Соблюдение требований антимонопольного законодательства является обязанностью не только субъектов хозяйствования, но и органов государственной и местной власти. Однако довольно часто органы местной власти тем или иным образом пренебрегают нормами, касающимися защиты экономической конкуренции, в результате чего инициируются судебные разбирательства. Одно из таких дел рассматривается ниже.
Отделение АМК обратилось в Хозяйственный суд Донецкой области с иском об обязательстве Славянской РГА выполнить решение административной коллегии отделения АМК от 20 апреля 2006 года № 18.
Решением Хозяйственного суда Донецкой области от 9 октября 2007 года исковые требования удовлетворены — Славянская РГА обязана выполнить указанное решение административной коллегии АМК.
Постановлением Донецкого апелляционного хозяйственного суда от 14 января с.г. указанное решение местного хозяйственного суда отменено, в иске отказано. В обоснование этого постановления апелляционным хозяйственным судом указано, что ответчик согласно требованиям действующего законодательства выполнил все необходимые действия относительно организации соответствующего конкурса на перевозку пассажиров, при этом он не уполномочен осуществлять контроль над соблюдением конкурсным комитетом (созданным ответчиком) условий проведения конкурса и отменять любые решения этого комитета, а потому в действиях ответчика не усматриваются нарушения антиконкурентного законодательства, предусмотренные частью первой статьи 15 и пунктом 3 статьи 50 Закона Украины «О защите экономической конкуренции».
Отделение АМК обратилось в Высший хозяйственный суд Украины с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционного хозяйственного суда отменить, а решение местного хозяйственного суда по данному делу оставить без изменений, ссылаясь на нарушение апелляционным хозяйственным судом предписаний материального и процессуального законодательства, в частности, статей 7, 44 и 46 Закона Украины «Об автомобильном транспорте».
Заслушав объяснения представителей сторон, ВХСУ пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Судебными инстанциями по делу было установлено, что на основании заявления ЧП «К» отделением АМК была проведена внеплановая проверка соблюдения ответчиком законодательства о защите экономической конкуренции, по результатам которой было принято решение от 20 апреля 2005 года (фактически от 20 апреля 2006 года) № 18, согласно которому действия Славянской РГА при проведении конкурса на перевозку пассажиров автомобильным транспортом на пригородных автобусных маршрутах общего пользования, которые заключались в неопубликовании объявления о проведении этого конкурса; неопределении и недоведении в установленном порядке к сведению участников конкурса требований относительно класса (вместительности) транспортных средств, которые фактически необходимо было привлечь для перевозки пассажиров на объектах конкурса и т.д., что признано нарушением законодательства о защите экономической конкуренции. Славянская РГА обязана отменить оформленное протоколом от 25 мая 2005 года № 2 решение конкурсного комитета, которым определены результаты конкурса на перевозку пассажиров автомобильным транспортом на пригородных автобусных маршрутах общего пользования, о чем было уведомлено отделение АМК в двухмесячный срок. Распоряжением председателя Славянской РГА от 12 мая 2002 года № 202 «О проведении конкурса на пригородных маршрутах общего пользования» были утверждены, в частности, состав конкурсного комитета и Положение о проведении конкурса на перевозку пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования; в соответствии с этим было опубликовано объявление в СМИ (газета «Вести»). Однако впоследствии распоряжение было отменено, и 19 августа 2005 года председателем Славянской РГА было издано новое распоряжение № 371 об утверждении состава конкурсного комитета относительно проведения конкурса и Положение о проведении конкурса на пригородных автобусных маршрутах общего пользования. В средствах массовой информации объявление о проведении конкурса согласно распоряжению председателя Славянской РГА от 19 августа 2005 года № 371 не публиковалось, что, по выводу отделения АМК, в частности, ограничило круг потенциальных претендентов ввиду их неосведомленности об изменении условий и дате проведения конкурса.
Ответчиком не был заключен соответствующий договор с привлеченным к подготовке проведения конкурса предприятием, на которое, согласно утвержденному распоряжением Славянской РГА от 19 августа 2005 года № 371 Положению о проведении конкурса, возлагалась обязанность размещения в средствах массовой информации объявления о проведении конкурса. Во время проведения конкурса по распоряжению председателя Славянской РГА от 19 августа 2005 года № 371 были рассмотрены документы претендентов для участия в конкурсе, представленные на основании упомянутого объявления от 19 мая 2005 года в газете «Вести» № 56.
По результатам рассмотрения этих документов и осмотра транспортных средств конкурсным комитетом в протоколе от 22 августа 2005 года № 1 были зафиксированы выявленные недостатки и поручено всем участникам конкурса в срок до 25 августа 2005 года предоставить отделу жилищно-коммунального хозяйства Славянской РГА акты государственного технического осмотра транспортных средств. Протоколом заседания конкурсного комитета от 25 августа 2005 года № 2 определены победители конкурса по перевозке пассажиров на пригородных автобусных маршрутах общего пользования.
Причиной возникновения спора по делу стал вопрос относительно наличия оснований для выполнения ответчиком решения административной коллегии отделения АМК от 20 апреля 2006 года № 18.
Законом Украины «Об автомобильном транспорте» в его предыдущей редакции, действующей на момент подписания спорного протокола заседания конкурсного комитета от 25 августа 2005 года № 2, в частности, было предусмотрено, что проведение конкурса и определение условий перевозок на пригородных автобусных маршрутах общего пользования, которые не выходят за пределы территории района, возлагаются на заказчиков перевозок автобусными маршрутами общего пользования — соответствующие районные государственные администрации. Для подготовки и проведения конкурса заказчик создает конкурсный комитет, который не позднее чем за 15 дней до начала конкурса публикует в средствах массовой информации объявление о конкурсе, которое должно содержать необходимую для перевозчиков информацию об условиях перевозок.
Процедура подготовки и проведения конкурса на перевозку пассажиров на автобусном маршруте общего пользования определена Порядком проведения конкурса на перевозку пассажиров на автобусном маршруте общего пользования, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 29 января 2003 года № 139.
Пунктами 10 и 11 указанного Порядка установлено, что конкурсный комитет публикует в средствах массовой информации не позднее чем за 15 дней до начала конкурса объявление о конкурсе, которое должно содержать такую информацию: наименование заказчика; наименование и основные характеристики объектов конкурса; основные условия перевозки пассажиров; срок представления и адрес, по которому подаются документы на конкурс; место и дату получения бланков документов; место, дату и время проведения конкурса; телефон для справок по вопросам проведения конкурса.
Учитывая изложенное, местный хозяйственный суд пришел к обоснованному выводу о том, что действия ответчика во время проведения конкурса по перевозке на пригородных автобусных маршрутах общего пользования привели к: недоведению в установленном порядке к сведению участников конкурса требований относительно класса (вместительности) транспортных средств, которые фактически необходимо было привлечь для перевозки пассажиров; неопубликованию объявления о проведении этого конкурса, что привело к неравному положению отдельных претендентов при определении победителя конкурса, а, следовательно, и к ограничению конкуренции во время проведения конкурса.
При таких обстоятельствах обжалованное постановление апелляционного хозяйственного суда подлежит отмене.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…