде всего избежание тайных соглашений на рынках. Этика в отношениях с обществом представляет собой спонсирование социальных проектов, учет местных традиций и обычаев, а также участие в общественных работах. Этика в отношениях с государством — это добросовестная отчетность, соблюдение законодательства, выполнение государственных заказов в рамках договоренных сроков, а также избежание взяточничества во взаимоотношениях с госслужащими.

 

Защита данных

Офицер по защите данных авиакомпании «Международные авиалинии Украины» Станислав Коваленко ознакомил слушателей Legal High School с особенностями защиты персональных данных.

Спикер выделил основные нововведения Общего регламента о защите персональных данных (General Data Protection Regulation, GDPR) и выделил 12 шагов, которые нужно осуществить бизнесу, попадающему под действие GDPR:

1) провести профессиональный аудит соответствия требованиям GDPR;

2) провести/проводить оценку Data protection impact assessment для определения степени важности каждого конкретного бизнес-процесса, связанного с обработкой персональных данных посредством оценки ущерба, наносимого в период сбоя в работе;

3) минимизировать персональные данные;

4) разработать и опубликовать положение о политике конфиденциальности, политике использования файлов cookie;

5) получить «правильное» согласие на обработку персональных данных и обновить процедуры получения согласия субъектов на обработку их персональных данных;

6) привести информационные решения и процессы в соответствие с концепциями проектируемой конфиденциальности и конфиденциальности по умолчанию;

7) хранить учетные записи об обработке персональных данных;

8) обеспечить реализацию прав субъектов персональных данных;

9) обучить сотрудников компании, занимающихся обработкой персональных данных;

10) подготовиться к возможной утечке персональных данных;

11) разработать и внедрить договорные положения об обработке персональных данных;

12) назначить представителя в странах ЕС и лицо, ответственное за обработку и защиту персональных данных.

Чтобы подготовить хорошую политику конфиденциальности, с учетом требований GDPR, эксперт советует ознакомиться с лучшими практиками, в частности, посмотреть примеры на сайтах известных крупных компаний.

 

Предотвращать последствия

Руководитель юридического отдела, офицер по соблюдению корпоративных стандартов группы компаний «Хенкель в Украине» Ольга Лукьянова в своей лекции напомнила слушателям Lеgal High School, что комплаенс — это система управления и контроля соблюдения норм законодательства, а также внутренних правил, стандартов, кодексов поведения.

По словам Ольги Лукьяновой, ключевая цель комплаенса — постоянное предотвращение нарушений и достижение бизнес-целей честным путем. Лектор считает, что комплаенс-служба в компании может быть выделена в отдельное подразделение либо работать по принципу «2 в 1», когда комплаенс находится в ведении юридического отдела компании. Помощь комплаенс-службе может также оказывать специально созданный кросс-функциональный орган (Compliance & Risk Committee), в состав которого, как правило, входят HR-специалисты, юристы, финансисты и корпоративные аудиторы.

У каждой компании существует своя «Библия» — кодекс корпоративного поведения (Code of Conduct), содержащий общие принципы деятельности компании. Он помогает сотрудникам действовать должным образом в случае возникновения этических или правовых сомнений», — подчеркнула Ольга Лукьянова.

Лектор привела примеры кейсов ведущих мировых компаний, которые понесли огромные репутационные потери и финансовые убытки вследствие несоблюдения правил комплаенс-системы. Она подчеркнула, что наличие эффективной комплаенс-системы может предотвратить репутационные риски и минимизировать негативные финансовые последствия для компании.

 

Закон без границ

В ходе лекции начальника юридического отдела ПИИ «МакДональдз Юкрейн Лтд» Ирины Мусийчук слушатели Lеgal High School узнали об особенностях антикоррупционного законодательства США. Спикер подчеркнула, что федеральный закон США о коррупции за рубежом(FCPA) имеет экстерриториальное действие, то есть его юрисдикция распространяется за пределы территории США.

Кто может быть привлечен к ответственности по закону о коррупции за рубежом? Прежде всего это компании, выпустившие ценные бумаги, зарегистрированные на территории США, или компании, которые обязаны предоставлять регулярные отчеты в Комиссию по ценным бумагам и биржам. Также сюда относятся любые должностные лица, директора, сотрудники, агенты или акционеры, действующие от имени таких компаний.

В каких случаях применяются положения FCPA об ответственности? В первую очередь за коррупционные проявления — достаточно того, чтобы у лица, совершившего или согласовавшего платеж, был коррупционный умысел, а платеж побуждал получателя злоупотреблять служебным положением для неправомерного получения выгоды как для плательщика, так и для любого другого лица.

Взяткой будут считаться наличные и безналичные средства, подарки, скидки, компенсация личных расходов, транспортных расходов, отдыха, билеты на концерты или другие развлекательные мероприятия, медицинские услуги, кредиты, трудоустройство третьих лиц и т.п. «Даже благотворительные взносы считаются взяткой, если осуществляются с ненадлежащими целями», — подчеркнула Ирина Мусийчук.

 

Банковское видео

О пресечении нарушений в банках с помощью видеокамер и «тайных покупателей» рассказал слушателям LHS руководитель департамента правового обеспечения работы с проблемными активами Lezo Law Company Андрей Агафонов.

По словам лектора, одним из возможных нарушений является практика, когда кассир не вносит данные о клиенте в базу, а вместо этого отображает их в любой другой программе (например, в Word). Таким образом, кассир не обслуживает клиента, а кладет деньги себе в карман. В предотвращении такого нарушения важную роль играет видеонаблюдение. Поэтому видеозапись должна храниться не три дня, а хотя бы несколько месяцев, отметил лектор.

Еще один способ — использовать тактику «тайного покупателя». Хотя достоверность сведений, получаемых подобных путем, под вопросом: все зависит от конкретных обстоятельств: был ли банку нанесен ущерб, не поддался ли человек на провокацию и т.д. Реакция человека принимается во внимание, но не может стать основанием для дисциплинарных мер.

По мнению Андрея Агафонова, реагировать на нарушения позволяет налаживание системы внутреннего и внешнего контроля. В частности, необходимо четко прописать внутренние положения, установить сертифицированное программное обеспечение, использовать видеонаблюдение (в том числе в реальном времени) и предоставить клиентам возможность информирования о нарушениях по телефону или посредством электронных каналов коммуникации.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

И старт и млад

Государство и юристы

Uber выплатит США 148 млн долларов из-за сокрытия утечки персональных данных

Скоростной пуск

Суд ЕС встал на защиту персональных данных депутатов Европарламента

Капитал очевидность

Отечественную и международную санкционные политики хотят синхронизировать

За отдельные преступления предлагается лишать права голоса на выборах

Вступили в силу новые правила парковки автомобилей

Сертификат с отличием

Конспект

Школьные оды

Отрасли практики

Разрешительное действие

Привести в чувство

Безоборотная отговорка

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

С места — в карьеру

Самое важное

Холодные игры

Манипуляция со знанием

Нестандартное лишение

Уместный спорт

Судебная практика

Процедура увольнения председателя КААС нарушала право на справедливый суд

Эксгумация может составлять вмешательство в личную жизнь

Знать мэру

Споры, связанные с реализацией корпоративных прав, не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного искового производства

Осадок в банке

ВС отменил три из пяти обжалованных ОСД подпунктов Регламента ВККС

Суд отменил оправдательный приговор в связи с нарушением процесса

Тема номера

Грузовой перевал

По коду движения

Водный курс

Граница в окне

Частная практика

Укрепить иммунитет

ЮФ Asters защитила интересы АО КБ «ПриватБанк» в Верховном Cуде

Внешний гид

Гарантийный эталон

ЮФ «Ильяшев и Партнеры» защищает интересы «Укринтерэнерго» в споре с «Интер РАО ЕЭС»

ЮФ Sayenko Kharenko — консультант Mriya Agro Holding в связи с успешной реструктуризацией задолженности и последующей продажей

МЮФ Baker McKenzie предоставила юридическую поддержку компании Monsanto в процессе строительства завода в Украине

Інші новини

PRAVO.UA