Один из основополагающих принципов авторского права гласит, что охраняемые авторским правом произведения не могут использоваться (кроме специально обусловленных случаев) без разрешения правообладателя. Но индивидуальное управление правами интеллектуальной собственности является практически невозможным в отношении некоторых объектов использования в силу ряда практических причин. Автор не всегда не имеет возможность следить за всеми видами использования своего произведения. Практическая неосуществимость индивидуального управления как для правообладателей, так и для пользователей, приводит к необходимости создания организаций коллективного управления (ОКУ), чья роль состоит в том, чтобы служить связующим звеном между пользователями и правообладателями.
Основная деятельность любой организации по коллективному управлению имущественными авторскими или смежными правами — это выдача пользователям лицензий (заключение лицензионных соглашений) на использование произведений и (или) объектов смежных прав и распределение между авторами и другими правообладателями собранного с пользователей вознаграждения.
Таким образом, основной, но не единственной обязанностью организаций, осуществляющих коллективное управление имущественными правами, является сбор, распределение и выплата вознаграждения правообладателям. Дополнительными задачами являются: предоставление лицензий пользователям и контроль за соблюдением их условий, борьба с нарушениями, а также осуществление функций социального и культурного характера.
ОКУ в действующем законе
Национальное украинское законодательство регулирует данный институт права интеллектуальной собственности самым общим образом. Так, в статье 47 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» закреплена возможность субъектов авторского права и (или) смежных прав поручать управление своими имущественными правами организациям коллективного управления. Деятельность и функции этих организаций регламентируются последующими статьями упомянутого Закона. При этом уровень деятельности по организации коллективного управления на Украине признается неудовлетворительным. И одной из причин называется как раз несовершенство законодательства. Не определен ряд ключевых понятий, связанных с коллективным управлением. В частности, не урегулированы такие вопросы деятельности ОКУ, как: определение части собранного ОКУ вознаграждения, которое должно идти на финансирование ее административной деятельности, возможность применения расширенного коллективного управления, границы применения обязательного (принудительного) коллективного управления, требования к договорам, которые должны применяться в отношениях ОКУ с субъектами прав интеллектуальной собственности и пользователями объектов авторского права и смежных прав, и тому подобное. Законодательством не определена процедура образования ОКУ.
Кроме того, не осуществляется эффективный контроль за деятельностью этих организаций. Основная причина — несовершенство Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» и невозможность осуществлять надлежащий контроль со стороны лишь одного органа исполнительной власти — Государственного департамента интеллектуальной собственности.
Действующим законодательством не предусмотрены механизмы контроля за авторами, исполнителями, производителями видеограмм, фонограмм за образованием ОКУ ненадлежащими лицами, постановкой их на государственный учет, их деятельностью, а также полномочия инициировать ликвидацию таких организаций в случае нарушения требований законодательства.
ОКУ в законопроекте
Иными словами, проблема существует, и она достаточно актуальна. Народные депутаты Украины Степан Давымука и Ярослав Кендзьор предлагают урегулировать все аспекты деятельности ОКУ в специальном законе. Законопроект «О коллективном управлении правами на произведения, исполнения, фонограммы, видеограммы», внесенный на рассмотрение парламента, определяет правовые принципы создания, осуществления деятельности и прекращения деятельности организаций коллективного управления правами на Украине. Проект закона направлен на осуществление и защиту прав авторов, других лиц, которым принадлежат имущественные права интеллектуальной собственности, — учредителей управления и выгодоприобретателей в сфере авторского права и смежных прав.
Законопроектом предусмотрено: урегулирование требований относительно создания ОКУ, их государственной регистрации и сертификации; полномочия таких организаций, их функции. Определены требования относительно договоров коллективного управления правами и договоров на выплату и распределение коллективного вознаграждения, а также их заключения. Предусмотрено урегулирование определения и деятельности уполномоченных организаций коллективного управления, которые должны собирать вознаграждение за использование объектов авторского права и смежных прав в определенных сферах использования. Определены критерии относительно установления ставок вознаграждения с учетом особенностей использования объектов авторского права и смежных прав. Определен статус, полномочия, порядок деятельности Палаты Украины по вопросам коллективного управления правами на произведения, исполнения, фонограммы, видеограммы, которая должна обеспечивать контроль за деятельностью ОКУ.
Некоторые новеллы
Первым и очевидным достижением разработчиков законопроекта (а их в Пояснительной записке упоминается более десяти человек) является определение ключевых терминов в сфере организации коллективного управления. Так, организация коллективного управления правами на произведения, исполнения, фонограммы, видеограммы (организация коллективного управления) определяется как юридическое лицо, которое создано как добровольное объединение (ассоциация) авторов, исполнителей, производителей фонограмм, производителей видеограмм или их правопреемников и сертифицировано в соответствии с требованиями Закона. Таким образом, уже на этапе создания ОКУ предусматривается усиление контроля со стороны государства. Как уже упоминалось, предусматривается создание специального госоргана — Палаты — с довольно-таки обширным перечнем полномочий: от сертификации и регистрации ОКУ до определения уполномоченных ОКУ и разработки прилагающихся договоров. И, конечно же, контроль за деятельностью ОКУ на всех этапах с возможностью применения широкого спектра санкций, вплоть до прекращения ОКУ.
В целом, в случае принятия этого Закона на Украине появится возможность создания объективно жизнеспособной системы коллективного управления правами на произведения, исполнения, фонограммы, видеограммы, что позволит в полной мере обеспечить реализацию и защиту авторского права и смежных прав. Отметим, что практика урегулирования коллективного управления правами на объекты интеллектуальной собственности в отдельном специальном законе является довольно распространенной. Ныне подобные законы действуют более чем в десяти европейских государствах, причем большинство из них принято уже в XXI веке. Очередь за Украиной?
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…