Коррупция государственных служащих является серьезной проблемой для многих государств мира. С латинского языка коррупция переводится как «подкуп», ее суть состоит в прямом использовании должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения, сопровождаемом нарушением законности.
К сожалению, Украина входит в число наиболее коррумпированных стран мира и может соревноваться в этом отношении, к примеру, с некоторыми латиноамериканскими странами. Достаточно хотя бы указать на уголовное дело бывшего премьер-министра Украины Павла Лазаренко, в отношении которого еще нет ни малейшего намека на завершение.
В 1995 году принят Закон Украины «О борьбе с коррупцией», в котором было дано определение коррупции и коррупционных деяний. Субъектами коррупции были признаны государственные служащие, народные депутаты и депутаты местных советов.
Всего Закон предусматривает два коррупционных деяния:
1) незаконное получение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, в связи с выполнением таких функций материальных благ, услуг, льгот либо других преимуществ, в том числе принятие либо получение предметов (услуг) путем их приобретения по цене (тарифу), которая является существенно ниже их фактической (действительной) стоимости;
2) получение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, кредитов либо ссуд, приобретение ценных бумаг, недвижимости либо другого имущества с использованием при этом льгот либо преимуществ, не предусмотренных действующим законодательством.
Кроме того, статья 5 Закона установила специальные ограничения касательно госслужащих и других лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, направленные на предупреждение коррупции. Перечень этих ограничений достаточно широк. Для целей данной статьи укажем лишь, что вышеупомянутые лица не имеют права:
— содействовать, используя свое служебное положение, физическим и юридическим лицам в осуществлении ими предпринимательской деятельности, а также в получении субсидий, субвенций, дотаций, кредитов или льгот в целях незаконного получения за это материальных благ, услуг, льгот либо иных преимуществ;
— заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно либо через посредников или подставных лиц, быть поверенным третьих лиц по делам государственного органа, в котором они работают, а также выполнять работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской, творческой деятельности, а также медицинской практики).
За нарушение этих и других правовых предписаний Закон устанавливает административную ответственность и соответствующие санкции, заключающиеся в уплате штрафа (размер которого, как правило, не превышает 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан), а также, что более серьезно, в увольнении с должности либо ином устранении от выполнения функций государства.
Разумеется, для предотвращения и пресечения коррупционных деяний необходимо не только определить их и установить юридическую ответственность за их совершение, но и обеспечить государственный контроль в этой сфере.
Статья 6 Закона «О борьбе с коррупцией» содержит несколько отрывочные положения относительно финансового контроля над деятельностью лиц, уполномоченных на выполнение функций государства. В ней указывается, что декларирование доходов таких лиц осуществляется в порядке и на основаниях, предусмотренных статьей 13 Закона Украины «О государственной службе».
В соответствии с этой статьей Закона «О государственной службе», госслужащие ежегодно подают по месту своей службы сведения о доходах и обязательствах финансового характера, в том числе и за границей, относительно себя и членов своей семьи. При этом госслужащие, должности которых относятся к первой и второй категории, должны подавать также сведения о принадлежащих им и членам их семей недвижимом и ценном движимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах.
ЛИЧНАЯ БУХГАЛТЕРИЯ
В развитие указанных норм разработан проект закона Украины «О государственном (финансовом) контроле над декларированием доходов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, и их расходами» (регистрационный номер 7297 от 16 мая 2001 года), внесенный в парламент народным депутатом Виктором Медведчуком.
Как следует из названия проекта, он предусматривает не только государственный контроль над доходами чиновников, но и за их расходами, что является новеллой в законодательстве Украины. Под таким контролем понимается функция, в соответствии с которой органы государственной налоговой службы от имени государства устанавливают правильность начисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) лицами, уполномоченными на выполнение функций государства.
Целью осуществления контроля является определение соответствия сумм доходов субъекта декларирования, полученных им на протяжении календарного года и (или) за предыдущие годы, расходам на приобретение имущества, получение услуг, результатов работ, осуществленным в тот же период.
Каким же образом планируется контролировать доходы и расходы чиновников и выявлять коррупционеров?
Прежде всего законопроект возлагает на субъектов декларирования определенные обязанности, в частности:
— вести учет доходов, полученных на протяжении всего отчетного периода, и расходов по форме, устанавливаемой центральным органом государственной налоговой службы Украины;
— подавать органу государственной налоговой службы декларацию и документы, которые бы подтверждали достоверность указанных в декларации данных;
— сохранять учетные данные о доходах, затратах и уплате налогов на протяжении трех лет;
— в порядке и в сроки, определенные законодательством Украины, уведомлять орган государственной налоговой службы об открытии и закрытии расчетного и (или) иного счета в банковских учреждениях.
Контроль над декларированием доходов и расходами осуществляется в определенных проектом Закона формах, а именно путем: учета плательщиков налогов; проведения проверок данных, приведенных в декларациях, и данных учета; опроса плательщиков налогов и иных лиц; получения любой информации, связанной с вычислением налогов и расходами лиц, уполномоченных на выполнение функций государства.
«ЧЕРНЫЙ» СПИСОК
Статья 9 проекта определяет, что финансовый контроль осуществляется за расходами, связанными с приобретением государственными служащими и высшими должностными лицами Украины в собственность таких имущественных объектов:
1) недвижимости;
2) транспортных средств;
3) драгоценностей;
4) антиквариата и произведений искусства;
5) валютных ценностей;
6) ценных бумаг.
Стоимость объектов этого перечня должна превышать размер 100 минимальных заработных плат. Контролю также подлежат расходы, связанные с получением услуг и результатов работ, если сумма соответствующего договора превышает размер 100 минимальных зарплат.
КАК ВСЕ БУДЕТ ПРОИСХОДИТЬ
Финансовый контроль за расходами лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, проводится должностными и служебными лицами органа государственной налоговой службы путем получения информации от государственных органов и предприятий, учреждений, организаций либо уполномоченных лиц, которые осуществляют операции или совершают действия, связанные с приобретением субъектами декларирования имущества, предоставлением им услуг и выполнением работ, указанных в статье 9.
Статья 10 проекта устанавливает, что государственные органы и предприятия, учреждения, организации или уполномоченные лица, осуществляющие операции либо совершающие действия, связанные с приобретением лицами, уполномоченными на выполнение функций государства, имущества, предоставлением им услуг или выполнением работ, указанных в статье 9, обязаны на протяжении 15 дней с дня совершения таких операций (действий) уведомить об этом орган государственной налоговой службы по месту учета субъекта декларирования. Форма, по которой данные субъекты посылают уведомления в орган налоговой службы, и перечень прилагаемых к нему документов утверждаются Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа государственной налоговой службы Украины.
Орган государственной налоговой службы проверяет в установленном законом порядке соответствие сумм доходов, заявленных лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, в декларации о доходах, его расходам и в случае их несоответствия, выявляемого на основании информации, полученной в соответствии со статьей 10, обращается к субъекту декларирования с письменным требованием о предоставлении специальной (дополнительной) декларации касательно обоснования размера сумм и источников происхождения доходов, направленных на приобретение имущества и получение услуг и результатов совершенных работ. Лицо, подающее дополнительную декларацию, прилагает к ней копии документов, удостоверенные в установленном законом порядке, которые подтверждают указанную в ней информацию. По требованию органа налоговой службы подаются также оригиналы соответствующих документов.
После предоставления дополнительной декларации орган налоговой службы в месячный срок проверяет достоверность указанных в специальной (дополнительной) декларации сведений.
ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Разумеется, законопроект устанавливает определенные правовые гарантии, необходимые для обеспечения его выполнения. А именно проектом устанавливается правовая ответственность субъектов за нарушение его норм.
Так, за неподачу либо подачу неполных или неправдивых сведений о доходах и обязательствах финансового характера государственным служащим или высшим должностным лицом Украины виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с законом. Также предусмотрена ответственность за неподачу либо несвоевременную подачу этими же субъектами сведений об открытии валютного счета в иностранном банке. Должностные лица предприятий, учреждений и организаций, которые выплачивали доходы, виновные в неуведомлении либо несвоевременном уведомлении органу государственной налоговой службы в установленном порядке сведений о доходах лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, и их расходах, об открытии ими расчетных счетов в учреждениях банков, также несут за это ответственность.
Кроме того, ответственность устанавливается за неподачу специальной (дополнительной) декларации в определенные законопроектом сроки (от 50 до 100 ннмдг); за нарушение порядка подачи сведений государственными органами и предприятиями, учреждениями, организациями или уполномоченными лицами, связанными с проведением государственного финансового контроля (50 ннмдг, а за те же действия, совершенные повторно на протяжении года — в размере 100 ннмдг); за ненадлежащее хранение деклараций о доходах и специальных деклараций (в отношении должностных и служебных лиц органа налоговой службы), а также за разглашение сведений, содержащихся в декларациях (в отношении лиц, которым эта информация стала известна вследствие выполнения служебных обязанностей, без письменного согласия плательщика налогов и сборов).
Следует отметить, что в целом, по нашему мнению, описанный проект закона о финансовом контроле за декларированием доходов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, и их расходами, несет в себе больше позитивных, нежели негативных, новаций. По крайней мере, идеи, заложенные в него, не лишены здравого смысла, особенно на фоне наблюдаемой сегодня коррупции в среде государственных органов. Поэтому можно ожидать, что с его доработкой и принятием Верховным Советом данный закон должен хотя бы отчасти принести ожидаемый эффект.
К СВЕДЕНИЮ
В соответствии с отчетом, проводимым ежегодно Transparency International — влиятельной международной организацией, охватывающей более 77 стран, самыми коррумпированными государствами в 2001 году признаны (в порядке увеличения уровня коррупции) Никарагуа, Эквадор, Пакистан, Россия, Танзания, Украина, Азербайджан, Боливия, Камерун, Кения, Индонезия, Уганда, Нигерия и Бангладеш. Украина в этом списке занимает 83 позицию из 91. Наименее коррумпированной страной признана Финляндия, за которой следуют Дания, Новая Зеландия, Исландия, Сингапур, Швеция, Канада, Голландия, Люксембург, Норвегия.
С октября 2001 года Transparency International начала выпуск нового ежегодного издания под названием «Global Corruption Report» («Отчет о мировой коррупции»), освещающего состояние коррупции в мире.
В отличие от индекса коррупции, в соответствии согласно которому отдельные страны оцениваются на предмет коррупции и располагаются в соответствующем порядке, «Отчет о мировой коррупции» содержит информацию, проливающую свет на состояние коррупции в государствах. Кроме того, в то время как индекс коррупции основывается на исследованиях, «Отчет» базируется главным образом на новостийных сообщениях и теоретических оценках. «Отчет» изучает различные виды коррупции, меры, при помощи которых предполагается бороться с коррупцией, а также региональные тенденции и факторы, объясняющие их.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…