Коллективный посредник — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №23 (545) » Коллективный посредник

Коллективный посредник

Один из основополагающих принципов авторского права гласит, что охраняемые авторским правом произведения не могут использоваться (кроме специально обусловленных случаев) без разрешения правообладателя. Но индивидуальное управление правами интеллектуальной собственности является практически ­невозможным в отношении некоторых объектов использования в силу ряда практических причин. Автор не всегда не имеет возможность следить за всеми видами использования своего произведения. Практическая неосуществимость индивидуального управления как для правообладателей, так и для пользователей, приводит к необходимости создания организаций коллективного управления (ОКУ), чья роль состоит в том, чтобы служить связующим звеном между пользователями и правообладателями.

Основная деятельность любой организации по коллективному управлению имущественными авторскими или смежными правами — это выдача пользователям лицензий (заключение лицензионных соглашений) на использование произведений и (или) объектов смежных прав и распределение между авторами и другими правообладателями собранного с пользователей вознаграждения.

Таким образом, основной, но не единственной обязанностью организаций, осуществляющих коллективное управление имущественными правами, является сбор, распределение и выплата вознаграждения правообладателям. Дополнительными задачами являются: предоставление лицензий пользователям и контроль за соблюдением их условий, борьба с нарушениями, а также осуществление функций социального и культурного характера.

ОКУ в действующем законе

Национальное украинское законодательство регулирует данный институт права интеллектуальной собственности самым общим образом. Так, в статье 47 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» закреплена возможность субъектов авторского права и (или) смежных прав поручать управление своими имущественными правами организациям коллективного управления. Деятельность и функции этих ­организаций регламентируются последующими статьями упомянутого Закона. При этом уровень деятельности по организации коллективного управления на Украине признается неудовлетворительным. И одной из причин ­называется как раз несовершенство законодательства. Не определен ряд ключевых понятий, связанных с коллективным управлением. В частности, не урегулированы такие вопросы деятельности ОКУ, как: определение части собранного ОКУ вознаграждения, которое ­должно идти на финансирование ее административной деятельности, возможность применения расширенного коллективного управления, границы применения обязательного (принудительного) коллективного управления, требования к договорам, которые должны применяться в отношениях ОКУ с субъектами прав интеллектуальной собственности и пользователями объектов авторского права и смежных прав, и тому подобное. Законодательством не определена процедура образования ОКУ.

Кроме того, не осуществляется эффективный контроль за деятельностью этих организаций. Основная причина — несовершенство Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» и невозможность осуществлять надлежащий контроль со стороны лишь одного органа исполнительной власти — Государственного департамента интеллектуальной собственности.

Действующим законодательством не предусмотрены механизмы контроля за авторами, исполнителями, производителями видеограмм, фонограмм за образованием ОКУ ненадлежащими лицами, постановкой их на государственный учет, их деятельностью, а также полномочия инициировать ликвидацию таких организаций в случае нарушения требований законодательства.

ОКУ в законопроекте

Иными словами, проблема существует, и она достаточно актуальна. Народные депутаты Украины Степан Давымука и Ярослав Кендзьор предлагают урегулировать все аспекты деятельности ОКУ в специальном законе. Законопроект «О коллективном управлении правами на произведения, исполнения, фонограммы, видеограммы», внесенный на рассмотрение парламента, определяет правовые принципы создания, осуществления деятельности и прекращения деятельности организаций коллективного управления правами на Украине. Проект закона направлен на осуществление и защиту прав авторов, других лиц, которым принадлежат имущественные права интеллектуальной собственности, — учредителей управления и выгодоприобретателей в сфере авторского права и смежных прав.

Законопроектом ­предусмотрено: урегулирование требований относительно создания ОКУ, их государственной регистрации и сертификации; полномочия таких организаций, их функции. Определены требования относительно договоров коллективного управления правами и договоров на выплату и распределение коллективного вознаграждения, а также их заключения. Предусмотрено урегулирование определения и деятельности уполномоченных организаций коллективного управления, которые должны собирать вознаграждение за использование объектов авторского права и смежных прав в определенных сферах использования. Определены критерии относительно установления ставок вознаграждения с учетом особенностей использования объектов авторского права и смежных прав. Определен статус, полномочия, порядок деятельности Палаты Украины по вопросам коллективного управления правами на произведения, исполнения, фонограммы, видеограммы, которая должна обеспечивать контроль за деятельностью ОКУ.

Некоторые новеллы

Первым и очевидным достижением разработчиков законопроекта (а их в Пояснительной записке упоминается более десяти человек) является определение ключевых терминов в сфере организации коллективного управления. Так, организация коллективного управления правами на произведения, исполнения, фонограммы, видеограммы (организация коллективного управления) определяется как юридическое лицо, которое создано как добровольное объединение (ассоциация) авторов, исполнителей, производителей фонограмм, производителей видеограмм или их правопреемников и сертифицировано в соответствии с требованиями Закона. Таким образом, уже на этапе создания ОКУ предусматривается усиление контроля со стороны государства. Как уже упоминалось, предусматривается создание специального госоргана — Палаты — с довольно-таки обширным перечнем полномочий: от сертификации и регистрации ОКУ до определения уполномоченных ОКУ и разработки прилагающихся договоров. И, конечно же, контроль за деятельностью ОКУ на всех этапах с возможностью применения широкого спектра санкций, вплоть до прекращения ОКУ.

В целом, в случае принятия этого Закона на Украине появится возможность создания объективно жизнеспособной системы коллективного управления правами на произведения, исполнения, фонограммы, видеограммы, что позволит в полной мере обеспечить реализацию и защиту авторского права и смежных прав. Отметим, что практика урегулирования коллективного управления правами на объекты интеллектуальной собственности в отдельном специальном законе является довольно распространенной. Ныне подобные законы действуют более чем в десяти европейских государствах, причем большинство из них принято уже в XXI веке. Очередь за Украиной?

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

ВККС — как кузница судейских кадров

«Война юстиций: вопрос в квотах»

Законодательная практика

Коллективный посредник

Зарубежная практика

В Берлине прошла конференция INTA

Комментарии и аналитика

«Самовольное занятие земучастков»: вопросы квалификации и отграничения

Виндикация бездокументарных ценных бумаг: теория и практика на Украине

Неделя права

Минюст в первых рядах

Общие символы — общие идеи

АМКУ — за прозрачное формирование тарифов

Концептуальная поэтапность

Админюстиция: танцуют все

Новости законотворчества

Порядок увольнения судей предлагают усовершенствовать

КМУ предлагает ограничить размер госпошлины за отчуждение недвижимости

Новости из зала суда

Суд признал законность продажи подсобных помещений

Суд удовлетворил исковые требования облгосадминистрации к налоговой

Новости из-за рубежа

Обладатели лицензионного ПО имеют право на его перепродажу

Суд не реабилитировал польских офицеров по «Катынскому делу»

КС РФ признал неконституционной статью УК о контрабанде

Новости профессии

КСУ признал конституционным императивный мандат для депутатов местных советов

Заслуженных юристов стало больше

Президент отменил указ о переподчинении себе внутренних войск

ЦИК зарегистрировала 11 народных депутатов

Правительство реорганизовало ГАИ

Новости юридических фирм

В АФ «Александров и Партнеры» новый партнер и руководитель налоговой практики

АК «Коннов и Созановский» — юридический консультант Olimpia Real Estate Holding LTD

ЮФ «Саенко Харенко» сопровождала второе по величине IPO на Украине

Партнер ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» выступил на закрытой конференции в Лондоне

Реестр событий

Все льготы возвращаются?!

КМУ уравнял «высших» судей

Кворум, замри!

Юристы получили Премию

Служебная лестница

Увольнения

Назначения

Слушается в суде

Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины рассмотрит следующие дела

Судебная практика

Конкурс не по правилам

Судебные дела недели

Кассационное представление Генерального прокурора Украины удовлетворено

Дело по иску АКБ «Премьербанк» направлено на новое рассмотрение

ВХСУ рассмотрит кассационную жалобу ООО «Индастрибау Груп Украина»

Судебные решения

О нюансах расторжения договора аренды земельного участка

Тема номера

Земучасток: лишить нельзя переоформить

Земельные схемы — как на практике

Частная практика

«Голос» АЮУ становится слышнее!

«Sine ira et studio»*
* — без гнева и пристрастия (лат.)

Недискриминационная унификация

Юридический форум

Теоретический практикум медправа

Президент АЮУ поддерживает необходимость ратификации Украиной Римского статута Международного уголовного суда

В Киеве прошел II Всеукраинский день юридических вакансий

Інші новини

PRAVO.UA