ПРАВО НА СВОБОДУ ОБЪЕДИНЕНИЯ — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №1 (211) » ПРАВО НА СВОБОДУ ОБЪЕДИНЕНИЯ

ПРАВО НА СВОБОДУ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Рубрика Прецеденты

Конституционный Суд Украины считает, что отдельные положения Закона «О молодежных и детских общественных организациях», определяющие конкретный союз, объединяющий большинство молодежных и детских общественных организаций, нарушают конституционный принцип многообразия общественной жизни, поскольку закрепляют исключительный монопольный статус одного из союзов соответствующих объединений граждан

18 декабря Конституционный Суд Украины обнародовал принятое 13 декабря с. г. Решение по делу по конституционному представлению народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений абзаца 4 статьи 2, части 2 статьи 6, частей 1 и 2 статьи 10 Закона Украины «О молодежных и детских общественных организациях».

Субъект права на конституционное представление обратился в Конституционный Суд Украины с ходатайством признать неконституционными положения абзаца 4 статьи 2, части 2 статьи 6, части 2 статьи 10 Закона Украины «О молодежных и детских общественных организациях» от 1 декабря 1998 года № 281-XIV (далее — Закон). Народные депутаты Украины считают, что оспариваемое положение, а именно о «неправомерном определении Законом Украины Украинского национального комитета молодежных организаций как союза, через который осуществляется государственная финансовая поддержка деятельности молодежных и детских общественных организаций», о координации УНКМО молодежного движения, об объединении этим союзом большинства молодежных и детских общественных организаций противоречит «принципам равноправия общественных организаций, изложенным в частях 4 и 5 статьи 36 Конституции Украины».

Решая спор, Конституционный Суд Украины исходит из следующих положений.

Конституция Украины закрепляет исходный принцип гражданского общества: «Общественная жизнь на Украине базируется на основах политического, экономического и идеологического многообразия» (часть 1 статьи 15). Учитывая то, что право на свободу объединения является одним из основных политических прав граждан, принцип многообразия общественной жизни является отправным в определении основ реализации этого конституционного права и установлении институтов гражданского общества, составляющей которого являются разнообразные объединения граждан, представляющие определенные идеологические и прочие взгляды, интересы разных социальных групп и индивидов.

Статья 1 Конституции Украины провозгласила Украину демократическим, социальным, правовым государством. Социальное государство должно обеспечивать развитие и поддержку членов общества, общественных институтов, в том числе через целевое направление расходов «на общественные потребности» (часть 2 статьи 95 Конституции Украины).

Обязанностью правового государства является, в частности, невмешательство как в реализацию гражданами права на свободу объединения, так и в деятельность самого объединения. Конституция Украины установила границы вмешательства государства в реализацию права граждан на свободу объединения (статья 36). Пункт 11 части 1 статьи 92 Конституции Украины предусматривает, что исключительно законами определяются «основы образования и деятельности… объединений граждан». Другие (не являющиеся наиболее общими) вопросы реализации права на свободу объединения в гражданском обществе не подлежат государственному регулированию и должны решаться по усмотрению членов этих объединений.

Абзац 4 статьи 2 Закона содержит следующую формулировку: «Украинский национальный комитет молодежных организаций — союз, объединяющий большинство легализированных молодежных и детских организаций, а также областных, Автономной Республики Крым, киевских и севастопольских городских объединений молодежных и детских общественных организаций».

Конституционный Суд Украины считает, что это положение Закона, определяющее конкретный союз, объединяющий большинство молодежных и детских общественных организаций, нарушает конституционный принцип многообразия общественной жизни, поскольку закрепляет исключительный монопольный статус одного из союзов соответствующих объединений граждан.

Частью 2 статьи 6 Закона определено: «Молодежное движение на Украине координируется Украинским национальным комитетом молодежных организаций, являющимся независимой неправительственной организацией и имеющим статус всеукраинского союза молодежных и детских общественных организаций».

Тем самым государство определило УНКМО координатором молодежного движения на Украине и закрепило уставные цели этого объединения граждан (союза таких объединений), что не только противоречит принципу многообразия общественной жизни, но и нарушает право на свободу объединения, в частности, возможность свободного определения участниками объединений граждан правомерных целей их образования и способов деятельности согласно части 1 статьи 36 Конституции Украины.

Частью 2 статьи 10 Закона предусмотрено: «Финансовая поддержка деятельности молодежных и детских общественных организаций осуществляется через соответствующие органы исполнительной власти, работающие с молодежью, органы местного самоуправления и союз всеукраинских молодежных общественных организаций».

Это положение имеет непосредственную связь с нормой части 1 этой же статьи, определяющей такой союз. То есть положения частей 1 и 2 статьи 10 Закона о финансовой поддержке деятельности молодежных и детских общественных организаций, в том числе путем отчислений из Государственного бюджета Украины, предусматривает участие в непосредственном получении финансовой поддержки со стороны государства лишь «союза, членами которого являются большинство зарегистрированных всеукраинских молодежных и детских общественных организаций, а также областных, Автономной Республики Крым, киевских и севастопольских городских союзов молодежных и детских общественных организаций» или «союза всеукраинских молодежных общественных организаций».

Итак, правом на получение финансовой поддержки в таком случае пользуется лишь определенный в статье 10 Закона союз молодежных и детских общественных организаций. Тем самым опосредствованно нарушается право граждан на свободу объединения, поскольку те объединения граждан, которые не входят в состав союза, объединяющего большинство зарегистрированных молодежных и детских общественных организаций, ограничены в праве на получение финансовой поддержки. Это является также косвенным принуждением зарегистрированных молодежных и детских общественных организаций, которые намерены получать финансовую поддержку, ко вступлению в указанный союз.

Заслушав судью-докладчика, пояснения представителей сторон и исследовав материалы дела, суд решил.

Признать не соответствующими Конституции Украины (неконституционными) следующие положения Закона Украины «О молодежных и детских общественных организациях» от 1 декабря 1998 года № 281-XIV:

1.1. Положения абзаца 4 статьи 2, предусматривающие объединение большинства легализированных молодежных и детских общественных организаций в конкретно определенный союз: «Украинский национальный комитет молодежных организаций — союз, объединяющий большинство легализированных всеукраинских молодежных и детских организаций, а также областных, Автономной Республики Крым, киевских и севастопольских городских объединений молодежных и детских общественных организаций».

1.2. Положение части 2 статьи 6, согласно которому Украинский национальный комитет молодежных организаций государством определен как координатор молодежного движения на Украине: «Молодежное движение на Украине координируется Украинским национальным комитетом молодежных организаций…».

1.3. Положение части 1 статьи 10, согласно которому Верховный Совет Украины при утверждении Государственного бюджета Украины предусматривает расходы на поддержку лишь «союза, членами которого являются большинство зарегистрированных всеукраинских молодежных и детских общественных организаций, а также областных, Автономной Республики Крым, киевских и севастопольских городских союзов молодежных и детских общественных организаций».

1.4. Положение части 2 статьи 10, в соответствии с которым финансовая поддержка деятельности молодежных и детских общественных организаций осуществляется лишь через «…союз всеукраинских молодежных общественных организаций».

2. Положения абзаца 4 статьи 2, части второй статьи 6, частей 1 и 2 статьи 10 Закона Украины «О молодежных и детских общественных организациях», признанные неконституционными, теряют действие со дня принятия Конституционным Судом Украины этого Решения.

3. Приведение Закона Украины «О молодежных и детских общественных организациях» в соответствие с этим Решением возложить на Верховный Совет Украины.

4. Решение Конституционного Суда Украины является обязательным к выполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.

(Решение от 13 декабря 2001 года)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

СПОСОБНОСТЬ ИДТИ НА ОБОСНОВАННЫЙ РИСК

Законодательная практика

КОНТРОЛЬ НАД КОШЕЛЬКОМ ЧИНОВНИКА

Зарубежная практика

ЧЕРЕЗ ТЕРНИЯ К ГОЛЛИВУДСКИМ ЗВЕЗДАМ

Неделя права

СТАРЫЕ ПРОЕКТЫ О «ГЛАВНОМ»

КОСОВО В ОБИДЕ НА НАТО

Новости из-за рубежа

ШЕСТИЛЕТНЯЯ ДЕВОЧКА НАМЕРЕНА ПОДАТЬ В СУД НА СВОЮ МАТЬ

В ДОРОГЕ ГЛАВНОЕ ВНИМАНИЕ

ГАРВАРДСКОГО УЧЕНОГО ОБНАРУЖИЛИ В РЕКЕ

ПОКАТАЛСЯ…

ЗАКЛЮЧЕННЫЕ ОТСТАИВАЮТ СВОИ ПРАВА ВСЕМИ МЕТОДАМИ

Новости профессии

НОВОГОДНИЕ ПОДАРКИ УКРИНЖБАТА

ПРАВОЗАЩИТНИКИ ПОЛУЧАЮТ СТИПЕНДИИ

ОБМЕНИВАЕМСЯ ОПЫТОМ

Первая полоса

РАЗРЕШИТЕ ЗАСВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ!..

Прецеденты

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС

ДОГОВОРНОЕ ПРАВО

ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

ПРАВО НА СВОБОДУ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Судебная практика

ЧТО ПРИЕМЛЕМО ДЛЯ НАС, НЕПРИЕМЛЕМО ДЛЯ НИХ

Тема номера

LEX MERCATORIA И НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРАВО

БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ. ИСТОРИЯ ОДНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА

Юридический форум

РЕФОРМА НОВОГО СТОЛЕТИЯ

ПОЧЕТНЫЙ ПРАЗДНИК ДЛЯ ПОЧЕТНОЙ ПРОФЕССИИ

Інші новини

PRAVO.UA