Делегатов 130-й ежегодной конференции INTA приветствовал Международный центр конгрессов (ICC) |
17—21 мая 2008 года Международная ассоциация по торговым маркам (INTA) провела 130-ю ежегодную конференцию. Уже второй раз INTA, которая начинала свою деятельность как американское объединение, проводит столь масштабное мероприятие в Европе. Итак, местом встречи экспертов в области интеллектуальной собственности стала столица Германии Берлин…
На мероприятие в этом году прибыло около 8000 делегатов со всех уголков земного шара. В этот раз увеличилось число участников от Украины и превысило 35 человек.
Что и говорить, организаторы позаботились о том, чтобы каждый участник смог выбрать интересующую его тему сессии, семинара, круглого стола. Не обошлось и без поистине грандиозных приемов, розыгрышей и даже танцев.
Сессионная программа INTA всегда очень обширная как в тематическом, так и в географическом разрезе. Анализируя ключевые вопросы, затронутые на конференции этого года, пройдемся по нескольким наиболее актуальным, с нашей точки зрения, моментам.
Невидимые состязания
Все мы прекрасно знаем, почему государства так стремятся стать хозяевами масштабных спортивных событий. Не так давно и Украина с Польшей завоевали право принимать чемпионат Европы по футболу. Да вот только статус принимающей страны ставит вопрос об эффективном правовом регулировании всех сопутствующих мероприятию нюансов. В первую очередь речь идет о столь популярной в последнее время процедуре спонсорства спортивных событий.
На самом деле эта тема далеко не новая и возникает с той же периодичностью, с которой проводятся всевозможные чемпионаты, Олимпийские игры и т.п. Вслед за добросовестными партнерами (спонсорами) имели место прецеденты, когда компании пытались ассоциироваться с тем или иным мероприятием, не будучи его спонсором. Например, если компания-неспонсор скупает эфирное время под рекламу прямо перед трансляцией спортивного действа, можно ли ей предъявить в таком случае претензии? А вот во время футбольного чемпионата в Германии два года назад голландская пивоваренная компания «одела» болельщиков своей национальной сборной в традиционные оранжевые цвета, украсив корпоративной символикой. Простое совпадение или хорошо продуманный тактический ход? Такая концепция получила название «скрытый маркетинг». Любопытно, что некоторые страны-хозяева крупных спортивных баталий — Великобритания, Новая Зеландия, Южная Африка и другие — уже позаботились о юридической стороне предотвращения скрытого маркетинга. Подобная работа была проведена и в Китае. Накануне начала Олимпийских игр в Пекине китайские власти приняли соответствующие нормы в законодательство. Предугадали хозяева Олимпиады и возможные прецеденты с незаконным использованием олимпийской символики, что может изрядно попортить имидж государства. Борьба с этим явлением началась со слушаний и образовательных тренингов для спонсоров, а для продавцов подделок также уготовлены суровые меры.
Похоже на то, что иностранный опыт как нельзя кстати пригодится и Украине, ведь уже в эти месяцы состоится выбор символики для Евро-2012…
Мыслить глобально, действовать локально
Признание глобальных брендов и унификация маркетинговых стратегий по всему миру бросает вызов специалистам в сфере интеллектуальной собственности, так как любая экспансия всегда сопряжена с кропотливой работой по регистрации и защите торговой марки. Можно сказать, что в большей степени именно межкультурные особенности разных потребительских рынков заставляют маркетологов, бренд-менеджеров и специалистов по ИС работать в одной команде.
Опытом внедрения подобных стратегий поделился основной докладчик конференции Ханс Ван Билен, исполнительный вице-президент корпорации Henkel. Совершая глобальную экспансию путем поглощения более мелких игроков с хорошо раскрученными брендами, Henkel очень диверсифицировала портфолио торговых марок. Будучи немецкой компанией, переход в разряд мировых «тяжеловесов» ознаменовался фактически третью оборота в развивающихся странах и успешной нишей на рынке США. Безусловно, вопросы защиты торговых марок были внесены в повестку дня.
Анализируя торговые марки, которыми владеет Henkel, по словам г-на Ван Билена, доля глобальных брендов составляет около 80 %, тогда как локальных — 20 %. Но что интересно, Henkel не последовала по пути стандартной унификации продукции, как многие транснациональные корпорации, а развивала собственную концепцию «локальных» брендов. Приобретая компанию с сильной локальной торговой маркой, Нenkel буквально выигрывала на синергии ценности марки на определенном рынке и экономии на масштабах производства.
Помимо этого, примером усиления ценности бренда стало поглощение в 1995 году компании Hans Schwarzkopf. Торговая марка была переведена в разряд головного бренда, а последующие приобретения суббрендов лишь усиливали позиции Schwarzkopf. Любопытно, что если на момент поглощения объем продаж под этой торговой маркой составлял 500 млн евро, то на сегодня этот показатель превысил 1,6 млрд, и Schwarzkopf стал самым доходным брендом Henkel. К сведению — Loctite приносит компании 900 млн евро, а Persil – около 700.
По словам докладчика, географическая экспансия несколько усложнила процедуру оценок риска и защиту такого обширного набора торговых марок в глобальном масштабе. Таким образом, присутствуя в таком огромном количестве юрисдикций, Henkel столкнулась с проблемой недостатка гармонизации права интеллектуальной собственности. Отсюда напрашивается незатейливый вывод, что транснациональные компании рано или поздно начнут форсировать гармонизацию юридических норм в этой сфере.
СТОП, контрафакт!
Усиление защиты прав интеллектуальной собственности как на внутреннем рынке ЕС, так и в требованиях ЕС к его торговым партнерам — четко налаженный наднациональный процесс. Однако, согласно данным Европейской Комиссии за минувший год, зафиксировано 43 тыс. случаев контрафакта. И, несмотря на то, что уменьшилось количество случаев контрафакта традиционных категорий продукции — сигарет и лазерных дисков, — в других отраслях прирост ввоза пиратской продукции просто огромен: косметика и товары личной гигиены (+264%), игрушки (+98 %), продукты питания (+62 %)… И хотя больше половины контрафакта приходится на Китай, серьезные опасение еврочиновников вызывают и страны Ближнего Востока. Именно последние наносят удар по столь чувствительным и традиционно закрытым рынкам фармацевтики и продовольствия.
Все более очевидно, что механизмы TRIPS и пресловутые правила происхождения товаров не в состоянии остановить контрафакт, и все больше звучит тезис о целесообразности нового торгового соглашения, которое бы более четко определяло понятие контрафактной продукции, пиратства, подделки и т.п. А вот прозвучавший на конференции тезис о том, что государству недостаточно принять тот же TRIPS, не обеспечив механизмы выполнения его положений таможенными органами, заставляет задаться вопросом, как в этой ситуации будет действовать Украина.
Борьба с контрафактной продукцией уже на протяжении многих лет является приоритетом работы Ассоциации. С каждым годом выставка подделок пополняется все более интересными экземплярами, начиная от товаров личной гигиены и медицинских препаратов и заканчивая аксессуарами и мобильными телефонами. Продолжая политику борьбы с контрафактной продукцией, новый президент INTA Ронда Стил взяла курс на Азиатско-Тихоокеанский регион, налаживая сотрудничество с национальными ассоциациями по торговым маркам. В связи с этим можем рассчитывать, что в работе INTA в данном направлении уже в ближайшем будущем будут расставляться более четкие региональные акценты.
Майя ЛЬГОВА
партнер ЮПФ «Грищенко и Партнеры»
В этом году я посетила INTA в десятый раз, и всегда меня завораживала удивительная аура этой встречи, которая дает возможность почувствовать себя единой частью большого целого — мира торговых марок, их формирование, защиту и использование повсюду. Сегодня этот необычный мир безграничен и имеет довольно большую армию специалистов, которые работают для развития экономики и торговли.
Что действительно поразило на конференции INTA в этом году, то это, во-первых, огромная активность представителей Китая, Индии, Японии, Малайзии и других стран, которые были представлены очень большими делегациями и очень активно общались с другими участниками; во-вторых, большое количество презентаций и приемов ведущих фирм мира, которые проходили в разных районах Берлина. При этом как залы для презентаций использовались музеи, рейхстаги, телевизионные башни, отели и даже новые развлекательные комплексы на основе цехов неработающих фабрик, заводов, где предлагались разные виды отдыха и развлечений (танцевальные и концертные площадки, бильярд и даже рыбалка). С одной стороны, INTA — это закрытый мир специалистов, а с другой — мир общения с производителями и потребителями их продукции. Главное на этой встрече — общение всех привлеченных к этому людей.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…